Материалы ректорского совещания

№ 354
от 20.08.2018

Повестка совещания

    Прием–2018

    Программы магистратуры

    В Санкт-Петербургском университете подвели итоги приема на образовательные программы магистратуры очной формы обучения. 16 августа были опубликованы приказы о зачислении 2398 человек, из них 408 человек были зачислены на места с оплатой стоимости обучения. Сорок семь процентов зачисленных — это выпускники других вузов России и зарубежных государств (для сравнения: в 2017 году этот показатель был ниже на 7 %).

    Прием заявлений на образовательные программы магистратуры очно-заочной формы обучения продлится до 11 сентября, приказы о зачислении будут размещены на портале СПбГУ 24 сентября.

    Программы аспирантуры

    Продолжается прием на программы аспирантуры. 17 августа состоялись последние вступительные испытания, проводимые в резервный день, 20 августа были размещены ранжированные списки поступающих. Приказы о зачислении на бюджетные места и на места с оплатой стоимости обучения будут изданы 27 августа.

    Количество обращений и жалоб во время приемной кампании в 2018 году меньше, чем в предыдущем. Однако были во время приема и курьезные случаи, связанные с публикациями в СМИ и социальных сетях. Так, отдельные информационные агентства опубликовали новость об организации приема на программы аспирантуры одного из вузов Северной столицы, ошибочно указав Санкт-Петербургский государственный университет. СМИ сообщили, что абитуриенты вынуждены проводить у стен вуза по несколько суток, чтобы подать заявление на поступление. Эта информация была исправлена. В СПбГУ последние годы прием заявлений на программы аспирантуры происходит также и в электронной форме через личный кабинет поступающего, и около 70 % всех заявлений приходит через систему личного кабинета, что исключает возможность возникновения очередей. Более того, на 60 % программ аспирантуры прием осуществляется по конкурсу портфолио.

    О концепции образовательной политики СПбГУ

    Учебно-методическая комиссия Ученого совета СПбГУ подготовила проект документа «Концепция образовательной политики Санкт-Петербургского государственного университета», который содержит девять основных принципов:

    • основополагающими являются документы, определяющие государственную политику Российской Федерации: указы Президента, Федеральные законы, решения органов исполнительной власти
    • создание и организация образовательных программ с учетом единства университетского пространства и доступности всех ресурсов СПбГУ для каждой программы
    • междисциплинарная основа всех реализуемых в Университете образовательных программ, включая дополнительные программы
    • научная результативность, лежащая в основе всех образовательных программ: состоявшиеся и существующие на сегодняшний день научные школы, реализуемые исследовательские проекты и пр.
    • востребованность организациями-работодателями результатов освоения образовательных программ выпускниками СПбГУ, а также включенность работодателей во все этапы образовательной деятельности Университета
    • формирование политики с учетом мнения не только универсантов и партнеров-работодателей, но и общественного мнения (например, выработка кадровых решений и вопросов в других областях)
    • экспертная деятельность в тех областях, в которых Университет ведет образовательную деятельность
    • обеспечение приема в Университет только наиболее подготовленных к освоению образовательных программ СПбГУ абитуриентов
    • привлечение в Университет для реализации образовательных программ наиболее квалифицированных научно-педагогических работников

    Руководителям учебно-научных подразделений дано поручение: в срок до 15 сентября подготовить предложения по совершенствованию нового документа. Все желающие также могут представить свои предложения.

    Поддержка талантливой молодежи

    В 2015 году был издан указ Президента Российской Федерации о мерах государственной политики, направленных на поощрение талантливой молодежи. Во исполнение данного указа были учреждены гранты Президента РФ для талантливой молодежи, которые назначаются лицам, поступившим в высшие учебные заведения и имеющим определенные индивидуальные достижения (например, победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, а также международных олимпиад школьников и др.). В СПбГУ ежегодно поступает много таких ребят, и ввиду необходимости создания для них условий был издан приказ, направленный на комплексное решение вопросов, связанных с поддержкой одаренной молодежи (получатели грантов Президента Российской Федерации). В частности при проведении мероприятий, которые проходят на конкурсной основе (распределение мест в общежитии, участие в конкурсах на получение именных стипендий, финансирование поездок на научные мероприятия и др.) вводится дополнительный критерий «наличие гранта Президента Российской Федерации». Таким образом, у получателей гранта возникают дополнительные возможности, связанные с реализацией их инициатив по участию в этих конкурсных мероприятиях. Приказ не дает исключительных прав для получателей данных грантов на использование ресурсов Университета, но предоставляет дополнительные возможности при участии в мероприятиях на конкурсной основе.

