Языковое образование и речевое развитие ребенка‑инофона
Программа предназначена для преподавателей русского языка и литературы, учителей начальных классов, логопедов, занимающихся преподаванием русского языка в полиязычных и полиэтнических коллективах. Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка и начальных классов в области методики преподавания русского языка в полиэтническом классе.
- Лекции и практические занятия посвящены теоретическим основам лингводидактической поддержки иноязычного школьника, анализу путей формирования фонологического, лексического, грамматического компонента языковой способности, специфики метаязыковой деятельности в ситуации многоязычия
- Мастер‑классы ориентированы на знакомство слушателей с новейшими методиками преподавания русского языка как неродного, диагностики речевого развития и уровня языкового владения; формирование навыков практической работы с учебными пособиями по русскому языку как неродному для детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Самостоятельная работа нацелена на формирование навыка самостоятельного анализа причин трудностей в процессе освоения русского языка иноязычныи школьниками и разработки методов и приемов работы на уроках русского языка как неродного
В процессе преподавания используются как классические методы обучения (лекции и семинары), так и круглые столы, позволяющие слушателям протестировать существующие методики работы с иноязычными школьниками. Возможно использование мультимедийного оборудования, проведение занятий в дистанционной форме.
Программа реализуется опытными преподавателями, имеющими большой стаж работы по специальности; учеными‑лингвистами, занимающимися вопросами речевого онтогенеза и детского многоязычия; авторами уникальных методик преподавания русского языка детям и специалистами в области языкового тестирования.
Слушатели получают возможность знакомства с проблематикой ведущих научных школ и книжных издательств Санкт‑Петербурга, доступа к уникальной научной и учебной литературе.
Слушатели программы имеют возможность обменяться опытом по вопросам преподавания русского языка как неродного в рамках занятий.
По результатам обучения слушатель должен знать:
- психолингвистические закономерности освоения языка в процессе общения и целенаправленного обучения
- основные способы и методы формирования билингвизма
- классификации речевых ошибок, возникающих у одноязычных и полиязычных школьников
- методы и приемы языкового тестирования иноязычных детей
- методы и приемы обучения иноязычных школьников аспектам языка и видам речевой деятельности
По результатам обучения слушатель должен уметь:
- применять лингвистические и линвгометодические знания для решения конкретных задач оказания лингвистической поддержки иноязычным школьникам
- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами
- анализировать учебники, учебные пособия, материалы для тестирования по русскому языку как неродному и отбирать материал, соответствующий целям и задачам обучения в конкретном полиязычном коллективе
- самостоятельно разрабатывать учебные материалы и материалы для контроля знаний и умений по русскому языку для детей‑инофонов, в том числе с использованием ресурсов Интернет
По результатам обучения слушатель должен обладать навыками:
- лингвистического анализа речевой продукции иноязычных школьников
- научного анализа методических и учебных материалов по русскому языку как неродному и иностранному
- применения методов и приемов обучения аспектам языка и видам речевой деятельности в детской аудитории
- выбора и использования необходимого учебного материала
- научного анализа процесса и результатов обучения
Программа имеет практическую направленность:
- слушатели послушают лекции ведущих преподавателей петербургских университетов и познакомятся с психологическими и психолингвистическими моделями процессов освоения русского языка как неродного в учебной и естественной ситуации
- освоят методы лингвистического анализа речевых ошибок, разработанного в трудах представителей Санкт‑Петербургской школы онтолингвистики — одной из уникальных научных школ Санкт‑Петербурга
- получат информацию о целях и существующих методиках тестирования уровня речевого развития и степени владения языком
- приобретут возможность пообщаться с педагогами, имеющими большой опыт работы в полиэтничных классах, авторами пособий для школьников по русскому языку как неродному и сотрудниками Санкт‑Петербургского издательства «Златоуст» — ведущим российским издательством, специализирующемся на издании учебных пособий по русскому как иностранному
- Татьяна Александровна Круглякова — научный руководитель программы, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ
- Мария Дмитриевна Воейкова — доктор филологических наук, зав. отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, профессор кафедры русского языка СПбГУ
- Леонид Викторович Московкин — доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ, профессор кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, почетный работник образования Российской Федерации
- Нина Александровна Любимова — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ
- Стелла Наумовна Цейтлин — доктор филологических наук, почетный профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и Череповецкого государственного университета, организатор и заведующая лабораторией онтолингвистики РГПУ имени А. И. Герцена, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, руководитель Санкт‑Петербургской научной школы онтолингвистики
- Анна Владимировна Голубева — кандидат филологических наук, главный редактор издательства «Златоуст»
- Виктория Дмитриевна Горбенко — кандидат филологических наук, доцент, директор Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого
- Татьяна Витальевна Кузьмина — кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории онтолингвистики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, преподаватель русского языка АНО «Дети Петербурга»
- Полина Михайловна Эйсмонт — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания СПбГУ, приглашенный преподаватель Санкт‑Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ «Высшая школа экономики», специалист в области психолингвистики и онтолингвистики
- Людмила Евгеньевна Степанец — аспирант кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, учитель школы Санкт‑Петербурга, автор и участник программ по лингвистическому сопровождению детей‑мигрантов
- Дарья Владимировна Долбилова — аспирант кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, старший преподаватель Центра русского языка как иностранного Санкт‑Петербургского политехнического университета Петра Великого, выпускник РГПУ имени А. И. Герцена (преподаватель английского языка и русского языка как иностранного) и СПбПУ Петра Великого (экономист)
- Наши преподаватели — учёные с мировым именем, опытные педагоги, лауреаты престижных международных премий.
- Мы разработали более 800 дополнительных образовательных программ — от самых популярных до самых редких и уникальных.
- У нас вы сможете соприкоснуться с 300-летней традицией первого российского классического университета и стать её частью.
- СПбГУ — это особая культурная среда, сформировавшая множество известных российских учёных, политиков, предпринимателей и деятелей культуры.
- Пройдя обучение, вы получите удостоверение установленного образца СПбГУ, подтверждающее высокий уровень полученных знаний.
- Обучаясь у нас, вы получите доступ к уникальным ресурсам Университета: от обширной научной библиотеки до многочисленных музеев.