Философия, этика и религиоведение

47.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • История философии — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — письменно
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:

Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы религиоведения
  • Актуальные проблемы философии
  • Актуальные проблемы этики
  • Иностранный язык
  • История и философия науки
  • История философии
  • Методология современного гуманитарного исследования
  • Философия, этика и религиоведение в системе гуманитарного знания
Известные преподаватели
  • В. Ю. Быстров — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии СПбГУ
  • А. В. Дьяков — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ
  • И. Б. Микиртумов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой логики СПбГУ
  • И. Д. Осипов — профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории философии СПбГУ.
  • В. Ю. Перов — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой этики СПбГУ.
  • А. М. Соколов — доктор философских наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории СПбГУ
  • Б. Г. Соколов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ
  • Е. Г. Соколов — доктор философских наук, профессор. заведующий кафедрой русской философии и культуры СПбГУ
  • И. Р. Тантлевский — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой еврейской культуры СПбГУ
  • Т. Г. Туманян — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока СПбГУ
  • М. М. Шахнович — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ
  • Л. В. Шиповалова — доктор философских наук, заведующая кафедрой философии науки и техники СПбГУ

Основные направления исследований: история философии, онтология и теория познания, социальная философия, философия религии и религиоведение, философская антропология, логика, эстетика, философия культуры, этика, философия науки и техники.

Ресурсные возможности для исследований
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и других
Проекты и гранты
  • Социально-гуманитарная аналитика компьютерных игр (Гранты Президента РФ для молодых кандидатов наук)
  • Французская философия классической эпохи как национальный проект: история и самосознание (РФФИ)
  • Кластерная культура: исследовательские стратегии и философская аналитика (РФФИ)
  • Методология этической экспертизы в сфере культуры (РФФИ)
  • Философское мировоззрение Л. Н. Толстого в контексте русской и западноевропейской философии XIX–XX веков (РФФИ)
  • Консервативные идеи в советской философии и литературе (круг М. А. Лифшица) (РФФИ)
  • Логический анализ сигнификативных явлений: семантика и прагматика (РФФИ)
  • Проблема идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды (РФФИ)
  • Феноменологическое понятие мира (РФФИ)
  • Инструментальные стратегии развития национального самосознания России: социально-философское исследование технологий скриптизации бытия (РФФИ)
  • Политики медиа (РФФИ)
  • От эрастианизма к трактарианизму: Церковь Англии в конце XVIII — первой половине XIX века (РФФИ)
  • Революционные трансформации в науке как фактор инновационных процессов: концептуальный и исторический анализ (РФФИ)
  • Проблема сопряжения морали и религии в эпикурейской и стоической философии: сравнительный анализ полемического дискурса (РФФИ)
  • Историческая эпистемология: теоретические основания и исследовательские перспективы (РФФИ)
  • Русская церковь и гражданская война в России (РГНФ)
  • Феномен вещи в информационной культуре (РГНФ)
  • Сократические школы как явление античной философии и культуры (РГНФ)
  • Современная популярная музыка как форма имплицитной религиозности (РГНФ)
  • Стратегии философского анализа кинематографического опыта (РГНФ)
  • Сравнительный концептуальный анализ развития экзистенциально-феноменологической традиции в психиатрии и психологии (РГНФ)
  • Карьера ученого в кризисном и/или модернизируемом социуме (историко-научный аспект) (РГНФ)
  • Этический анализ конфликтов ценностей (РГНФ)
  • Отечественная философская журналистика. 1917–1922 годы (РГНФ)
  • Религия, наука и образование в современной России (РГНФ)
  • Логос и поэзис: философская герменевтика русского поэтического высказывания (РГНФ)
  • Память поколения в современной ситуации кризиса исторического сознания (РГНФ)
  • В. И. Ламанский и академическое славянофильство в России в последней трети XIX века (РГНФ)
  • Единство сознания: феноменальное поле и проблема связности опыта (РГНФ)
  • Терминологический аппарат и методология исследования зон культурного отчуждения (РГНФ)
  • Формирование культуры в диаспоре (на примере еврейской, армянской и греческой диаспор) (РНФ)
  • Перспективное развитие российской школы гебраистики: иврит — древний и современный (РНФ)
  • Антропологическое измерение истории философии (РНФ)
  • Модификации социально-политического учения Библии в истории и религиозные основания политико-правовой мысли Российской империи (РНФ)
  • Новый тип рациональности в эпоху медиального поворота (РНФ)
  • Роль волевых актов в структуре интенциональной деятельности (РНФ)
  • Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века (РНФ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
  • Итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Возможность защиты кандидатской диссертации на степень кандидата наук в диссертационном совете СПбГУ
Ключевые моменты
  • Цель программы — подготовка квалифицированных специалистов, обладающих комплексом современных знаний о философских, этических и религиоведческих проблемах и способах их разрешения в различных областях профессиональной деятельности и сферах общественной жизни, способных применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности
  • Программа ориентирована на углубленное изучение всего спектра философских дисциплин: истории философии, онтологии, теории познания, логики, философии науки и техники, социальной философии, философии истории, философской антропологии, эстетики, этики
  • Программа предполагает изучение аспирантами широкой проблематики всех сфер жизни человека и общества, формы их взаимодействия и динамики развития
  • Отличительной особенностью программы является то, что по ней могут обучаться выпускники нефилософских специальностей
Выпускники программы могут:
  • критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
  • проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
  • планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
  • вести преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования
  • самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
  • оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде диссертации, отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах