Материалы ректорского совещания

№ 471
от 19.04.2021

    Позиции СПбГУ в рейтингах лучших вузов России

    Рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика» составило списки лучших вузов России в двух сферах — естественно-математической и инженерной. На положение вузов в опубликованных рейтингах влияли три основных фактора: условия для получения качественного образования, уровень научно-исследовательской деятельности и уровень востребованности выпускников работодателями. Оценка проводилась по 21 показателю в естественно-математической сфере и по 22 показателям в инженерной сфере. Методология построения этих рейтингов представлена на сайте агентства «РАЭКС-Аналитика».

    В рейтинге лучших вузов в естественно-математической сфере СПбГУ занял третье место, что, как отмечают авторы рейтинга, обусловлено высоким уровнем научно-исследовательской деятельности, который продемонстрировал СПбГУ. Вместе с тем необходимо отметить большой отрыв СПбГУ по рейтинговому баллу от вузов, занявших первое и второе места. В рейтинге лучших вузов в инженерно-технической сфере СПбГУ занял пятое место, также с большим отрывом по рейтинговому баллу от вузов, занимающих первые четыре места (МГТУ, МФТИ, МИФИ, МГУ). В свою очередь СПбГУ значительно обошел такие известные инженерные вузы, как ИТМО, МИСиС, СПбПУ, МАИ.

    Директорам и деканам дано поручение: представить план мероприятий по улучшению позиций СПбГУ в этих предметных рейтингах.

    Результаты рейтинга обсуждались на вебинаре, прошедшем 15 апреля, где представители агентства сообщили, что агентство продолжает работу над другими предметными рейтингами, которые должны учитывать специфику каждой предметной области знаний. Участники вебинара отметили, что при составлении предметных рейтингов следует принимать во внимание, какие цели преследует составление того или иного рейтинга. Если речь идет о профориентации абитуриентов, то предметные рейтинги должны быть составлены в соответствии с тем, какую профессию или род занятий предпочитает абитуриент, а не в рамках сугубо дисциплинарного подхода. Выбор тематики рейтингов в конечном счете будет определять их значимость.

    Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по определению методологии и показателей других предметных рейтингов в соответствии со спецификой деятельности коллектива, а также представить предложения (с необходимым обоснованием) по возможной структуре (тематикам) предметных рейтингов и учитываемым показателям.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 48 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 30 вопросов учебно-методического характера), 36 обращений поступило на электронную почту проректора. Запросы были на разные темы: о возможности получения пришедшего в негодность мотора учебного органа, о льготах при поступлении, о повышении квалификации, о процедуре заключения трудовых договоров, о заселении в общежитие, об организации питания, о процедуре перевода и восстановления, о получении статусных справок, об академическом отпуске, о выборе элективных дисциплин. А также три запроса о сохранении формата преподавания дисциплин с применением ИКТ по направлению «История», 15 обращений о сохранении проведения занятий полностью с применением ИКТ по направлению «Филология», восемь обращений о проведении государственной итоговой аттестации с применением ИКТ по направлению «Филология».

    Также продолжали поступать просьбы об отмене государственных экзаменов по направлению «Международные отношения» (20 обращений). На подобные обращения, которые поступали в предыдущий период, уже даны ответы (опубликованы в Виртуальной приемной): об отсутствии оснований для отмены государственных экзаменов (О проведении государственных экзаменов в 2021 году).

    На все обращения готовятся ответы сотрудниками различных служб Университета. Обращения о формате обучения, о проведении государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации рассматриваются руководителями учебно-научных подразделений для представления предложений первому проректору по УМР при принятии решения. Практически на все обращения обучающихся по направлениям «История» и «Филология» дан положительный ответ о возможности сохранения формата занятий, промежуточной и итоговой аттестации с применением ИКТ.

    В отношении текущего учебного процесса: по информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, обучение проходит в обычном режиме, согласно расписанию — с применением информационно-коммуникационных технологий и в смешанном формате. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке.

    К декану факультета международных отношений поступили повторные обращения от членов студсовета с вопросами об алгоритме въезда иностранных студентов в РФ и о возможности вакцинации для иностранных обучающихся. Ответы были даны на основе ранее опубликованной информации, а также доведены до сведения студентов в ходе встречи декана с представителями студсовета.

    Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Некоторые руководители учебно-научных подразделений встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводили (в связи с отсутствием вопросов для обсуждения) или перенесли их на более поздний срок.

    С членами студсоветов учебно-научных подразделений обсуждались следующие вопросы: о системе учета зачетных единиц (Институт химии), об организации учебного процесса (Институт истории, ВШМ), об изменениях в положении о Студсовете (факультет математики и компьютерных наук), о выборе формата проведения государственной итоговой аттестации (физический факультет).

    Представители студенческого совета факультета международных отношений в ходе встречи с деканом сообщили, что, по словам студентов, программы государственной итоговой аттестации сложно найти на официальном портале СПбГУ. Поэтому со стороны студсовета было выдвинуто предложение упростить поиск информации о государственной итоговой аттестации на официальном портале СПбГУ. Вопрос направлен начальнику Управления по связям с общественностью, чтобы проанализировать возможность изменений в системе поиска информации и навигации по сайту. Однако было отмечено, что для упрощения поиска информации представители студсовета могли бы сами делиться со студентами нужными ссылками на официальный портал СПбГУ.

    Формат проведения ГИА

    Государственная итоговая аттестация в 2020/21 учебном году проводится в форматах, предложенных руководителями учебно-научных подразделений СПбГУ. Информация о форматах ГИА отражена в приказе от 20.04.2021 № 3777/1 «Об организации проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году», а также размещена на странице государственной итоговой аттестации на портале Университета.

    Всем иностранным обучающимся, которые по объективным причинам не имеют возможности въехать на территорию РФ для прохождения ГИА, будет организовано прохождение итоговых аттестационных испытаний в удаленном формате с применением ИКТ.

    Участники совещания подчеркивали, что формат проведения экзаменов министерство не регламентирует. В приказе МНВО отмечено, что защиты ВКР и государственные экзамены и в аудиторном формате, и в удаленном формате с использованием ИКТ одинаково рассматриваются как очные защиты и экзамены.

    Встреча ректора с президиумом Студенческого совета СПбГУ

    24 февраля Студенческий совет Университета направил письмо с девятью вопросами.

    1. Будут ли допущены к занятиям в аудиториях иностранные обучающиеся? 16 февраля Роспотребнадзор сообщил, что студенты — иностранные граждане допускаются к учебному процессу только при наличии двух отрицательных результатов теста.
    2. Возможно ли включение представителя Студенческого совета СПбГУ в комиссию по этике?
    3. Студенческий совет уже несколько раз обращался к администрации по поводу порядка учета мнения Студсовета, но мы так и не получили никакого ответа на данный запрос. Можете ли Вы помочь с этим?
    4. К нам в Студенческий совет обратились студсоветы МФТИ, НИУ ВШЭ, МГУ, ДВФУ, РАНХиГС с просьбой поддержать обращение в Госдуму по отклонению проекта Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"». Данный законопроект просит отклонить также президиум Российской академии наук. Есть ли у Университета мнение на данный счет?
    5. В декабре 2020 года председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин поручил Минобрнауки, Минпросвещения и Минфину проработать вопрос о возможности изменения платы для студентов вузов, где обучение ведется преимущественно в онлайн-формате, к 15 февраля (Михаил Мишустин дал поручения о выполнении решений Президента по итогам ежегодной пресс-конференции). Студенты интересуются, обладает ли Университет какой-то информацией по данному вопросу?
    6. Нам, как одному из ведущих мировых университетов, нужна своя новая цифровая экосистема, которая могла бы завлекать в том числе и иностранных обучающихся. Можно ли рассчитывать на обновление системы Blackboard и приобретение Университетом мобильной версии
    7. Чем занимаются рабочие группы по созданию единого кампуса СПбГУ, в состав которых осенью 2019 года были приглашены обучающиеся Университета?
    8. Будет ли как-то происходить централизованная вакцинация обучающихся в Университете?
    9. Обучающиеся интересуются возобновлением прохода между различными общежитиями Студенческого городка в Петергофе? Возможно ли предоставить такую возможность обучающимся, которые уже вакцинированы или переболели коронавирусной инфекцией?

