Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О стипендиях Президента и Правительства РФ для студентов и аспирантов
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проанализировала итоги участия студентов и аспирантов университета в конкурсах на получение стипендий Президента и Правительства РФ для студентов и аспирантов за три последних года. Она сообщила: несмотря на то, что по размеру стипендии относительно невелики (стипендия Президента РФ для студентов — 2200 рублей в месяц, для аспирантов — 4500, стипендия Правительства РФ для студентов — 1440, для аспирантов — 3600), это важный индикатор студенческой и аспирантской науки в Университете, элемент портфолио студента и аспиранта, который может использоваться и при поступлении в магистратуру, аспирантуру, и при выдвижении на получение иных стипендий и грантов.
В этом году в конкурсе на стипендию Президента РФ от студентов СПбГУ было подано шесть заявок (удовлетворена 1), от аспирантов СПбГУ было подано 27 заявок (удовлетворены 14). На стипендию Правительства РФ от студентов СПбГУ было подано девять заявок (удовлетворены семь), от аспирантов СПбГУ было подано 33 заявки (удовлетворены десять). Для сравнения: РАНХиГС получил для студентов 13 стипендий Президента и 20 стипендий Правительства, МГУ — четыре стипендии Президента (подавали 12) и 13 стипендий Правительства. Для аспирантов МГУ получил 34 стипендии Президента и 30 стипендий Правительства.
Анализ динамики итогов конкурсов для студентов и аспирантов Университета, отметила Е. Г. Бабелюк, показывает, что имеет место очень незначительный, но, тем не менее, рост активности аспирантов и увеличение количества поданных ими заявок на стипендию Правительства, однако отсутствует положительная динамика при подаче заявок на стипендию Президента (хотя критерии оценки их достижений одинаковы). У аспирантов отмечен также рост количества полученных стипендий Президента по сравнению с 2014 годом (хотя максимум, достигнутый в 2013 году, не превзойден).
Е. Г. Бабелюк сделала вывод: если директора институтов, деканы факультетов и научные руководители студентов и аспирантов что-то и делают для повышения мотивации студентов и аспирантов в участии в конкурсах, то этого явно недостаточно. И необходимо организовать работу по повышению качества подаваемых на конкурс заявок (оно не выдерживает конкуренции с заявками обучающихся других вузов). Первый проректор по учебной и учебно-методической работе поручила директорам и деканам в двухнедельный срок представить предложения по организации этой работы, в том числе по определению тем заявок студентов и аспирантов на новый конкурс (сбор которых будет в мае 2016 года).
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15, 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Отвечая на вопросы участников совещания, и.о. ректора И. А. Дементьев распорядился поздравить студентов и аспирантов, получивших стипендии Президента и Правительства РФ, дополнительно поощрить их и их научных руководителей. Он подчеркнул важность использования механизма персональной ответственности руководителей за достижения студентов, необходимость учета этой работы при планировании рабочего времени и нагрузки преподавателей. И сообщил, что ректором дано поручение проработать вопрос либо о включении в приложение к диплому информации об именных и повышенных стипендиях, которые получал студент в период обучения, либо о размещении в приложении к диплому сноски на раздел портала, где будет размещена эта информация. В свою очередь, в личном деле преподавателя будет отражаться информация о подготовке им (как научным руководителем) студентов и аспирантов, получавших именные стипендии. Первый проректор напомнил: как принято в Университете, вся информация о достижениях студентов будет и далее публиковаться в разделе «Внеучебная деятельность» и в разделе «Информация для работодателей».
О двух университетских конкурсах
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова напомнила о том, что в прошлом учебном году в Университете широко обсуждалось Положение об университетской премии «За педагогическое мастерство», в том числе на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение». По результатам обсуждения принято решение о том, что следует проводить два конкурса и учредить две премии: «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу». Были учтены предложения, высказанные универсантами в ходе обсуждения, выработаны критерии присуждения той и другой премии, утверждена процедура проведения этих двух конкурсов (см. Об объявлении конкурса на соискание премий СПбГУ "За педагогическое мастерство" в 2015 году; О Премии Санкт-Петербургского государственного университета «За учебно-методическую работу»).
М. Ю. Лаврикова отметила, что процедура представления кандидатов на премии не требует выдвижения или рассмотрения кандидатур на заседаниях кафедры или факультета / института (возможно только самовыдвижение научно-педагогического работника СПбГУ или рекомендация профессора СПбГУ). Но зато обязательной является публикация на портале СПбГУ в разделе «Конкурсы и гранты» всех документов, представленных соискателями премий (в том числе аудиовидеозаписи его лекции или практического занятия — для соискателя премии «За педагогическое мастерство»; результатов опроса студенческого сообщества на предмет оценки учебно-методической деятельности соискателя — для соискателя премии «За учебно-методическую работу»). Обсуждение кандидатур происходит на заседаниях конкурсных комиссий, решение о присуждении премии принимает Ученый совет СПбГУ.
О пилотном проекте по организации работы УВП
Начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев представил результаты анализа новой схемы организации работы учебно-вспомогательного персонала по обеспечению учебных занятий по направлению «Химия». Он напомнил, что в 2011 в Петергофе был организован центр сопровождения образовательных программ и научных исследований (ЦСОПиНИ), в котором был собран весь учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающий проведение учебных занятий и научных исследований в области химии, физики, математики, механики и процессов управления. Для их работы были разработаны новые должностные инструкции. Еще тогда, в 2011 году, в процессе переоформления трудовых договоров выяснилось много интересного. Например, оказалось, что должности сотрудников ЦСОПиНИ занимают и наши научно-педагогические работники. И работают помимо профессорской (или доцентской) должности еще на одной-двух должностях электриков, водопроводчиков, сантехников, а некоторые «герои» совмещали сразу 3–4 такие должности. Один из профессоров Университета занимал (помимо должности профессора) даже пять ставок (см. Материалы приема граждан от 07.10.2014, п. 2). Да и сама работа некоторых сотрудников ЦСОПиНИ была довольно «напряженной». Вот какие обязанности некоторые сотрудники с большим успехом выполняли долгие годы (именно их многие сотрудники центра указали в своих ответах в соответствующих анкетах): «завариваю чай преподавателям», «размораживаю холодильник», «крашу стены», «довожу актуальную информацию о жизни Университета до сотрудников кафедры», «отвечаю на звонки», «выдаю ключи», «открываю и закрываю помещение» и пр. В результате после анализа подобных «трудовых обязанностей» в тот год были завершены больше 200 трудовых договоров с такими работниками.
И после 2011 года нарекания со стороны научно-педагогических работников и научных сотрудников на работу учебно-вспомогательного персонала постоянно продолжаются (см. ответ В. В. Еремеева в Виртуальной приемной СПбГУ: Жалоба на сотрудника). В связи с этим весной 2015 года был начат пилотный проект совершенствования организации работы УВП по обеспечению учебных занятий и научных исследований по направлению «Химия». В. В. Еремеев подчеркнул, что новая схема отличается от прежнего порядка несколькими принципиальными моментами, закрепленными в инструкциях:
- перечень должностных обязанностей УВП был подготовлен самими научно-педагогическими работниками. Фактически содержание должностных инструкций УВП было написано директором института, заведующими кафедрами и активными научно-педагогическими работниками
- УВП оперативно не подчиняется преподавателям и заведующим кафедрами, УВП подчиняется руководителю соответствующего отдела ЦСОПиНИ. Преподаватели теперь направляют руководителю отдела ЦСОПиНИ заявки на выполнение конкретных работ с конкретными пожеланиями к функционалу исполнителя, но конкретного исполнителя определяет руководитель отдела ЦСОПиНИ
- УВП обязан сопровождать все занятия, в процессе которых может возникнуть реальный риск здоровью обучающихся
- УВП обязан обслуживать все оборудование и готовить все занятия
- УВП не привязан, как это было ранее, к конкретным коллективам (в том числе к коллективам кафедр)
- у заведующих лабораториями, заведующих отделами и у каждого научно-педагогического работника есть возможность высказать свои предложения, замечания по организации работы и качеству работы УВП в любое время и любому должностному лицу посредством использования любого из имеющихся в его распоряжении средств коммуникации внутри коллектива СПбГУ (обращения к ректору, приемы граждан ректором, проректорами (например, и. о. первого проректора по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк; проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева), Виртуальная приемная)
В Университете создано достаточное количество современных средств коммуникации. Студенты очень активно используют все эти средства коммуникации. И действуют напрямую, а не через старост групп, курсов. Далеко не так активно используют современные средства коммуникации научно-педагогические работники. К тому же многие научно-педагогические работники почему-то продолжают считать, что они имеют право высказывать свое личное мнение о качестве работы УВП только «своим заведующим». И только те, в свою очередь, имеют право обсуждать эти вопросы с руководством Университета. К счастью, ситуация быстро меняется. Подтверждением тому являются материалы приемов сотрудников Университета ректором, проректорами (например, и.о. Первого проректора по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк; проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева), материалы Виртуальной приемной. В. В. Еремеев высказал надежду, что уже скоро все научно-педагогические работники будут регулярно использовать имеющиеся в их распоряжении средства коммуникации для налаживания эффективной обратной связи между всеми сотрудниками СПбГУ независимо от уровня их должностных полномочий.
В самом начале работы по новой схеме мнения преподавателей были разные, сотрудниками кадровой службы Университета была проведена индивидуальная работа с каждым заведующим кафедрой. Сегодня новая схема работы УВП позитивно воспринята коллективом Института химии и вполне успешно работает. Реализуются все перечисленные нововведения:
- заявки от преподавателей своевременно подаются и выполняются
- работа УВП планируется по расписанию: если в расписании указана дисциплина, то назначается и лаборант
- налажен учет мнения преподавателей
- персональные кадровые предложения научно-педагогических работников начальнику ЦСОПиНИ регулярно поступают и по возможности такие предложения учитываются, поскольку носят, как правило, конструктивный характер
Введено четкое определение должностных обязанностей УВП, четкое разграничение академических и административно-управленческих полномочий: административные полномочия закреплены только за начальником ЦСОПиНИ, а академические полномочия возложены на научно-педагогических работников. Обеспечена реализация принципа «всё для преподавателей», когда главная должностная обязанность всех (от начальника ЦСОПиНИ до лаборанта) — содействовать преподавателям в реализации образовательных программ и проведении научных исследований. В. В. Еремеев поблагодарил директора Института химии И. А. Балову за плодотворную деятельность по внедрению положительных изменений в практику работы научно-педагогических работников-химиков и начальника ЦСОПиНИ Т. В. Фролову за эффективную индивидуальную работу с учебно-вспомогательным персоналом. Новая схема показала свою жизнеспособность и эффективность. Ее можно внедрять и на других участках, где проводится большой объем лабораторных работ обучающихся.
О порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о новеллах, вводимых приказом Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» с 1 января 2016 года.
- Государственная итоговая аттестация должна закончиться не позднее 30 июня, при этом ГИА может проходить в двух формах: государственного экзамена и (или) защиты ВКР, между ними должно пройти не меньше семи дней. Вводится возможность апеллирования результатов ГИА как по процедурным вопросам, так и по содержательным (поэтому методики и критерии оценки работ должны быть четко прописаны). В связи с этим в Университете будет обязательно вестись видеозапись устных экзаменов и защит, а письменные работы будут проверяться в зашифрованном виде.
- До 31 декабря должны быть утверждены председатели ГЭК — обязательно из числа работодателей, не работающих в Университете, при этом СПбГУ может самостоятельно утверждать председателей ГЭК. Состав ГЭК должен быть сформирован и утвержден за месяц до начала проведения ГИА, туда должны войти представители работодателей. И хотя по министерским правилам представителями работодателей должно быть от половины состава ГЭК, однако Университет заинтересован, чтобы комиссии на 100% были сформированы из работодателей.
- В связи с этим планируется до 31 декабря утвердить график работы ГЭК в 2016 году.
- За шесть месяцев до начала проведения ГИА должны быть утверждены и доведены до сведения обучающихся программы ГИА (включая программы госэкзаменов и требования к ВКР, критерии их оценки), а также порядок подачи апелляции.
- За шесть месяцев до начала проведения ГИА должны быть утверждены и доведены до сведения обучающихся темы ВКР. При этом в случае уже утверждения тем обучающимися выпускных курсов Университета эти темы будут направлены организациям-работодателям для согласования, и эта информация будет вноситься в дипломы. А на следующий год темы для ВКР будут определяться работодателями, и студенты будут выбирать из списка тем, представленных работодателями.
- Приказом Минобрнауки предусматривается возможность выполнения проектной ВКР (то есть с участием нескольких выпускников).
- За 30 дней до начала проведения ГИА должны быть утверждены расписания итоговых аттестационных испытаний и консультаций.
- Проект ВКР обучающийся сможет разместить на портале Университета более чем за месяц до защиты, при этом окончательный вариант ВКР должен быть выставлен на портале за семь дней до защиты. Окончательный текст ВКР с отзывом и рецензией будет бессрочно размещен в архиве открытого доступа (репозитории) СПбГУ.
- За пять дней до защиты ВКР обучающиеся должны быть ознакомлены с отзывом и рецензиями (рецензенты должны быть внешними); за два дня до защиты ВКР работа, отзыв и рецензии должны быть переданы в ГЭК (в Университете работа, отзыв и рецензии должны быть размещены в репозитории СПбГУ).
- Результаты устного экзамена объявляются в тот же день, результаты письменного экзамена — на следующий рабочий день.
См. также: Материалы ректорского совещания от 02.11.2015, п. 1; В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15, 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Отвечая на вопросы участников совещания, Е. Г. Бабелюк еще раз напомнила о том, как в СПбГУ будут формироваться ГЭКи, определяться темы выпускных квалификационных работ, когда будут размещаться на портале СПбГУ тексты выпускных квалификационных работ, кто будет иметь возможность выступать рецензентом этих работ и какая информация о подготовке, проведении и результатах защиты выпускных квалификационных работ будет отражаться во вкладышах дипломов выпускников СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 12.10.2015, п. 3; Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 28.09.2015).