Социология

39.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Направление Социология и социальная работа

Вступительные испытания
  • Социология — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)

Описание программы
  • Основная образовательная программа магистратуры «Социология», реализуемая в Санкт-Петербургском государственном университете, - одна из самых востребованных программ подготовки магистров социологии в России, прием на которую ведется с 1999 года. Санкт-Петербургский университет - alma mater российской социологии, имеющей более чем вековую традицию развития
  • Преимуществом программы является разнообразие направлений подготовки магистров социологии, отражающих все сферы социологических исследований: гендерные исследования, современные социологические теории, современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества, социальную антропологию, социологию политики и международных отношений, социологию организаций и управления персоналом, социологию культуры и коммуникаций, экономическую социологию, социологию государственного управления, исследования цифрового общества
  • Программу отличает наличие собственной ресурсной базы для проведения эмпирических социологических исследований на современном оборудовании, экспертная поддержка по всем направлениям практических сфер деятельности социолога, широкий выбор инициативных учебно-научных социологических центров, в том числе, международных
  • Высокое качество обучения достигается также путем сотрудничества с широким спектром работодателей – ведущими отечественными и зарубежными социологическими центрами, научно-исследовательскими институтами, государственными и бизнес-структурами, что обеспечивает возможности успешного прохождения практики и дальнейшего трудоустройства
Зачет онлайн-курсов
Основные учебные курсы
  • Аналитические платформы
  • Инструменты для работы с Big Data в социальных науках
  • История социологии: классические основания современной социологии
  • Методика преподавания социологии в высшем учебном заведении
  • Методология и методы социологических исследований
  • Современные социологические теории
  • Человеческий фактор в политике
  • Экономическая социология
  • Социальные коммуникации
Аккредитация

Программа имеет международную аккредитацию ENQA/AKKORK (сертификат от 09.01.2019 №А-274/012019), подтверждающую высокий уровень подготовки выпускника, соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества

Преимущества обучения
  • Программа готовит высококвалифицированных социологов–профессионалов для работы в российских и международных компаниях и организациях, занимающихся аналитической, консультационной, научно-исследовательской и образовательной деятельностью
  • Выпускники получают знания, качество которых соответствует мировым стандартам подготовки магистров в области социологии
  • Магистры, ориентированные на дальнейшее обучение в аспирантуре в ведущих российских вузах или по программе PhD в зарубежных университетах, получают соответствующую подготовку
  • Обучающиеся имеют возможность принять участие в программах академической мобильности. Список университетов-партнеров включает в себя более 300 ведущих университетов Европы, Америки и Азии
  • Широкие возможности включения в научно-исследовательскую деятельность в области социальных наук
  • Магистранты имеют возможность участвовать в программах международного академического обмена ведущих университетов Европы, Америки, Азии
  • Современное серверное оборудование и уникальное специализированное программное обеспечение центра социологических и интернет-исследований позволяет проводить интернет- и телефонные опросы с использованием самоадминистрирующихся опросников, фокусированные интервью в режиме видеосвязи, мониторинг контента социальных сетей
  • Магистерское образование в области социологии является одним из наиболее востребованных на современном рынке труда
  • Фундаментальная подготовка в области социальных наук
  • Прикладные знания и навыки для решения социально-значимых проблем
Известные преподаватели
  • Ю. В. Веселов — доктор социологических наук, профессор, заведующий Кафедрой экономической социологии, признанный специалист в области экономической социологии с широким кругом научных интересов (история экономической социологии, социология питания, социология доверия и т. д.). Автор монографий, учебников и статей, в том числе изданных за рубежом
  • В. И. Ильин — доктор социологических наук, профессор Кафедры социологии культуры и коммуникации, известный исследователь в области методологии социальных исследований, социологии культуры, социологии повседневной жизни, социологии молодежи российского мегаполиса, социологии потребления, руководитель многих научных проектов, автор многочисленных научных работ, в том числе изданных за рубежом

  • В. В. Козловский — доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой социологии культуры и коммуникации, директор Социологического института РАН, главный редактор «Журнала социологии и социальной антропологии», член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии. Известный отечественный социолог. Специализируется в области теории социологии, социологии культуры и коммуникации, истории отечественной общественной мысли. Автор многочисленных научных работ

  • Д. В. Иванов — доктор социологических наук, профессор, заведующий Кафедрой теории и истории социологии. Принадлежит к новому поколению отечественных социологов, изучающих новейшие тенденции общественного развития. Автор оригинальных концепций «виртуализации общества» и «глэм-капитализма», получивших значительный резонанс в научных кругах

  • В. И. Дудина — доктор социологических наук, доцент, заведующая Кафедрой прикладной и отраслевой социологии. Признанный специалист в области методологии социологических исследований и прикладной социологии. Руководитель исследовательских проектов в области цифровой социологии и социологии здоровья. Автор публикаций в авторитетных международных научных журналах

Международные связи
  • Университет Билефельда, факультет социологии (Германия)
  • Университет Гамбурга, Институт социологии (Германия)
  • Университет Магдебурга имени Отто-фон-Герике (Германия)
  • Центр германо-российского научного трансфера Высшей школы Вехты (Германия)
  • Университет Хельсинки, Центр прогрессивных исследований в области философии социальных наук (Финляндия)
  • Карлов университет в Праге (Чехия)
  • Пекинская академия социальных наук (КНР)
  • Институт российских исследований университета иностранных языков Ханкук (Республика Корея)
Реализация программы по сетевой форме

Между Санкт-Петербургским государственным университетом и Севастопольским государственным университетом подписан Договор № 24-13-55/2020с о реализации образовательной программы с использованием сетевой формы по подготовке магистров социологии, что обеспечит возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов обеих организаций

Основные направления исследований
  • Взаимодействие государства и гражданского общества
  • Гендерные отношения в современном обществе
  • Межкультурная коммуникация
  • Методология и методика социологии
  • Прикладные социологические исследования
  • Социальная антропология
  • Социальная политика
  • Социальное развитие регионов
  • Социальные аспекты глобализации
  • Социология здоровья
  • Социология коммуникаций
  • Социология культуры
  • Социология молодежи
  • Социология науки и образования
  • Социология организаций и управления персоналом
  • Социология политики
  • Социология потребления
  • Социология религии
  • Социология социальных проблем
  • Социология труда и предпринимательства
  • Сравнительная социология
  • Теории информационного общества
  • Теория, методология и история социологии
  • Экономическая социология
Профессиональные траектории обучения
Структура обучения по основной образовательной программе высшего образования магистратуры «Социология» по направлению 39.04.01 «Социология»

Обучение по ООП «Социология» (магистратура) включает изучение общих дисциплин, предполагающих освоение компетенций по истории, теории и методологии социологии, современным социологическим исследованиям процессов социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития, освоение инструментов работы с большими базами данных, методики преподавания социологии в высшем учебном заведении, а также углубленное изучение специальных дисциплин по четырем блокам (траекториям) обучения, в рамках которых обучающиеся имеют возможность освоить компетенции, необходимые для осуществления научно-исследовательской работы по основным научным направлениям социологии:

