Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Как работает совет образовательной программы «Стратегические исследования»
Декан факультета международных отношений И. Н. Новикова рассказала об успешной деятельности совета образовательной программы «Стратегические исследования», образованного в 2016 году. Председатель совета — директор Центра энергетики и безопасности (Москва) А. В. Хлопков, ведущий российский эксперт по проблемам иранской ядерной программы и урегулированию кризиса на Корейском полуострове, член научного совета при Совете безопасности России, главный редактор журнала «Ядерный клуб». В совет входят сотрудник одной российской компании (госкорпорации «Росатом»), бывшие и действующие сотрудники трех международных организаций — лауреатов Нобелевской премии мира: ОЗХО (2013), МАГАТЭ (2005), Пагуошское движение ученых (1995); эксперты и сотрудники трех международных межправительственных организаций (МАГАТЭ, ОЗХО, ПК ОДВЗЯИ); сотрудники двух экспертно-аналитических центров (Центра энергетики и безопасности, Стокгольмского института исследований мира) и другие российские и зарубежные специалисты, среди них и профессор СПбГУ А. Ю. Павлов (Материалы ректорского совещания от 15.10.2018. Презентация СОП «Стратегические исследования».pdf).
С 1 сентября 2017 года программа получила название «Strategic and Arms Control Studies» и теперь реализуется на английском языке. Изменения учебного плана с помощью представителей организаций-работодателей привели к росту популярности программы и увеличению контингента иностранных обучающихся. Например, в 2015 году по программе обучались 13 студентов (и ни одного иностранца). В 2017 году — 11 студентов (из них пять иностранцев из Алжира, Бельгии, Индии, Сирии, США). А в 2018 году — 15 студентов, из них восемь иностранцев из Алжира, Армении, Испании, Италии, Казахстана, КНР, США.
Основные дисциплины по программе ведут три преподавателя СПбГУ. Иностранцев в штате нет, но широко практикуются мастер-классы членов совета образовательной программы (Пагуошское движение, ОЗХО, МАГАТЭ, СИПРИ и др.) в рамках учебного плана. Члены совета:
- проводят модернизацию учебного плана программы, рецензирование программ учебных дисциплин, консультации преподавателей по вопросам совершенствования программ учебных дисциплин
- предлагают тематику ВКР и содействуют магистрантам в подборе литературы и источников по теме
- организуют производственные практики
- содействуют в оформлении рекомендательных писем для стажировок в международных организациях; в поиске организаций-партнеров (для стажировок и практик)
- организуют публичные лекции российских и зарубежных экспертов по проблемам международной безопасности
- участвуют в повышении квалификации преподавателей (в том числе при содействии членов совета преподаватели программы участвовали в качестве наблюдателей в работе ежегодной конференции стран-участниц Конвенции по запрещению химического оружия, а также в работе подготовительного комитета конференции 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия)
Первый выпуск программы «Стратегические исследования» был в 2012 году. Всего обучение по программе прошли около 50 студентов. Выпускники работают в госкорпорации «Росатом», фонде «Росконгресс», Вооруженных силах РФ, медиахолдинге «Милпресс», администрации Санкт-Петербурга и др.
Модернизация учебного плана программы (расширение блока дисциплин, посвященных актуальным проблемам ядерной стратегии, контроля над ядерными вооружениями, ограничения вооружений, разоружения и нераспространения OМУ) привела к качественному изменению преподавания и востребованности специалистов на рынке труда. Открылась возможность для трудоустройства выпускников в профильные международные организации. Первый выпуск по учебному плану, модернизированному с участием членов совета образовательной программы, будет в июне 2019 года. Однако уже сейчас поступают предложения от потенциальных работодателей о востребованности специалистов по проблематике нераспространения оружия массового уничтожения.
Эффективность деятельности учебно-методических комиссий
Была проанализирована деятельность представителей организаций-работодателей и обучающихся в учебно-методических комиссиях. В СПбГУ представители Студенческого совета (Совета обучающихся) и представители работодателей и профессиональных сообществ включаются в составы УМК в обязательном порядке для учета мнения студентов, предложений и мнения представителей работодателей как независимых экспертов.
