Материалы ректорского совещания
Повестка дня
Организация деятельности Университета в мае
Образовательная и другие виды деятельности Университета и далее будут организованы в прежнем, дистанционном формате. На совещании отмечалось, что промежуточная и итоговая аттестация обучающихся будет организована только с применением дистанционных форм.
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
Проанализированы результаты мониторинга и отчеты директоров институтов и деканов факультетов об организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. С учетом специфики образовательных программ и возможностей коллективов институтов / факультетов используются разные инструменты онлайн-коммуникации. При этом практически не было допущено срывов занятий. Декан одного из факультетов рассказал, как в результате эффективно налаженной обратной связи со студсоветом факультета были выявлены трудности с проведением семинарских занятий в конкретной группе. Это было продиктовано нежеланием конкретного преподавателя пользоваться онлайн-платформами для проведения занятий. Декан факультета совместно с заведующим кафедрой оперативно решил проблему.
Дополнительные компетенции для обучающихся и выпускников СПбГУ
Переход образовательного процесса в дистантную форму позволил частично решить проблему территориальной разобщенности Университета. Если ранее студенты зачастую не могли посещать смежные дисциплины на других направлениях, так как элементарно не успевали добраться из одного здания Университета в другое, то с переходом в онлайн указанная проблема может решаться по-другому. В связи с этим М. Ю. Лаврикова предложила организовать для студентов выпускных курсов освоение дополнительных компетенций, не предусмотренных образовательными программами, на которых они обучаются: для этого использовать онлайн-курсы, к которым сейчас есть доступ у наших студентов. Это курсы:
- в области освоения компетенций преподавания с применением дистанционных образовательных технологий
- в сфере анализа данных и управления, в том числе цифровой трансформации бизнеса
- в сфере информационных технологий и информационной защиты для развития гибких навыков
- изучения иностранных языков в качестве дополнительного навыка деловой коммуникации
Второе предложение: дать возможность выпускникам этого учебного года еще и в июле-августе пройти обучение на онлайн-курсах.
Директорам и деканам дано поручение: направить предложения по дополнению перечня компетенций, которые можно предложить в качестве факультативов студентам разных курсов СПбГУ. Кроме того, М. Ю. Лаврикова предложила всем вместе проработать возможность организации участия в дистантном образовательном процессе студентов разных образовательных программ.
Подготовка к проведению ГИА
Утвержден регламент проведения государственной итоговой аттестации с применением исключительно дистанционных образовательных технологий (приказ от 06.05.2020 № 3896/1 «Об утверждении регламента...»). Предложения руководителей подразделений по последовательности действий, срокам и формам представления материалов, участию координаторов и их взаимодействию с членами ГЭК были учтены при разработке регламента. Завершается работа над инструкциями для координаторов, сотрудников Учебного управления, Управления — службы информационных технологий.
С 12 мая 2020 года в Университете продолжилось тестирование подключения обучающихся к системе прокторинга. Первыми тестирование пройдут студенты Института наук о Земле, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, Института истории и Института философии. Все обучающиеся заранее получают информацию о дате и времени тестирования по корпоративной электронной почте. Для тех, кто не сможет принять участие в тестировании в установленную дату, предусмотрена возможность переноса прохождения процедуры. Также в ходе совещания обсуждались вопросы, которые поднимались студентами, преподавателями, членами ГЭК в их обращениях в Виртуальную приемную (Экзамены по направлению «Экономика»; Государственные экзамены; Как вызовы времени меняют итоговую аттестацию; Члены ГЭК — экономисты против отмены госэкзамена).
Участие обучающихся СПбГУ в Программе содействия занятости
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации определено пять пилотных программ содействия занятости обучающихся высших учебных заведений на территории Российской Федерации.
Для реализации программы на территории Санкт-Петербурга определена программа ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». Государственные вузы Санкт-Петербурга определяют соответствующие направления трудовой деятельности своих студентов и реализуют соответствующие социально значимые проекты.
В рамках Программы содействия занятости Санкт-Петербургским государственным университетом обеспечивается реализация проектов, направленных на оказание безвозмездной помощи социально незащищенным категориям населения, в том числе в части оказания психологической, правовой, финансовой и иных видов помощи, а также онлайн-консультирование по различным бытовым вопросам и вопросам доставки продуктов питания, лекарств и предметов первой необходимости пожилым людям, в том числе и универсантам, находящимся на самоизоляции.
Оказание помощи организовано преимущественно через практическую подготовку обучающихся СПбГУ в рамках клинической формы практики (Психологическая клиника СПбГУ; Социальная клиника СПбГУ; Социальный центр переводов СПбГУ; Центр финансовой грамотности СПбГУ; Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ; Центр ИТ и инженерных компетенций СПбГУ (ИТ-клиника); Юридическая клиника СПбГУ), что позволяет не только помочь социально незащищенным гражданам, но и повысить уровень профессиональной подготовки наших студентов. Кроме того, оказание помощи также обеспечивается студентами, работающими в рамках волонтерского центра СПбГУ. Еще одним из направлений является консультирование граждан, в том числе и по вопросам, связанным с приемом в Санкт-Петербургский государственный университет.
Программа рассчитана на период с 1 мая по 31 августа 2020 года. Студенты могут участвовать в ней как весь период ее реализации, так и в отдельные месяцы. По состоянию на 12 мая 2020 года Университет — на основании предложений директоров и деканов — рекомендовал для участия в программе 756 обучающихся. При этом более 90 из них уже оформили трудовые договоры, остальные проходят процедуру сбора документов и оформления трудовых отношений.
Директорам и деканам было предложено направлять в адрес проректора по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабича дополнительные списки обучающихся, желающих работать в рамках вышеуказанных проектов, для возможного трудоустройства по программе.
Опыт взаимодействия деканов со студсоветами
Деканы факультетов политологии (А. В. Курочкин), юридического (С. А. Белов), международных отношений (И. Н. Новикова) сообщили коллегам о своем успешном опыте взаимодействия со студенческими советами подразделений. Выступавшие отмечали, что все вопросы решаются быстро, если директора и деканы эффективно организуют работу преподавателей и регулярно общаются с членами студсоветов.