    О порядке выдвижения научно-педагогических работников СПбГУ на премии

    В повестки дня заседаний научных комиссий по отраслям в качестве обязательных будут внесены вопросы о выдвижении научно-педагогических работников СПбГУ в качестве кандидатов для участия в значимых российских и международных конкурсах, премиях (Президента РФ, Правительства РФ, правительства Санкт-Петербурга, РАН и др.). Если раньше подобные вопросы рассматривались комиссиями в единичных случаях (по инициативе самого научно-педагогического работника), то сейчас этот процесс будет носить системный характер (Материалы ректорского совещания от 16.04.2018).

    В год таких конкурсов проводится более 200, и на присуждение премий по их итогам могут претендовать научно-педагогические работники СПбГУ: более 700 из них имеют более семи публикаций за последние три года, индексируемых в наукометрических базах WoS CC и Scopus. Молодых ученых СПбГУ в возрасте до 35 лет, имеющих 15 и более публикаций, индексируемых в базах WoS CC и Scopus, — более 40. Однако анализ списков участников конкурсов показывает, что среди них ученых СПбГУ — единицы. Между тем победа в конкурсах работников Университета укрепляет имидж и престиж СПбГУ.

    Внесены изменения в приказ о кодах премиальных выплат

    Издан приказ от 14.08.2018 № 7919/1, который вносит изменения в порядок установления аналитических признаков / кодов для учета премий научно-педагогических работников СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 13.11.2017).

    Существенно скорректированы некоторые коды по содержанию. Исключены дублирующие коды, которые в разных вариантах присутствовали в предыдущей редакции приказа. Некоторые коды исключены совсем. Например, в новом приказе теперь отсутствует код, который позволял премировать научно-педагогического работника за повышение собственной квалификации (подтвержденное документально), проведенное по инициативе самого сотрудника, а не по заданию работодателя. Были добавлены новые коды, в частности теперь будут премировать сотрудников, принимавших участие в проектах образовательного центра «Сириус». Среди нововведений — код за просветительскую деятельность, связанную с музейными коллекциями СПбГУ (экскурсии и другие мероприятия для посетителей и др.). В новой редакции приказа определены должностные лица, имеющие право представлять на премирование научно-педагогических работников.

    Руководителям учебно-научных подразделений дано поручение: в течение недели ознакомиться с новой редакцией приказа и представить при необходимости замечания по содержанию и перечню аналитических признаков / кодов для учета премий НПР.

    Достижения юристов СПбГУ помогут всем россиянам

    Разрешение арбитражным судом в пользу СПбГУ спорной ситуации в сфере обязательного медицинского страхования, возникшей между Санкт-Петербургским университетом в лице Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, с одной стороны, и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, с другой стороны, при участии в качестве третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области позволило конкретизировать порядок реализации права застрахованного лица на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, при оказании медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

    В частности Верховный Суд Российской Федерации указал, что Закон № 323-ФЗ и Положение № 543н свидетельствуют о том, что гражданин вправе самостоятельно обратиться в медицинскую организацию за оказанием первичной специализированной медико-санитарной помощи. При этом ограничений по территориальному признаку или необходимости получать направление от врача медицинской организации по месту жительства гражданина для обращения в поликлиническое подразделение медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, частью которой является высокотехнологичная медицинская помощь, законодательство не содержит.

    Это соответствует принципам доступности медицинской помощи, приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

    Кроме того, территориальные фонды не вправе просто отказать медицинской организации в оплате (уменьшении оплаты) медицинской помощи по результатам медико-экономического контроля, а могут это сделать только при наличии оснований для отказа, указанных в Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленном приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230.