Цифровая социология
39.04.01На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Социология и социальная работа
Социология — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Образовательная программа магистратуры «Цифровая социология» разработана как ответ на постоянно растущий спрос специалистов, умеющих
- работать с данными разного рода
- извлекать информацию, характеризующую современное общество
- выявлять проблемы и предлагать решения в виде специальных социальных проектов, комплексов аналитических материалов для нужд государственных и негосударственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, сфер бизнеса, общественно-политических организаций, СМИ
После освоения программы магистры смогут
- осуществлять исследования процессов и явлений современного общества с использованием новейшего программного обеспечения и Интернет-технологий
- применять соответствующие алгоритмы извлечения, обработки и анализа данных
- участвовать в создании и обслуживании информационных систем и приложений в предметной области (в составе проектных команд)
- использовать данные для принятия решений, оценки эффективности реализации различных социальных программ и инициатив
Программа будет полезна
- бакалаврам программ подготовки социальной и гуманитарной направленности
- практикам социальной сферы, включая руководителей различного уровня
- специалистам, получившим непрофильное образование, но обладающим базовыми знаниями в области общественных наук и стандартным набором знаний по математической статистике
- Теории цифрового общества
- Анализ социальных медиа: теория и прикладные методы и технологии
- Практикумы по программированию на языках R / Python
- Аналитические платформы
- Инструменты для работы с BigData в социальных науках
- Цифровые трансформации инструментов повседневной деятельности: VR-технологии, геймификация, 3D-инструменты, Интернет вещей
- Интеллектуальная собственность и трансфер технологий
- Социология умного города
- Программа является междисциплинарной и рассчитана на подготовку магистров, осуществляющих практическую работу в сфере цифровой социологии, и ориентирована на широкое применение результатов социологических исследований цифрового общества и инструментария современных информационных технологий на практике
- Спецификой образовательной программы является интегрированный характер большинства учебных курсов, ориентированных не только на преподавание определенных дисциплин, но и на решение практических задач. В рамках преподавания курсов будут использованы конкретные кейсы на основе реализованных проектов преподавателей
- Значительное число компетенций, полученных во время обучения на данной программе, созвучно востребованному в практике направлению data analyst
- Обучающиеся имеют возможность принять участие в программах академической мобильности. Список университетов-партнеров включает в себя более 300 ведущих университетов Европы, Америки и Азии
- А. В. Мальцева (руководитель программы) — доктор социологических наук, член Реестра экспертов научно-технической сферы Министерства науки и образования РФ, член Экспертного совета ВЦИОМ, член диссертационного совета ФНИСЦ РАН (Д 002.011.01), автор 46 Свидетельств РОСРАТЕНТ на БД и ПрЭВМ в области социального анализа, автор более 100 научных публикаций, постоянный консультант проектов Центра Экспертиз СПбГУ
- А. О. Бороноев — доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, действительный член РАЕН, Академии социальных наук, Академии гуманитарных наук. Специализируется по истории русской социологии, социологии межнациональных отношений
- В. В. Козловский — доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой социологии культуры и коммуникации, директор Социологического института РАН, главный редактор «Журнала социологии и социальной антропологии», член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии. Известный отечественный социолог. Специализируется в области теории социологии, социологии культуры и коммуникации, истории отечественной общественной мысли. Автор многочисленных научных работ
- Ю. В. Веселов — доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий Кафедрой экономической социологии. Признанный специалист в области экономической социологии с широким кругом научных интересов (история экономической социологии, социология питания, социология доверия и т. д.). Автор монографий, учебников и статей, в том числе изданных за рубежом
- В. И. Дудина — доктор социологических наук, доцент, заведующая Кафедрой прикладной и отраслевой социологии. Признанный специалист в области методологии социологических исследований и прикладной социологии. Руководитель исследовательских проектов в области цифровой социологии и социологии здоровья. Автор публикаций в авторитетных международных научных журналах
- Д. В. Иванов — доктор социологических наук, профессор, заведующий Кафедрой теории и истории социологии. Принадлежит к новому поколению отечественных социологов, изучающих новейшие тенденции общественного развития. Автор оригинальных концепций «виртуализации общества» и «глэм-капитализма», получивших значительный резонанс в научных кругах
- В. И. Ильин — доктор социологических наук, профессор Кафедры социологии культуры и коммуникации. Известный исследователь в области методологии социальных исследований, социологии культуры, повседневной жизни, молодежи российского мегаполиса, социологии потребления. Руководитель научных проектов, автор многочисленных научных работ, изданных в нашей стране и за рубежом
- Университет иностранных языков Ханкук (Республика Корея)
- Университет Гамбурга (Германия)
- Карлов университет в Праге (Чехия)
- Университет Магдебурга имени Отто-фон-Герике (Германия)
- Факультет социологии Университета Билефельда (Германия)
- Университет Хельсинки (Финляндия)
- Социальные феномены цифрового общества
- Основания социальной стратификации в цифровом обществе
- Виртуализация досуга
- Социальный портрет востребованного сотрудника в эпоху цифровизации
- Виртуальные миры как площадки социализации
- Цифровые следы социальных групп
- Маркеры профессиональных ценностей
- e-портфолио как источник информации об образовательных стратегиях сотрудников
- Самопрезентация на сайтах социальных сетей
Места прохождения практики
- ФГБУ науки «Социологический институт РАН»
- Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад»
- СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»
- НП «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе»
- АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»
- АО «КПМГ»
- ООО «Делойт Консалтинг»
- Администрация губернатора Санкт-Петербурга
- Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
- Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
- Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ
- Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата
- НИ АО «Институт сравнительных социальных исследований» CESSI
- ООО «Газпромнефть Бизнес-сервис»
- ОАО «Сбербанк России»
- ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»
- ООО «Сименс Технологии газовых Турбин»
- ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»
- ООО «Хэдхантер»
- ООО «Яндекс»
- АО «Петроэлектросбыт»
- ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Полный список организаций-партнеров включает в себя 226 коммерческих организаций, органов власти, государственных организаций и некоммерческих структур
Перечень ключевых профессий
Широкий охват преподаваемых знаний обеспечивается междисциплинарным характером обучения, что позволит выпускникам основной образовательной программы осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях
В списке потенциальных должностных позиций:
- Ведущий аналитик-социолог
- Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований
- Эксперт-специалист в области социологической экспертизы
- Консультант-специалист в области социологической экспертизы и применения ее результатов в социологической и экономической сфере
- Руководитель направления исследований
- Руководитель проекта
- PR-специалист
- HR-менеджер
- Project-менеджер
- Специалист по социальному консалтингу и социальному аудиту
- Преподаватель социальных наук в высших учебных заведениях
- Аналитик маркетинговой службы
- Цифровой тьютор
- Аналитик социальных медиа
- Data analyst
- R&D-менеджер
- SMM-менеджер