По итогам 2017/18 учебного года представители работодателей не присутствовали или присутствовали менее чем на 50 % заседаний в 16 УМК (факультетов: биологического, искусств, математико-механического, медицинского, международных отношений, политологии, ПМ-ПУ, свободных искусств и наук, социологии, стоматологии и медицинских технологий, филологического; институтов «Высшая школа менеджмента», «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», истории, философии, химии). По итогам 2017/18 учебного года студенты не присутствовали или присутствовали менее чем на 50 % заседаний в 11 УМК (факультетов: биологического, восточного, медицинского, международных отношений, свободных искусств и наук, физического, филологического, экономического, юридического; Института философии и Института химии).
При этом (по информации, полученной от председателей УМК) работодатели, не принимавшие очного участия в заседаниях УМК, тем не менее, письменно отвечали на запросы по темам, рассматриваемым на заседаниях УМК. Однако, судя по протоколам, полученные таким образом мнения работодателей никак не учитывались.
По просьбе председателей советов образовательных программ функции УМК переданы советам этих образовательных программ (например, совету образовательной программы бакалавриата «Математика» и совету образовательной программы магистратуры «Правовая защита экономической конкуренции»). В случае поступления таких просьб эта практика будет продолжена.
На совещании обсуждались меры по повышению эффективности деятельности учебно-методических комиссий.
- Поскольку во вновь сформированные составы УМК могут входить представители профессиональных сообществ и организаций-работодателей (представители Следственного комитета, ИТАР ТАСС и т. д.), которые не всегда могут очно присутствовать на заседаниях, можно перенять опыт советов образовательных программ и предоставить возможность работодателям принимать участие в заседаниях УМК дистанционно (по скайпу или ВКС).
- При отсутствии такой возможности направлять все материалы, подготовленные к заседанию УМК, работодателям по электронной почте и запрашивать их мнение по вопросам повестки, которое затем учитывать в протоколе (например, это может быть важно при голосовании). В протоколах отдельно указывать, что мнение работодателя по вопросу повестки получено в письменном виде (можно оформить в качестве приложения к протоколу).
- В протоколах заседаний УМК указывать, что работодатель участвовал заочно / дистанционно. В отчете о работе УМК ввести графу «Заочное / дистанционное участие работодателей».
- Поскольку кандидатуры обучающихся в составы УМК, как правило, рекомендованы студенческими советами, целесообразно, чтобы студенческие советы и Управление по работе с молодежью запрашивали отчеты у обучающихся — членов УМК о работе в УМК за каждое полугодие.
- При уклонении обучающихся / работодателей от участия в деятельности УМК по большинству вопросов (очно / дистанционно) вносить изменения в состав УМК.
Онлайн-курсы СПбГУ для развития предпринимательских компетенций
Завершается работа авторского коллектива СПбГУ над созданием онлайн-специализации «Искусство ведения бизнеса» для платформы Coursera. Эта специализация рассчитана на широкую аудиторию: как обучающихся, так и практикующих специалистов, которые готовятся открыть собственное дело. Более того, ее освоение будет полезно предпринимателям, имеющим уже действующие проекты: материалы курсов помогут оптимизировать и улучшить текущие бизнес-процессы, грамотно подготовить и запустить планируемые, а также повысить качество управленческих и лидерских характеристик. В состав специализации входит шесть онлайн-курсов, три из которых уже опубликованы и реализуются на платформе Coursera (см. также ).
В целях формирования базовых предпринимательских компетенций у обучающихся готовится онлайн-курс «Основы бизнеса», который аккумулирует в себе базовые понятия и материалы курсов, входящих в состав специализации. Курс будет доступен бесплатно на национальной образовательной онлайн-платформе «Открытое образование» (запись уже открыта).
Зачет результатов освоения онлайн-курсов
Обсуждались ключевые изменения, внесенные в приказ от 08.09.2017 № 8852/1 «Об утверждении Порядка зачета результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ» (приказ от 20.07.2018 № 7265/1)
В сентябре было проведено общественное обсуждение приказа. Изменения были внесены с целью совершенствования порядка зачета результатов освоения онлайн-курсов и увеличения количества случаев перезачета, в частности скорректированы условия зачета результатов освоения онлайн-курсов. Внесены и другие изменения:
- исключено условие о сопоставимости формы аттестации
- снято ограничение по перечню специализированных глобальных онлайн-платформ, онлайн-курсы на которых принимаются для зачета
- уточнен список образовательных организаций мира, онлайн-курсы которых принимаются для зачета
- указан срок, до которого осуществляется зачет, — до начала промежуточной аттестации по дисциплине
- уточнено, что в случае невозможности установления соблюдения условий зачета проводится учебно-методическая экспертиза онлайн-курса
Подача заявок и конкурсный отбор научных мероприятий
В 2019 году прием заявок на конкурсный отбор научных мероприятий СПбГУ будет проводиться дважды: до 7 мая — на мероприятия, проводимые в первом полугодии 2020 года, и до 17 сентября — на мероприятия, проводимые во втором полугодии 2020 года. Утверждено «Временное положение о конкурсном отборе научных мероприятий СПбГУ», а также «Временный порядок подачи заявок на конкурсный отбор научных мероприятий СПбГУ» (приказы от 08.10.2018 № 9653/1, от 08.10.2018 № 9654/1). В дальнейшем будет утвержден постоянный регламент конкурсного отбора научных мероприятий СПбГУ.
Выступления представителей мегалабораторий на заседаниях ученых советов институтов
Директор Института химии И. А. Балова и директор Института наук о Земле К. В. Чистяков сообщили о результатах заседаний ученых советов институтов, на которых выступали представители мегалабораторий.
На заседании ученого совета Института химии выступил заместитель руководителя лаборатории кластерного катализа СПбГУ К. С. Родыгин. Его доклад о задачах, которые решает коллектив лаборатории, и проблемах вызвал интерес у представителей кафедр и позволил найти точки взаимодействия в коллективе химиков.
На заседании ученого совета Института наук о Земле выступил заместитель руководителя лаборатории геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана имени В. П. Кёппена СПбГУ, профессор В. Ю. Кузнецов. Он рассказал об основных методах работы лаборатории: поиске полезных ископаемых на дне океана, картографировании объектов и др. Была обозначена и проблема: сотрудничество коллектива лаборатории с внешними организациями теснее, чем внутри института.
На ректорском совещании обсуждался вопрос о том, что в Университете есть и такие мегалаборатории, тематика исследований которых может заинтересовать ученых и преподавателей, работающих в коллективах нескольких факультетов и институтов. Ректор поручил И. А. Горлинскому обсудить этот вопрос с директорами и деканами, чтобы определить, когда и как будут обсуждаться проблемы междисциплинарных исследований на совместных заседаниях ученых советов.
О развитии университетских научных журналов
Были проанализированы предложения деканов и директоров учебно-научных подразделений Университета о мерах по поддержке и развитию российских научных журналов, повышению их авторитетности и достижению уровня ведущих мировых научных изданий — для включения в проект итогового документа предложений СПбГУ для правительства РФ.
Представленные предложения разделены на три группы:
- часть высказанных предложений не совпадает с требованиями международных наукометрических баз данных Scopus и WoS;
- часть предложений невозможно реализовать только в части управления журналом (например, вопросы международной интеграции зависят в целом от качества международных научных связей конкретного научного направления);
- часть предложений соответствует требованиям, но уже несколько лет реализуется в Санкт-Петербургском университете (например, открытый доступ, публикация статей на английском языке), что может свидетельствовать о том, что деканы не полностью владеют ситуацией не только внутри Университета, но иногда — как показывают предложения некоторых руководителей — и внутри собственных подразделений (например, это касается предложений внедрить электронную издательскую систему по типу Open Journal System).
К сожалению, ни одно из предложений не было включено в проект итогового документа для правительства РФ.
На сегодняшний день 13 научных журналов СПбГУ (из 26) индексируются в одной или обеих международных наукометрических базах данных. Планируется, что в 2018–2019 годах в список международных журналов СПбГУ будут включены «Российский журнал менеджмента», «Biological Communication», а в 2019 году поданы заявки на включение еще трех журналов «Вестник СПбГУ» (серии «Психология», «Социология», «Востоковедение и африканистика»).