    В течение месяца должностные лица Университета подготовили ответы на эти вопросы. Ответы опубликованы в Виртуальной приемной Университета:

    1. О допуске иностранных обучающихся к образовательному процессу
    2. О включении представителя Студсовета в Комиссию по этике
    3. Учет мнения советов обучающихся
    4. О проекте закона
    5. О вопросе изменения оплаты
    6. Об электронной информационно-образовательной среде
    7. О рабочих группах
    8. О вакцинации обучающихся
    9. О проходе между общежитиями

    7 апреля по инициативе ректора состоялась его встреча с президиумом Студенческого совета Университета по поводу обращения Студсовета от 24 февраля 2021 года. В ходе встречи студенты попросили рассмотреть еще и обращение Студсовета от 28 марта 2021 года. В ходе встречи ректор несколько раз просил членов президиума Студсовета рекомендовать всем студентам, как только у них появляются проблемы, которые они не могут решить, обращаться с вопросами в Виртуальную приемную Университета, а Студсовету рекомендовал не заниматься посреднической деятельностью, не копить у себя студенческие проблемы и вопросы. Для того чтобы проблема была решена своевременно и оперативно, о ней надо сообщать сразу же.


    Запись публикуется с согласия всех участников встречи.

    Некоторые запросы членов президиума Студсовета вызвали удивление участников совещания. Например, студенты предложили утвердить «Порядок учета мнения Студсовета» по разным вопросам. В ответ ректор предложил им самим попробовать сформулировать такие правила. Также они попросили открыть круглосуточные медицинские точки экстренной помощи в Студенческом городке в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга и попросили разрешить студентам-медикам оказывать студентам медицинскую помощь.

    Адреса корпоративной электронной почты для студентов-исследователей

    Рассматривался вопрос о выдаче обучающимся СПбГУ адресов корпоративной электронной почты в формате имя.фамилия@spbu.ru (вместо автоматически формируемого адреса st******@student.spbu.ru) с целью подачи научных статей в журналы, индексируемые в Web of Science, Scopus, РИНЦ, с указанием аффилиации с СПбГУ, а также для участия в российских и международных научных конференциях.

    Решение было реализовано путем добавления в Личный кабинет обучающегося дополнительного цифрового сервиса «Подача заявки на создание именного алиаса почтового ящика», который предполагает указание ID автора в Scopus (только при наличии публикаций в изданиях, проиндексированных наукометрической базой данных Scopus); авторского идентификатора Web of Science; ORCID; SPIN-код автора в РИНЦ.

    На совещании отмечалось, что подобный сервис прорабатывался еще в 2014 году и имел свою реализацию. Но, как обычно бывает, локальные решения не запоминаются, пока не столкнемся с проблемой. И поэтому текущая работа по объединению цифровых сервисов в Личном кабинете универсанта крайне важна.

    Директорам и деканам поручено: в случае выявления необходимости в создании новых сервисов, в совершенствовании действующих направлять свои предложения об этом проректору по научной работе (по адресу: science@spbu.ru). В отличие от директоров и деканов все универсанты, конечно же, не должны, а имеют право присылать свои предложения по этому же адресу.

    О ходе реорганизации СПбГУ

    За прошедшую неделю дополнительных вопросов в Виртуальную приемную по вопросу о создании нового университета путем выделения ФСИиН никто не направлял (Реорганизация СПбГУ путем выделения ФСИиН в вуз, подведомственный Минобрнауки). Недавно поступил протокол совещания у вице-премьера Правительства РФ Д. Н. Чернышенко по вопросу реорганизации. В совещании принимал участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Интересы нового университета представляли председатель Счетной палаты А. Л. Кудрин и директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ С. А. Меркушина. Подтверждена необходимость разработки дорожной карты по вопросу создания нового университета без указания сроков ее подготовки. Прием и обучение по всем образовательным программам магистратуры и по образовательной программе бакалавриата по направлению «Искусства и гуманитарные науки» будет осуществлять СПбГУ.