Психическое здоровье

37.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Научное исследование в области психического здоровья — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Описание программы
  • Основная образовательная программа магистратуры «Психическое здоровье» направлена на подготовку психологов в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей. Программа включает в себя дисциплины, которые объединены общей методологией проведения исследований и научно обоснованной клинической работы в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей (раннего вмешательства)

Программа позволяет обучающимся самостоятельно выстроить свой образовательный маршрут посредством выбора учебных дисциплин из двух блоков:

  • психическое здоровье детей (дисциплины этого блока направлены на формирование у студентов исследовательской и клинической позиции, основанной на теории привязанности и психоаналитической парадигме психопатологии развития, на изучении травмы и стресса у детей, включая био-поведенческие исследования)
  • консультативная психология (этот блок дисциплин нацелен на подготовку исследователей в области психологического консультирования детей и родителей, в том числе из групп риска, а также в области раннего психологического вмешательства)

Образовательная программа «Психическое здоровье» направлена на продолжение высшего образования абитуриентов, имеющих базовое психологическое, психолого-педагогическое, специальное (дефектологическое) образование и выпускников иных направлений подготовки, проявивших интерес и мотивацию к обучению на программе

Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы консультативной психологии и раннего вмешательства
  • Психическое здоровье личности
  • Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка
  • Методы изучения психического здоровья детей
  • Диагностика психического развития в детской клинической психологии
  • Психологическое консультирование детей и родителей
  • Методы и формы раннего вмешательства
  • Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями развития
  • Вопросы консультирования детей, оставшихся без попечения родителей, и их семей
  • Вопросы консультирования при расстройствах личности
  • Современные методы психологического консультирования и психотерапии
  • Групповое психологическое консультирование и психотерапия
  • Семья и психическое здоровье личности
  • Психологическое консультирование: направление и виды
  • Психологическое консультирование клиентов различных категорий
  • Направления семейного консультирования
  • Профессиональные навыки психолога в работе с детьми и родителями
  • Профессиональные навыки психолога-консультанта
Аккредитация

Программа имеет международную аккредитацию DEVA-IMPLANTA. Это гарант высокой подготовки выпускника, соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества

Свидетельство об аккредитации

Преимущества обучения
  • Основная образовательная программа магистратуры «Психическое здоровье» направлена на подготовку психологов в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей. Реализация программы основывается на понимании важности развития психически здоровой личности в системе взаимодействия и отношений с близкими людьми, начиная с ранних этапов развития человека в семье, уделяя внимание нюансам взаимодействия в детско-родительской системе отношений
  • Преподаватели программы принимали ведущее участие в создании Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) для детей из групп риска нарушения психического здоровья и развития в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г.), в реорганизации работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014г.), в крупных международных и отечественных научных исследованиях в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, в том числе в мегагранте Правительства Российской Федерации (№ 14.Z50.31.0027) «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка»
  • Преподаватели ведут клиническую работу, в т.ч. в программах раннего вмешательства, с детьми и родителями, с клиентами различных категорий в организациях здравоохранения, образования, социального развития, некоммерческих организациях, разрабатывают и реализуют социальные проекты помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации
  • Преподаватели магистерской программы прошли подготовку и повышают квалификацию в областях психического здоровья и развития детей (Международная ассоциация психического здоровья детей, WAIMH; Общество исследователей развития ребенка, SRCD), теории привязанности (Международная ассоциация по изучению отношений привязанности IASA; Институт семейных отношений, Майями, США), детского психоанализа (Центр Анны Фрейд (Лондон), Санкт-Петербургское общество детского психоанализа), психоаналитической психотерапии (Международная психоаналитическая ассоциация IPA), перинатальной психологии (Международная ассоциация перинаталогии и пренатальной психологии и медицины, ISPPM) и др.
Известные преподаватели
  • Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор, член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты РФ, член Совета по профилактике и вмешательству Европейской федерации психологических ассоциаций (Board of Prevention and Intervention of European Federation of Psychologists Association), член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев и детей раннего возраста (World Association for Infant Mental Health)
  • Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинг-аналитик PIEE (Психоаналитический институт для Восточной Европы), почетный президент Санкт-Петербургского общества детского психоанализа, член редакционного совета международного журнала Journal of Child Psychotherapy
  • Н. Л. Плешкова — кандидат психологических наук, доцент, ведущий специалист в области изучения привязанности и раннего вмешательства, действительный член Международной ассоциации по исследованию привязанности (International Association for the Study of Attachment) О. И. Пальмов — кандидат психологических наук, доцент, ведущий специалист в области раннего вмешательства, а также программ модернизации сиротских учреждений, член Российской Ассоциации Раннего вмешательства
  • В. О. Аникина — кандидат психологических наук, доцент, участник серии исследований по раннему детству в рамках президентских и зарубежных грантов, специалист по сопровождению раннего детского развития, психолог-консультант
  • И.А. Аринцина — кандидат психологических наук, доцент, участник серии исследований по раннему детству, поддержанных грантами, специалист по сопровождению раннего детского развития
  • М.А. Гулина — старший преподаватель, психолог-консультант
Международные связи
  • Университет Питтсбурга (США)
  • Университет Делавэра (США)
  • Университет Минью, Португалия
  • Университет Гамбурга, Германия
  • Вильнюсский университет, Литва
  • Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
  • Орхусский университет, Дания
  • Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
  • Сарагосский университет, Испания
  • Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
  • Университет Бейра Интериор, Португалия
  • Университет Витаутаса Великого, Литва
  • Университет Портсмута, Великобритания
  • Университет Сантьяго де Компостела, Испания
  • Университет Тохоку, Япония
  • Эдинбургский университет, Великобритания
  • Ягеллонский университет, Польша
Основные направления исследований
  • Влияния раннего опыта на психическое здоровье и развитие человека
  • Взаимодействие и привязанность ребенка и близкого взрослого
  • Психическое здоровье и развитие детей с особыми потребностями
  • Научное обоснование семейно-центрированных программ ранней помощи для детей из различных групп риска
  • Взаимосвязь характеристик раннего детского опыта клиента с особенностями его функционирования во взрослом возрасте
  • Консультирование клиентов различных категорий, в том числе клиентов, относящихся к социальной группе риска
  • Личность консультанта и клиента и взаимосвязь их личностных характеристик с процессом и результатом психологического консультирования
  • Оценка эффективности психологического консультирования
Практика и будущая карьера

Места прохождения практики

  • Благотворительный фонд «Твоя территория. Психологическая помощь подросткам и молодежи»
  • ГБОУ гимназия № 528 Невского района
  • Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа-интернат № 2 Кировского района Санкт-Петербурга и другие
  • ДОУ Центр развития ребенка д/с № 41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербургский дом ребенка № 13 Адмиралтейского района
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
  • Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги»
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам»
  • Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям»
  • Центры социальной помощи семье и детям

Перечень ключевых профессий

  • Выпускники программы являются высококвалифицированными психологами с высоким уровнем готовности к самостоятельной научно-исследовательской, образовательной, практической и просветительской профессиональной деятельности.
  • По окончании программы выпускники будут подготовлены к работе в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей в государственных и негосударственных организациях.
  • Психолог образовательной организации
  • Психолог в учреждениях здравоохранения
  • Психолог в социальной сфере
  • Педагог-психолог

Известные организации, в которых работают выпускники

  • Благотворительный Фонд «Твоя территория. Психологическая помощь подросткам и молодежи»
  • Государственное образовательное дошкольное учреждение № 41. «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга
  • Региональное общественное движение «Петербургские родители»
  • Санкт-Петербургская благотворительная культурно-просветительская общественная организация содействия развитию еврейской культуры «Адаин Ло»
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
  • Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  • Центры социальной помощи семье и детям г. Санкт-Петербурга
  • Центр помощи семье и детям при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт-Петербурга
  • Центр тренинга и консультирования «12 коллегий»