Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О Международном юридическом форуме и Молодежном юридическом форуме
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил о V Молодежном юридическом форуме, который прошел на площадке СПбГУ 20 июня в рамках IV Петербургского международного юридического форума. Международный юридический форум собрал участников из 100 стран мира. Утром 20 июня в новом зале Мариинского театра заключительное пленарное заседание международного форума и вечером в актовом зале Университета заключительное заседание молодежного форума вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. В заседаниях секций и конференций форумов принимали участие специалисты СПбГУ. В рамках международного форума было подписано соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и компанией «Газпром нефть».
Изменения в Уставе СПбГУ
Проректор по экономике Е. Г. Чернова сообщила об изменениях в Уставе СПбГУ, принятых Правительством РФ. Если в части утверждения особо ценного движимого и недвижимого имущества СПбГУ функции учредителя по отношению к СПбГУ выполняло Правительство РФ, то теперь в этой части функции учредителя будет выполнять Росимущество, что, безусловно, упростит некоторые процедуры, связанные с управлением особо ценным движимым и недвижимым имуществом СПбГУ.
Об организации закупок
Проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский сообщил об изменениях в схеме расходования средств по грантам и организации закупок. В Университете начиная с третьего квартала 2014 года будет реализоваться режим «одного окна». Руководитель гранта или научной темы будет только подавать электронную заявку на закупку товаров или услуг по установленной форме. А все прочие заботы о выполнении этой заявки с него будут сняты. При этом, подчеркнул проректор, сохраняется возможность, во-первых, уточнения заявки, а во-вторых, руководитель гранта или научной темы может указать, чтобы закупили товар или услугу у конкретного производителя / поставщика (если это критически важный параметр для проведения конкретного исследования). М. Н. Кудилинский сообщил, что предложения по совершенствованию новой формы работы с заявками могут направляться в адрес проректора по экономическому развитию, в том числе для того чтобы учесть специфику в каждой области науки.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, есть ли возможность закупать компьютерные программы из бюджета Университета без проведения тендера. М. Н. Кудилинский ответил, что такая возможность есть. И добавил, что принимаемые меры по упрощению схемы организации закупок направлены на устранение существующих пока препятствий в этой области (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.09.2014, п. 3; от 04.08.2014, п. 2).
Анализ предложений по совершенствованию сопровождения научно-исследовательской деятельности
Проректор по научной работе С. П. Туник представил результаты анализа предложений директоров институтов и деканов факультетов по совершенствованию сопровождения научно-исследовательской деятельности:
- по предложениям первого заместителя директора института «Высшая школа менеджмента» Ю. В. Федотова, декана Филологического факультета Л. А. Вербицкой и первого заместителя декана Физического факультета Н. В. Цветкова создана рабочая группа из сотрудников УНИ и УСИТ по модернизации автоматизированной системы управления
- по предложениям Н. В. Цветкова, Л. А. Вербицкой и директора Института истории А. Х. Даудова сроки проведения конкурсов (и, соответственно, сроки представления отчетов по итогам работы) будут сдвинуты на более ранние даты
- по предложениям директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» А. С. Пую, декана Факультета международных отношений И. Н. Новиковой будет упрощена работа с заявками на внутренние гранты СПбГУ (готовится соответствующий регламент)
- по предложениям А. С. Пую и заместителя декана Факультета искусств И. Г. Уралова будет продолжена практика предоставления помощи по составлению заявок на иностранных языках на участие в конкурсах научных грантов и помощи в подготовке научных публикаций на иностранных языках; кроме того, уже проведены два тренинга с участием носителей языка. Анализ востребованности этих услуг показывает, что усилия надо сосредоточить на обучении самих научно-педагогических работников владению иностранными языками (профессиональный сленг и специфика работы с конкретными фондами и редакциями научных журналов делают практически бесполезной любую другую помощь извне)
- от декана Математико-механического факультета Г. А. Леонова поступило предложение об открытости экспертизы заявок; между тем эта мера реализована в СПбГУ уже несколько лет (по запросу заявителя ему направляются экспертные заключения)
- было предложение декана Юридического факультета Н. А. Шевелевой о расширенном заседании научной комиссии Ученого совета СПбГУ для обсуждения вопроса о сопровождении НИР — такое заседание запланировано на сентябрь
Профессор Р. А. Эварестов напомнил, что в свое время проректор В. В. Еремеев создал в Петергофе систему работы, которая позволяла получить консультацию специалиста при переводе статьи на английский язык. По инициативе директора Института химии И. А. Баловой была создана группа, в которой химики занимались совершенствованием знания английского языка под руководством заведующего кафедрой английского языка для образовательной программы «Химия». Р. А. Эварестов предложил подойти к решению вопроса системно и организовать такую работу в масштабах всего Университета. С. П. Туник согласился с тем, что с текстами заявок на внешние гранты нужно работать в рамках профессионального сообщества — правила составления заявок, например, у математиков одни, а у химиков или биологов — совсем другие. Когда такие группы будут созданы, то коллеги смогут гораздо эффективнее помогать друг другу и в переводе статей на английский язык (с учетом специфики журналов в каждой профессиональной области). Дополнительную подготовку по иностранному языку можно будет вести в рамках повышения квалификации научно-педагогических работников.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас поддержала идею проректора С. П. Туника, отметив, что, например, в сфере психологии есть даже журналы, которые ориентированы на более узкие профессиональные группы специалистов. А если возникнут какие-то сомнения, то специалисты-филологи СПбГУ смогут оказать квалифицированную помощь. С. П. Туник дополнительно сообщил, что количество обращений научно-педагогических работников за помощью в переводе статей на английский язык минимально, хотя предложения и просьбы об организации таких курсов в адрес администрации звучали не раз. Как выяснилось, это проблема вовсе не организационная, а, видимо, психологическая.
