Система менеджмента качества образования СПбГУ
Система менеджмента качества образования СПбГУ основана на процессном подходе и включает в себя три уровня образовательной деятельности: административно-управленческий, академический и экспертно-оценочный.
Административно-управленческий уровень менеджмента качества представлен должностными лицами и сотрудниками служб и управлений СПбГУ
Главными задачами на указанном уровне являются разработка локальных нормативных актов, регулирующих вопросы качества и контроля качества образования, а также координация взаимодействия с коллективами научно-педагогических работников и независимыми экспертными органами.
В компетенцию сотрудников различных служб и управлений СПбГУ входит обеспечение и контроль качества образования на каждом этапе реализации образовательных программ, например:
- Управление образовательных программ — на этапе организации проектирования и разработки образовательных программ
- Учебное управление — на этапе организации учебного процесса
- Управление по работе с персоналом — на этапе кадрового обеспечения реализации образовательных программ
- Управление-Служба информационных технологий, Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ — на этапе информационного и технического обеспечения реализации образовательных программ
- Главное управление по эксплуатации материально-технической базы — на этапе обеспечения материально-технических условий осуществления образовательной деятельности
- Управление научных исследований — на этапе обеспечения научной составляющей образовательного процесса и т. д.
Академический уровень представлен коллективами институтов и факультетов
Главными задачами коллективов институтов и факультетов являются разработка академического наполнения образовательных программ и участие в их реализации в соответствии с установленными требованиями качества образования.
Научно-педагогические работники, назначенные научными руководителями образовательных программ, являются ответственными лицами за качество образования по конкретной образовательной программе.
Часть научно-педагогических работников входят в составы комиссий контроля качества образовательной деятельности, создаваемых при учебно-методических комиссиях, и осуществляют дополнительно функцию контроля качества.
Экспертно-оценочный уровень представлен экспертными органами
Главными задачами экспертных органов является объективная внутренняя и внешняя оценка качества разработки и реализации образовательных программ, образования в целом, учебной и научной деятельности.
К их числу относятся как комиссии, состоящие из научно-педагогических работников СПбГУ с представительством работодателей и обучающихся, так и состоящие исключительно из представителей работодателей. К первым относятся Учебно-методические комиссии, Комиссии по оценке качества, Кадровые комиссии, Научные комиссии. Ко вторым — Советы образовательных программ, Студенческие советы, состоящие исключительно из представителей обучающихся, Ассоциация выпускников СПбГУ, представленная выпускниками университета.
Кроме того, к экспертным органам относятся также контрольные комиссии, проверяющие качество образования на разных этапах, в частности Приемные комиссии — на этапе приема на обучение, Государственные экзаменационные комиссии — на этапе выпуска, а комиссии по оценке качества и внешние независимые экспертные комиссии — в процессе реализации образовательных программ при самообследовании и аккредитации.
Таким образом, в системе менеджмента качества образования СПбГУ реализуется три основных функции:
управленческая, академическая и оценочная (схема «Система менеджмента качества образования СПбГУ»).
Общую координацию деятельности исполнителей каждой из указанных функций осуществляет первый проректор по учебной и методической работе. Базовой структурой системы менеджмента качества образования СПбГУ является Управление образовательных программ.
На основании заключений и рекомендаций экспертных комиссий по оценке качества разрабатываются мероприятия по их учёту (Дорожные карты) с указанием периодов исполнения, ответственных лиц и отчетности.