Цифровая социология
39.04.01 На английском и русском языках
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Социология и социальная работа
С дополнительной квалификацией «Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа»
Исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 ‑ 2030 годы» и старт национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» приводит к появлению всё большего числа направлений деятельности, требующих сочетания классических и инновационных профессиональных компетенций в сфере государственной службы, бизнеса, научно‑исследовательской и образовательной деятельности
Программа магистратуры «Цифровая социология с дополнительной квалификацией „Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа“)» разработана как ответ на постоянно растущий спрос на специалистов, умеющих работать:
- с данными разного рода извлекая информацию, характеризующую современное общество
- оперативно выявлять проблемы и предлагать решения в виде специальных социальных проектов, комплексов аналитических материалов для нужд государственных и негосударственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, сфер бизнеса, общественно‑политических организаций, СМИ
После освоения программы магистры смогут:
- использовать оперативные средства и методы анализа данных, необходимые для оценки состояния общества
- комплексно оценивать последствия цифровизации для общества, в том числе с использованием реактивных (полученных с помощью опроса и других традиционных методов) и нереактивных (изучения цифровых следов) данных
- осуществлять исследования процессов и явлений современного общества с использованием новейшего программного обеспечения, Интернет‑технологий
- применять соответствующие поставленной исследовательской задаче алгоритмы извлечения, обработки и анализа данных
- участвовать в создании и обслуживании информационных систем и приложений в предметной области (в составе проектных команд)
- использовать данные для принятия решений, оценки эффективности реализации различных социальных программ и инициатив в рамках data‑driven подхода
- организовывать R&D (Research and Development) инициативы, включающие научно‑исследовательские и опытно‑конструкторские разработки (НИОКР), направленные на получение новых знаний о человеке и обществе, их применение в практической деятельности
Программа полезна бакалаврам социальной и гуманитарной направленности; практикам социальной сферы, включая руководителей различного уровня; специалистам аналитических отделов различных отраслей, имеющих отношение к работе с человеком и обществом и принимающим решения на основе данных.
Социология — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
- Анализ социальных медиа: теория и прикладные методы и технологии
- Теории цифрового общества
- Практикумы по программированию на Python
- Аналитические платформы
- Инструменты для работы с BigData в социальных исследованиях
- Цифровые трансформации инструментов повседневной деятельности
- Социология умного города
Факультативы:
- Управление проектами в области информационных технологий
- Практикум по автоматизированному сбору и анализу данных
- Управление человеческими ресурсами
- Эксперимент в социологических исследованиях
- Семинар по подготовке выпускной работы
- Политическая социология
- Китайский язык (онлайн-курс)
- Хинди (онлайн-курс)
- Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху (онлайн-курс)
- Адаптация и обучение в Университете (ЭО)
- Университетская жизнь. Основы корпоративной этики (онлайн-курс)
Программа является междисциплинарной, рассчитана на подготовку магистров, осуществляющих работу по анализу общества, ориентирована на широкое применение результатов социологических исследований цифрового общества и инструментария современных информационных технологий на практике, оперативное использование максимально широкого спектра источников данных.
Спецификой образовательной программы является интегрированный характер большинства учебных курсов, ориентированных не только на преподавание определенных дисциплин, но и на решение практических задач. В рамках преподавания курсов используются конкретные кейсы на основе реализованных проектов преподавателей.
Значительное число компетенций, полученных во время обучения на данной программе, созвучно востребованным в практике направлениям работы:
- Дата-аналитик
- Специалист в области исследований и развития услуг и продуктов
- Специалист SMM, PR и HR
- Аналитик цифровых следов
- Обучающиеся имеют возможность принять участие в программах академической мобильности, использовать научный парк СПбГУ
- А. В. Мальцева (руководитель программы) — доктор социологических наук, член Реестра экспертов научно-технической сферы Министерства науки и образования РФ, член Экспертного совета ВЦИОМ, член диссертационного совета ФНИСЦ РАН (Д 002.011.01), автор 46 Свидетельств РОСРАТЕНТ на БД и ПрЭВМ в области социального анализа, автор более 100 научных публикаций, постоянный консультант проектов Центра Экспертиз СПбГУ
- А. О. Бороноев — доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, действительный член РАЕН, Академии социальных наук, Академии гуманитарных наук. Специализируется по истории русской социологии, социологии межнациональных отношений
- В. В. Козловский — доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой социологии культуры и коммуникации, директор Социологического института РАН, главный редактор «Журнала социологии и социальной антропологии», член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии. Известный отечественный социолог. Специализируется в области теории социологии, социологии культуры и коммуникации, истории отечественной общественной мысли. Автор многочисленных научных работ
- Ю. В. Веселов — доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий Кафедрой экономической социологии. Признанный специалист в области экономической социологии с широким кругом научных интересов (история экономической социологии, социология питания, социология доверия и т. д.). Автор монографий, учебников и статей, в том числе изданных за рубежом
- В. И. Дудина — доктор социологических наук, доцент, заведующая Кафедрой прикладной и отраслевой социологии. Признанный специалист в области методологии социологических исследований и прикладной социологии. Руководитель исследовательских проектов в области цифровой социологии и социологии здоровья. Автор публикаций в авторитетных международных научных журналах
- Д. В. Иванов — доктор социологических наук, профессор, заведующий Кафедрой теории и истории социологии. Принадлежит к новому поколению отечественных социологов, изучающих новейшие тенденции общественного развития. Автор оригинальных концепций «виртуализации общества» и «глэм-капитализма», получивших значительный резонанс в научных кругах
- В. И. Ильин — доктор социологических наук, профессор Кафедры социологии культуры и коммуникации. Известный исследователь в области методологии социальных исследований, социологии культуры, повседневной жизни, молодежи российского мегаполиса, социологии потребления. Руководитель научных проектов, автор многочисленных научных работ, изданных в нашей стране и за рубежом
На регулярной основе организуются мастер-классы, открытые лекции и семинары бывших выпускников факультета и его партнеров, что расширяет представления обучающихся о направлениях научных и практических исследований, позволяет корректировать стратегии трудоустройства
Обучающиеся имеют возможность осуществлять академическую мобильность в соответствие со своими исследовательскими интересами в рамках договоров СПбГУ с ведущими мировыми научными центрами. Соглашения о сотрудничестве СПбГУ с зарубежными университетами-партнерами, в рамках которых осуществляются программы академической мобильности доступны по ссылке
- Социальные феномены цифрового общества
- Основания социальной стратификации в цифровом обществе
- Виртуализация досуга
- Социальный портрет востребованного сотрудника в эпоху цифровизации
- Виртуальные миры как площадки социализации
- Цифровые следы социальных групп
- Маркеры профессиональных ценностей
- e-портфолио как источник информации об образовательных стратегиях сотрудников
- Самопрезентация на сайтах социальных сетей
Места прохождения практики
- ФГБУ науки «Социологический институт РАН»
- Фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад»
- СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»
- НП «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе»
- АО «КПМГ»
- ООО «Делойт Консалтинг»
- Администрация губернатора Санкт-Петербурга
- Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
- Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
- Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ
- Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата
- ООО «Газпромнефть Бизнес-сервис»
- ОАО «Сбербанк России»
- ООО «Хэдхантер»
- ООО «Яндекс»
- АО «Петроэлектросбыт»
- ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
- Полный список организаций-партнеров включает в себя органы власти, государственные организации, некоммерческие структуры, коммерческие организации и доступен по ссылке.
Перечень ключевых профессий
Широкий охват преподаваемых знаний обеспечивается междисциплинарным характером обучения, что позволяет выпускникам программы «Цифровая социология» осуществлять профессиональную деятельность, например, в следующих должностных позициях:
- Ведущий аналитик-социолог
- Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований
- Эксперт-специалист в области социологической экспертизы
- Консультант-специалист в области социологической экспертизы и применения ее результатов в социологической и экономической сфере
- Руководитель направления исследований
- Руководитель проекта
- PR-специалист
- HR-менеджер
- Project-менеджер
- Специалист по социальному консалтингу и социальному аудиту
- Преподаватель социальных наук в высших учебных заведениях
- Аналитик маркетинговой службы
- Цифровой тьютор
- Аналитик социальных медиа
- Data-аналитик
- R&D-менеджер
- SMM-менеджер