Материалы ректорского совещания
Организация промежуточной аттестации
В Университете практически завершилась промежуточная аттестация (проведено 32608 зачетов и экзаменов), остались считанные единицы экзаменов. За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 62 обращения от студентов и преподавателей, в том числе 18 — по учебным вопросам, из них четыре — относительно сессии.
Один из таких вопросов: студент сообщил, что он в течение семестра не мог связаться с преподавателем конкретной дисциплины и загрузить свою учебную работу в информационную систему Blackbord. Проверка показала, что молодой человек за все время реализации этой дисциплины ни разу не подключался к занятиям, чтобы выполнить задание. Обучение по дисциплине завершилось 8 июня, а студент впервые попытался зайти в систему и загрузить работу 22 июня. Теперь возможность попытаться освоить эту дисциплину будет у него только в следующем учебном году.
Участники совещания отметили, что даже в условиях дистанционного обучения универсантам было необходимо руководствоваться расписанием занятий, и напомнили, что у тех студентов, которые уехали на время пандемии в другие регионы и оказались в ситуации участия в занятиях в отличающихся от Петербурга часовых поясах, была возможность получить индивидуальный график, чем многие и воспользовались.
Организация государственной итоговой аттестации
29 июня в Университете состоялось девять защит выпускных квалификационных работ аспирантов. Все получили оценку «отлично». Всего за эту сессию состоялась 5131 защита ВКР. Работу осуществляли 758 государственных экзаменационных комиссий. Было подано 39 апелляций, из них три удовлетворены.
Проведены государственные экзамены по программам ординатуры у 126 ординаторов различных медицинских программ и у 94 ординаторов-стоматологов, а также три части государственного экзамена у 233 студентов-юристов.
Участники совещания вспомнили о различных опасениях, которые были высказаны студентами и преподавателями в начале сессии и ГИА, в том числе о просьбах студентов по приобретению оборудования. Так, для обеспечения проведения сессии в дистанционном формате по основанным на обращениях студентов запросам директоров и деканов, руководителей образовательных программ Университет закупил дополнительное оборудование (ноутбуки, веб-камеры и пр.). Как выяснилось, реальная потребность в нем оказалась в пять-десять раз меньше заявленной.
Сценарии организации образовательного процесса в новом учебном году
На ректорском совещании обсуждались различные сценарии организации образовательного процесса в новом учебном году. Формат обучения будет зависеть от эпидемиологической обстановки в регионе. Потенциально возможны три формата: обычное аудиторное обучение, комбинированный формат обучения (например, дистанционное — для потоковых лекций и обычное аудиторное — для практических и лабораторных занятий) и полностью дистанционное обучение.
Директорам и деканам дано поручение: представить предложения об организации учебного процесса на осенний семестр 2020/21 учебного года. Планируется, что формат проведения занятий будет определен к середине августа.
Освоение обучающимися онлайн-курсов СПбГУ
СПбГУ — один из лидеров российского онлайн-образования. Он занимает первое место по количеству размещенных курсов на национальной платформе «Открытое образование». На сегодняшний день здесь размещено 132 онлайн-курса СПбГУ, на международной платформе Coursera — 87 онлайн-курсов (второе место среди российских вузов).
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов В. А. Старостенко рассказал об освоении обучающимися Университета онлайн-курсов СПбГУ. Наиболее активно онлайн-курсы использовались на следующих направлениях: у студентов-международников (1944 записи, 18 % от общего числа записей), филологов (1615, 15 %), физиков (1504, 14 %), экономистов (1265, 11,7 %), прикладных математиков (1000, 9,2 %). Вместе с этим онлайн-курсы использовались в очень ограниченном количестве студентами по направлениям искусства (23) и студентами-менеджерами (8) или совсем не использовались обучающимися по направлениям философия, математика и компьютерные науки.
При этом В. А. Старостенко отметил, что в течение семестра от студентов различных направлений поступали просьбы о предоставлении им бесплатного доступа к тем или иным курсам на платформе Coursera. Руководство платформы предоставило СПбГУ для доступа к онлайн-курсам пять тысяч лицензий. Поэтому доступ к этим онлайн-курсам предоставлялся студентам только при наличии представлений директоров институтов и деканов факультетов. Руководители большинства институтов и факультетов предоставили студентам такую возможность. Студенты успешно осваивали курсы и уже получили сертификаты, которые можно приложить к портфолио.
Участники совещания обсудили вопрос расширения списка онлайн-курсов СПбГУ, которые будут засчитываться по учебным дисциплинам, преподаваемым в Университете. Также обсуждался вопрос повышения квалификации преподавателей для проведения занятий в дистанционном формате.
О приобретении Университетом программного обеспечения
Проанализированы возможности программного обеспечения и иных ресурсов для организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в удаленном формате. По предложениям руководителей учебно-научных подразделений были рассмотрены различные варианты программного обеспечения. Самыми популярными предлагаемыми программами в Университете оказались Zoom и MS Teams.
Участники совещания обсудили личный опыт использования каждой из этих программ. По итогам обсуждения было решено использовать для целей образовательного процесса MS Teams. Для административных совещаний, заседаний ученых и диссертационных советов, проведения конференций будет закуплен ресурс Zoom. Тем из универсантов, кто пока не имеет опыта работы с этими системами, было предложено попрактиковаться в летний период. На ресурсах СПбГУ доступны подробные видеоинструкции по работе с Zoom и MS Teams. Решением ректора будет организовано обучение работе с этими ресурсами научно-педагогических работников с тем, чтобы к началу нового учебного года большинство прошло это обучение.
Как подавать заявки на получение грантов?
В Университете проводится работа с научно-педагогическими работниками СПбГУ, направленная на разъяснение процедур подачи заявок на получение внешних грантов, организации экспертизы, на разъяснение иных вопросов, возникающих в ходе реализации проектов (встречи с научно-педагогическими работниками, анкетирование и др.). За второй квартал было проведено шесть мероприятий, в которых приняли участие более 300 научно-педагогических работников.
В ходе этой работы выяснилось, что больше 50 % вопросов участников мероприятий во время второй и даже третьей встречи (в дистанционном формате) повторяют их же вопросы, заданные на первой встрече. Хотя подробные ответы и разъяснения были им даны, и эти ответы опубликованы на сайте.
Такие мероприятия будут проводиться ежемесячно, учитывая специфику ближайших мероприятий по подаче заявок и отчетности по текущим грантам. Ближайший семинар состоится 15 июля. В случае если есть желание включить вопрос в повестку семинара, то его нужно направить на почту начальника Управления научных исследований Е. В. Лебедевой (science@spbu.ru). Видеозаписи мероприятий будут опубликованы на сайте.
О результатах судебного спора
Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы сотрудника Университета С. М. Демина, который обвинял СПбГУ в нарушении его трудовых прав в части начисления заработной платы. В частности, сотрудник ошибочно полагал, что Университет в любом случае обязан выплачивать ему заработную плату не ниже региональной минимальной заработной платы.
Участники совещания отметили, что периодически отдельные универсанты попадают под влияние лиц, которые убеждают их в том, что работник всегда будет получать максимальную премию к окладу — вне зависимости от того, насколько эффективно он исполняет свои обязанности. В итоге падение качества работы (а порой и полное неисполнение своих обязанностей по трудовому договору) и следующее за ним уменьшение дохода или увольнение. Все судебные споры в подобных случаях закончились в пользу Университета, однако время от времени все равно находятся такие работники, которые повторяют указанный путь.