Материалы ректорского совещания

№ 390
от 08.07.2019

Повестка совещания

    Встреча с заместителем министра образования КНР

    В СПбГУ состоялась встреча с заместителем министра образования КНР Чжун Дэнхуа, на которой обсуждалось расширение направлений сотрудничества в рамках реализации прямого договора Университета с Министерством образования КНР. Заместитель министра отметил позитивное развитие всех совместных проектов с СПбГУ и подтвердил намерение китайской стороны продлить договор, дополнив его новым содержанием. В том числе увеличить вдвое квоты студентов СПбГУ, направляемых в Китай на стажировку за счет принимающей стороны; обеспечить приглашение преподавателей из КНР для реализации программ СПбГУ с китайским компонентом (тоже за счет Министерства образования КНР) и участие китайских экспертов в работе советов образовательных программ СПбГУ и др.

    Заместитель министра выразил поддержку реализации таких проектов, как создание совместного кампуса СПбГУ и Харбинского политехнического университета в Харбине и строительство университетской клиники в Санкт-Петербурге в партнерстве с одним из ведущих китайских университетов. Директорам и деканам предложено направлять предложения по совершенствованию не только этого договора и дополнительного соглашения, но и других договоров.

    Школьники на пути в СПбГУ

    Обсуждалась работа Университета со школьниками в части проведения Олимпиады школьников СПбГУ, а также в отношении реализации общеобразовательных программ.

    Проанализированы результаты Олимпиады школьников СПбГУ 2018/19 учебного года, проводившейся по 18 предметам (комплексам предметов). Выросло не только общее число участников (70132 по сравнению с 59383 в прошлом году), но и число финалистов и победителей (9255 по сравнению с 6610). В заключительный этап прошли более 14 тысяч участников из 81 региона России. Наибольшей популярностью пользуются олимпиады по биологии, иностранному языку, математике и обществознанию (число участников по каждому из этих предметов — более 7000 человек).

    Сейчас 10 из 18 предметов (комплексов предметов) Олимпиады школьников СПбГУ отнесены РСОШ к первому уровню. По итогам этого года еще по пяти предметам (по информатике, китайскому языку, медицине, физике и филологии) предполагается повышение их уровня с третьего или второго в 2018/19 учебном году до первого в 2019/20 учебном году. Изменений процедуры проведения олимпиады не было. И стабильный рост показателей показывает, что уровень доверия к Университету растет.

    В этом году из 100 выпускников Академической гимназии СПбГУ у 91 — больше 90 баллов по ЕГЭ, у 11 — по 100 баллов, один выпускник получил 100 баллов по двум предметам.

    Конкурсы на премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу»

    В соответствии с предложениями учебно-методической комиссии Ученого совета СПбГУ внесены изменения и дополнения по совершенствованию условий проведения и требований к участникам конкурсов на премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» (приказ № 7415/1) и «За учебно-методическую работу» (приказ № 7413/1).

    Новые Положения о премиях СПбГУ скорректированы по итогам прошлых лет и актуализированы с учетом новых тенденций в образовательной деятельности СПбГУ с целью разрешения возникавших ранее коллизий и упрощения представления заявлений и документов соискателей премий СПбГУ.

    • Дополнены основания допуска к участию в конкурсах на соискание премий СПбГУ. Помимо самовыдвижения и рекомендации профессора СПбГУ, в качестве оснований предусмотрены: рекомендация ученого совета института / факультета, рекомендация учебно-методической комиссии, рекомендации коллектива кафедры, рекомендация Студенческого совета
    • Дополнены критерии присуждения премий СПбГУ, учитывающие участие научно-педагогических работников в развитии клинических практик, интерактивных методик обучения, электронных образовательных ресурсов, дистанционных технологий и средств электронного обучения, в разработке и реализации онлайн-курсов и курсов в формате электронного обучения
    • Утверждены методики оценивания участников конкурсов (ранее их не было) с указанием критериев оценивания, подтверждающих документов, лиц, ответственных за предоставление соответствующих документов, а также максимального количества баллов, начисляемых за каждый критерий

    Директорам и деканам дано поручение: направлять предложения по изменению условий проведения и требований к участникам конкурсов на премии СПбГУ. Это сделано для того, чтобы в конкурсах мог принять участие каждый заслуживающий этого.

    Как повысить эффективность работы научных руководителей?

    В связи с обращениями обучающихся СПбГУ обсуждались меры по повышению эффективности работы научно-педагогических работников СПбГУ, назначенных научными руководителями, с обучающимися при выполнении выпускной квалификационной и (или) научно-исследовательской работы.

    Обязанности научных руководителей определены приказами от 13.11.2017 № 11185/1 «О требованиях к научному руководителю аспиранта и обязанностях научного руководителя аспиранта» и № 11186/1 «О требованиях к научному руководителю выпускной квалификационной работы обучающегося и обязанностях научного руководителя ВКР». Требования установлены, и теперь необходимо, чтобы научные руководители работали в соответствии с этими требованиями.

    Директорам и деканам поручено представить предложения по вопросу повышения эффективности работы научных руководителей, эффективности их коммуникации с обучающимися СПбГУ.

    «Кораблики надежды» для выпускников

    Рассматривались предложения директоров и деканов учебно-научных подразделений о возможности вручения выпускникам СПбГУ памятных сувениров, в том числе с использованием символики «корабликов надежды» (Материалы ректорского совещания от 29.04.2019). Речь шла о символике, понятной и близкой для всех универсантов; о символике, которая будет объединять Университет.

    Участники ректорского совещания рассказывали, как в разных коллективах Университета поощряют лучших студентов и выпускников за достижения в разных сферах деятельности (учебной, научной, спортивной и др.). Было предложено обсудить инициативу награждения выпускников памятными значками на заседаниях студсоветов по направлениям обучения, выяснить мнение и предложения студентов относительно вариантов награждения обучающихся и выпускников.