Экономическая социология и социология управления
  • Блок (траектория) включает дисциплины, посвященные социальным характеристикам функционирования рынков, маркетинговым исследованиям, исследованиям современных трудовых отношений и профессиональной деятельности, анализу основных аспектов развития денежной культуры, различным направлениям развития корпоративной культуры современных предприятий, социоинституциональной среде деятельности фирм, исследованию КСО и этики бизнеса, социологии международных экономических отношений, социологии организаций, управлению персоналом, HR-менеджменту, корпоративному управлению, конфликт-менеджменту, организационному консалтингу, теории и практики public administration и другие
Социология культуры и коммуникаций
  • Блок (траектория) включает дисциплины, посвященные социологическим исследованиям культурных и коммуникативных практик, коммуникаций в виртуальной реальности, бизнес-коммуникаций, художественной культуры в современном обществе, социологии рекламной деятельности, социокультурному маркетингу, социокультурным туристическим практикам, социологии моды и стиля, семиотическим аспектам социальных коммуникаций, междисциплинарному подходу к анализу социальных коммуникаций и культуры, деловой коммуникации, методам социальных исследований конфликтов и культуры и другие
Современные исследовательские методы и социологические теории
  • Блок (траектория) включает дисциплины, посвященные инновационным и социоинженерным методам в современной практике социальных исследований, использованию больших баз социологических и статистических данных, современным количественным и качественным методам в социологическом исследовании, технологиям социального проектирования, методам исследования социальных коммуникаций, социальных групп и социальных проблем, визуальной социологии, методам интеллектуального анализа данных, управлению социологическими проектами, дизайну эмпирического исследования и разработке итоговых документов социологического исследования, основным направлениям и результатам новейших социологических исследований в области истории и теории социологии и другие
Политическая социология и социальная антропология: власть, культура, гендер
  • Блок (траектория) включает дисциплины, посвященные социологическим исследованиям политической системы и современных международных отношений, социально-политическим коммуникациям, социологическому анализу деятельности политических партий и власти, современной социальной антропологии и методам исследования этнических процессов, социологическим исследованиям процессов формирования культурного многообразия в современном мире, визуальной антропологии, миграции как фактору социальных и культурных трансформаций, специализации и интеграции гендерных исследований, гендерным исследованиям на международном уровне и другие
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
  • ФГБУ науки «Социологический институт РАН»
  • Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад»
  • СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»
  • НИ АО «Институт сравнительных социальных исследований» CESSI
  • Администрация губернатора Санкт-Петербурга
  • Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
  • Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
  • Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
  • Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ
  • Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата
  • ООО «Газпромнефть Бизнес-сервис»
  • ОАО «Сбербанк России»
  • ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»
  • ООО «Сименс Технологии газовых Турбин»
  • ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»
  • ООО «Хэдхантер»
  • ООО «Яндекс»
  • АО «Петроэлектросбыт»
  • ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
  • АНО «Институт исследования и развития стрит-арта»
  • СПбГБУ культуры «Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"»
  • ФГБУ культуры «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"»

Полный список организаций-партнеров включает в себя 226 коммерческих организаций, органов власти, государственных организаций и некоммерческих структур

Перечень ключевых профессий
  • Широкий охват преподаваемых знаний обеспечивается междисциплинарным характером обучения, что позволит выпускникам основной образовательной программы осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях

В списке потенциальных должностных позиций:

  • Социолог
  • Антрополог
  • Ведущий аналитик-социолог
  • Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований
  • Эксперт-специалист в области социологической экспертизы
  • Консультант-специалист в области социологической экспертизы и применения ее результатов в социологической и экономической сфере
  • Руководитель направления исследований
  • Руководитель проекта
  • Ведущий специалист полевого отдела
  • PR-специалист
  • HR-менеджер
  • Специалист по социальному консалтингу и социальному аудиту
  • Преподаватель социальных наук в высших учебных заведениях
  • Аналитик маркетинговой службы
  • Аналитик социальных медиа
  • Project-менеджер
  • Комьюнити-менеджер
Перечень известных организаций, в которых работают выпускники
  • Органы государственной власти и управления
  • Информационно-аналитические службы производственных предприятий
  • Маркетинговые компании
  • Рекрутинговые компании
  • Туристический бизнес
  • Средства массовой информации
  • Неправительственные организации
  • Исследовательские институты
  • Сфера науки и образования
  • Мониторинговые и исследовательские центры
  • Бизнес-структуры
  • Рейтинговые агентства