Философия, этика и религиоведение

47.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • История философии — письменно
  • Иностранный язык — письменно
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает десять дополнительных баллов при поступлении

Основные учебные курсы
  • Иностранный язык
  • История и философия науки
  • Философия, этика и религиоведение в системе гуманитарного знания
  • Методология современного гуманитарного исследования
  • Актуальные проблемы философии
  • Актуальные проблемы религиоведения
  • Актуальные проблемы этики
Известные преподаватели
  • В. Ю. Быстров — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии СПбГУ
  • А. В. Дьяков — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ
  • И. Б. Микиртумов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой логики СПбГУ
  • И. Д. Осипов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии СПбГУ
  • В. Ю. Перов — кандидат философских наук, заведующий кафедрой этики СПбГУ
  • А. М. Соколов — доктор философских наук, доцент, профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой социальной философии и философии истории СПбГУ
  • Б. Г. Соколов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ
  • Е. Г. Соколов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой русской философии и культуры СПбГУ
  • А. И. Стребков — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии СПбГУ
  • И. Р. Тантлевский — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой еврейской культуры СПбГУ
  • Т. Г. Туманян — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока СПбГУ
  • М. М. Шахнович — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ
  • Л. В. Шиповалова — доктор философских наук, заведующая кафедрой философии науки и техники СПбГУ
Ресурсные возможности для исследований
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к сети баз данных академических журналов СПбГУ (в том числе зарубежных)
Проекты и гранты
Реализуемые в рамках программы
  • Христианство и философия: взаимоопределение в контексте кризиса метафизики. Руководитель — кандидат философских наук, старший преподаватель А. Н. Исаков (РГНФ)
  • Проблема идентичности субъекта в современной феноменологии и философии сознания. Руководитель — доктор философских наук, профессор Д. Н. Разеев (РГНФ)
  • Нейронный коррелят сознания: теоретико-философский анализ современных естественнонаучных концепций сознания. Руководитель доктор философских наук, профессор Д. Н. Разеев (РФФИ)
  • Формы институционализации науки в эпоху интеллектуальной революции XVI–XVII веков. Руководитель — доктор химических наук, профессор И. С. Дмитриев (РГНФ)
  • Историософия социальных преобразований в России. Руководитель — доктор философских наук, доцент Н. В. Кузнецов (РГНФ)
  • Аргументация в конкуренции современных исследовательских подходов. Руководитель — кандидат философских наук, доцент А. И. Мигунов (РГНФ)
  • «Золотой век»: мифологические историософия и социогенез в древнегреческой и древнееврейской традициях. Руководитель — доктор философских наук, профессор Р. В. Светлов (РГНФ)
  • Библиотека Императорского Православного Палестинского общества в составе книжного собрания научной библиотеки Государственного музея истории религии. Руководитель — доктор философских наук, профессор Т. В. Чумакова (РГНФ)
  • Коллективные сознания. Руководитель — доктор философских наук, профессор Д. Н. Разеев (РГНФ)
  • Идеология европоцентризма и философские основания ее критики. Руководитель — доктор философских наук, профессор В. Ю. Быстров (РГНФ)
  • Философская историография во французской философии второй половины XX века. Руководитель — доктор философских наук, профессор А. В. Дьяков (РГНФ)
  • «Рождение божественных имен»: историко-философское исследование античных и раннесредневековых учений об имени и именовании. Руководитель — кандидат философских наук Д. С. Курдыбайло (РГНФ)
  • Формальные модели и когнитивные механизмы аргументации в праве. Руководитель — доктор философских наук, доцент Е. Н. Лисанюк (РГНФ)
  • Создание информационной системы «Русская философия: история, источники, исследования». Руководитель — доктор философских наук, профессор А. В. Малинов (РГНФ)
  • До объективности: новоевропейские формы дистрибутивного (распределенного) знания. Руководитель — кандидат философских наук, доцент Е. В. Малышкин (РГНФ)
  • Композициональность и некомпозициональность: логическая теория и прагматика. Руководитель — доктор философских наук, профессор И. Б. Микиртумов (РГНФ)
  • Биополитика и альтернативы цивилизационного развития. Руководитель — доктор философских наук, профессор А. М. Соколов (РГНФ)
  • Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции. Руководитель — кандидат философских наук, доцент Д. А. Черноглазов (РГНФ)
  • Проблема эффективности научных исследований. Философский и исторический контексты. Руководитель — доктор философских наук, доцент Л. В. Шиповалова (РГНФ)
  • Религия, наука и образование в современной России. Руководитель — кандидат философских наук, доцент Г. Е. Боков (РГНФ)
  • В. И. Ламанский и академическое славянофильство в России в последней трети XIX века. Руководитель — доктор философских наук, профессор А. В. Малинов (РГНФ)
  • Отечественная философская журналистика. 1917–1922 годы. Руководитель — доктор философских наук, профессор И. Д. Осипов (РГНФ)
  • Этический анализ конфликтов ценностей. Руководитель — кандидат философских наук, доцент В. Ю. Перов (РГНФ)
  • Единство сознания: феноменальное поле и проблема связности опыта. Руководитель — кандидат философских наук, старший преподаватель М. А. Секацкая (РГНФ)
  • Логос и поэзис: философская герменевтика русского поэтического высказывания. Руководитель — кандидат философских наук, доцент А. К. Секацкий (РГНФ)
  • Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века. Руководитель — доктор философских наук, профессор М. М. Шахнович (РГНФ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
  • Итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
  • Возможность защиты кандидатской диссертации на степень кандидата наук в диссертационном совете СПбГУ
Ключевые моменты
  • Цель программы — подготовка квалифицированных специалистов, обладающих комплексом современных знаний о философских, этических и религиоведческих проблемах и способах их разрешения в различных областях профессиональной деятельности и сферах общественной жизни, способных применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности
  • Программа ориентирована на углубленное изучение всего спектра философских дисциплин: истории философии, онтологии, теории познания, логики, философии науки и техники, социальной философии, философии истории, философской антропологии, эстетики, этики
  • Программа предполагает изучение аспирантами широкой проблематики всех сфер жизни человека и общества, формы их взаимодействия и динамики развития
  • Отличительной особенностью программы является то, что по ней могут обучаться выпускники нефилософских специальностей
  • Выпускники смогут:

    • критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
    • проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
    • участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
    • использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
    • планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
    • вести преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования
    • самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
    • оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде диссертации, отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах