Материалы ректорского совещания

№ 170
от 25.08.2014

Повестка совещания

    Начало 290-го учебного года

    Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил о деталях праздника посвящения в студенты, который пройдет 31 августа на Стрелке Васильевского острова, и отметил, что в этом году благодаря поддержке губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко праздник посвящения в студенты первого университета России и начала 290-го учебного года превращается в общегородское мероприятие. На праздник приглашаются не только первокурсники, но и студенты других курсов, сотрудники и выпускники Университета. Он рассказал, что праздничные мероприятия начнутся в 11 часов, а торжественная часть пройдет с 12:00 (с выстрела пушки со стен Петропавловской крепости) до 12:40. После торжественной части здесь же, на Стрелке Васильевского острова, состоится концерт для всех участников праздника. Пресс-секретарь отметил, что впервые в истории Санкт-Петербурга одна из самых знаковых и узнаваемых в мире площадок нашего города предоставляется первокурсникам Университета.

    См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 1); «Он был первым», Российская газета, 18 июня 2014, ответ 20).

    Развитие и функционирование Научного парка СПбГУ

    Проректор по научной работе С. П. Туник рассказал о результатах общественного обсуждения вопросов, связанных с развитием Научного парка СПбГУ. Уже несколько месяцев на портале Университета ведется обсуждение стратегии развития Научного парка СПбГУ. В ходе обсуждения уже было высказано много интересных предложений, были и замечания, но в целом все подчеркивали главное: если ранее оборудование, закупаемое СПбГУ для проведения научных исследований, после установки в «помещении лаборатории», «помещении кафедры», «помещении факультета» тут же становилось собственностью соответствующих кафедр, лабораторий, факультетов, то теперь научное оборудование открыто для использования всеми научно-педагогическими работниками, обучающимися и даже внешними пользователями. Правила проведения исследований на оборудовании СПбГУ, объединенном в Научный парк СПбГУ, гарантируют возможность использования этого оборудования (проведение исследований сотрудниками СПбГУ, членами коллектива Научного парка или самостоятельное проведение исследований при наличии надлежащего уровня квалификации для работы на таком оборудовании) каждому научно-педагогическому работнику (при условии регистрации темы своего научного исследования на портале СПбГУ) и каждому обучающемуся (при условии соответствия темы научного исследования образовательной программе).

    В декабре прошлого года всем сотрудникам СПбГУ было предложено предоставить сведения о дорогостоящем оборудовании, расположенном в различных помещениях СПбГУ, за пределами площадки Научного парка. Обобщение полученной информации показало, что для более эффективного использования этого оборудования в интересах всех универсантов (а не только, как это сейчас происходит, в интересах научно-педагогических работников — членов коллективов отдельных лабораторий, кафедр, факультетов) должны быть разработаны соответствующие университетские правила, позволяющие использовать это общеуниверситетское оборудование в интересах всех универсантов. Проректор предложил обсудить на портале Университета, какими должны быть эти правила, чтобы оборудование использовалось максимально эффективно. Он подчеркнул, что потребуется не только и даже не столько административный контроль, сколько общественный контроль за исполнением таких правил.

    См. также: Михаил Ковальчук о научном парке СПбГУ; Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 2); Нас жду первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3);Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1, 5); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5).

    Также С. П. Туник сообщил, что на сайте Министерства образования и науки опубликовано объявление о конкурсе, который проводится по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Он направлен на поддержку молодых исследователей и аспирантов. Срок подачи документов — конец сентября 2014 года. Проректор обратил внимание участников совещания на необходимость более активного участия во внешних конкурсах. Соответствующий уровень активности влияет на репутационные показатели Университета и будет использоваться при решении вопросов о распределении переменной составляющей стимулирующего фонда по коллективам Университета.

    Вопросы, поступающие в Виртуальную приемную СПбГУ

    Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин рассказал о различных типах вопросов, поступающих в Виртуальную приемную СПбГУ, и привел несколько конкретных примеров. Поступил вопрос от одного из преподавателей, который интересовался порядком оформления заявок на гранты Российского научного фонда и других фондов, а также вопросами, связанными с участием в соответствующих заявках иностранных специалистов. Проректор С. П. Туник подготовил ответ, который поможет и другим ученым правильно подготовить заявки.

    Пресс-секретарь отметил, что в Виртуальную приемную продолжают поступать и вопросы, которые носят провокационный характер, показывают непонимание правил, существующих в Университете. Например, поступил анонимный вопрос о том, почему среди абитуриентов, рекомендованных к зачислению по направлению «Юриспруденция», есть абитуриент, уже являющийся студентом другого государственного вуза. В опубликованном ответе проректора Е. Г. Бабелюк говорится, что человек, который является студентом какой-либо образовательной программы, имеет полное право участвовать в конкурсе на другую программу и до момента зачисления должен предоставить оригиналы соответствующих документов и отчислиться из образовательной организации, где он обучался ранее, если разговор идет об очной бюджетной форме обучения.

    Также в Виртуальную приемную поступила информация от очередного анонимного «доброжелателя» о несоответствующем высокому званию преподавателя поведении якобы члена коллектива Института истории СПбГУ. После проведения проверки оказалось, что в Санкт-Петербургском университете нет и никогда не было сотрудника, имя которого было приведено в обращении (см. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10)).

    Единство Университета

    И.о. ректора И. А. Дементьев привел пример решения организационного вопроса благодаря обращению абитуриента в Виртуальную приемную. Молодые люди при сдаче документов в Приемную комиссию отдали и справки о прохождении флюорографии. Эти же документы у них потребовали при заселении в общежитие. Об этом они написали в Виртуальную приемную. Еще несколько лет назад такую ситуацию все считали нормальной, поскольку в Университете отсутствовали какая-либо централизованная (общеуниверситетская) информация и какое-либо централизованное управление. Поэтому еще совсем недавно, в 2008 году, в Университете отсутствовала не только электронная база данных обучающихся в СПбГУ, но и единые базы данных о научно-педагогических работниках, помещениях, земельных участках, оборудовании и даже о финансовых средствах (см. Матералы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6). Ценой больших усилий сотрудников бухгалтерии, планово-финансового и учебного управлений, хозяйственных служб такие базы данных созданы. Теперь надо научиться эффективно использовать этот ресурс.

    В данном случае соответствующим должностным лицам было поручено обеспечить доступ к информации (строго определенной — о наличии/отсутствии справки о прохождении флюорографии), находящейся в базе данных «Студент», соответствующим сотрудникам, осуществляющим поселение студентов в общежития СПбГУ.

    Организация выдачи учебников в условиях ремонта фасадов зданий

    Проректор Г. С. Васильев проинформировал о решении проблемы выдачи учебников студентам в условиях проводящегося ремонта фасадов зданий. В связи с ремонтом фасада здания Jeu de pomme по адресу Университетская наб., д. 7–9, лит. О, где располагается отраслевой отдел Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ по направлению «Филология», у директора библиотеки М. Э. Карповой возникло опасение, связанное с тем, что своевременная выдача учебников будет затруднена. В течение нескольких часов после обращения сотрудникам, подчиненным проректору Г. С. Васильеву, удалось договориться с представителем подрядчика об изменении графика проведения работ, в результате чего студенты будут получать книги по привычной схеме. По решению ректора директор библиотеки не представлена к премии за год, поскольку явно должна была поставить вопрос об изменении графика ремонтных работ не в августе, а еще в начале лета.

    Тренинги для аспирантов и сотрудников СПбГУ

    В. В. Еремеев сообщил, что определены аудитории для тренингов для аспирантов и научно-педагогических работников СПбГУ с участием эксперта по подготовке научных публикаций на английском языке Бенджамина Доббса (Великобритания) и эксперта по чтению лекций на английском языке Кевина Вестбрука (Великобритания). Тренинги будут проведены в здании Jeu de pomme по адресу Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9, лит. О, в аудиториях 63 (семинар-тренинг «Академическое письмо») и 107 (семинар-тренинг «Преподавание на английском языке») (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.09.2014, п. 10).