О вопросах в Виртуальную приемную
А. А. Заварзин проанализировал работу Виртуальной приемной СПбГУ на примере одного из вопросов, поступивших недавно. За месяц до этого преподаватель предложил организовать визит иностранного профессора в СПбГУ для проведения совместных исследований с ним и обратился сначала к декану, а потом к заместителю декана Факультета. И в течение трех недель приказ об организации этого визита не могли оформить. А после того как преподаватель обратился в Виртуальную приемную и вопрос попал к проректору С. П. Тунику, он был решен в течение трех дней! (см. в Виртуальной приемной ответ С. П. Туника от 24 июня) А. А. Заварзин еще раз отметил, что каждый вопрос должно решать то должностное лицо, к компетенции которого вопрос относится (см. также: Честность и открытость, ответ 10).
Анализ рейтинга QS World University Rankings: BRICS
Проректор И. А. Дементьев в форме презентации представил результаты анализа продвижения СПбГУ в рейтинге «QS World University Rankings: BRICS» в сравнении с другими российскими вузами. Он отметил, что СПбГУ за год продвинулся в этом рейтинге с 14-го на 12-е место.
И. А. Дементьев рассмотрел отдельно продвижение СПбГУ и других российских вузов, ближайших в этом рейтинге, по каждому из критериев QS-BRICS. Например, организованная в СПбГУ по поручению ректора работа СПбГУ по составлению пула экспертов (см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 10; от 11.11.2013, п. 3) принесла результаты: показатели критерия «Репутация среди работодателей» за год поднялись с 95,2 до 96,1. Организованные по решению ректора международные конкурсы на крупные гранты СПбГУ и конкурсы среди ведущих ученых СПбГУ на приглашение постдоков, а также персональные приглашения ведущих мировых ученых (например, профессора К. А. Писсаридеса и профессора Й. Тиде) для работы в Университете тоже положительно сказываются на репутационных составляющих рейтинга.
Рост числа иностранных обучающихся (в первую очередь за счет того, что ректору удалось значительно, почти вдвое, увеличить план бюджетного приема в 2013 году) вызвал увеличение показателей еще одного критерия «Доля иностранных студентов». Но уже в этом году правила приема иностранных студентов изменились, и теперь для того, чтобы количество иностранных студентов продолжало расти, одними административными решениями не обойтись... Выросла также и «доля иностранных специалистов» за счет открытой по решению руководства Университета программы постдоков, конкурса университетских мега-грантов и персональных приглашений ведущих иностранных специалистов. А вот по критериям, показатели которых зависят от активности ученых («Количество публикаций в расчете на одного сотрудника» и «Количество цитат, приходящихся на одну статью»), научно-педагогические работники СПбГУ продолжают существенно уступать ученым других российских вузов.
См. также: Нас жду первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 4); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (вопрос 2).
Профессор Р. А. Эварестов предложил сосредоточить усилия на улучшении тех критериев рейтинга (первых трех), которые имеют наибольший вес в общем итоге. И. А. Дементьев объяснил, что нельзя «выдергивать» какие-то отдельные показатели и пытаться воздействовать на них — это не даст желаемого результата, к тому же по первым трем показателям Университет уже достиг высоких результатов, и дальнейшие (довольно большие) усилия могут улучшить эти критерии лишь на десятые доли балла. И в то же время, если брать другие показатели (например, относящиеся к количеству публикаций и цитированию), в случае активности наших ученых возможен рост гораздо больший: не на десятые доли балла, а на несколько десятков баллов.