Материалы ректорского совещания
- Губернатор Александр Беглов объявил 2024 год в Санкт-Петербурге Годом Санкт‑Петербургского государственного университета
- Открыта новая клиника — Центр креативных технологий в сфере международных отношений СПбГУ
- Семинар-совещание МНВО по вопросу обобщения предложений и рекомендаций по обновлению системы высшего образования
- Об организации образовательного процесса
- Мнение сотрудников медицинских учреждений об обучении ординаторов на клинических базах и их трудоустройстве и мнение ординаторов СПбГУ о возможностях совмещения подготовки в ординатуре с работой
- Стипендии президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
- Студент СПбГУ завоевал золотую медаль на юниорском чемпионате России по дзюдо
- О международной деятельности
- Конкурс дизайна сувениров к празднованию 300‑летия СПбГУ
1. Губернатор Александр Беглов объявил 2024 год в Санкт-Петербурге Годом Санкт‑Петербургского государственного университета
На открытии Санкт-Петербургского международного научно‑образовательного салона и Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» губернатор Александр Беглов сообщил, что 2024 год пройдет в городе под знаком 300‑летия Санкт‑Петербургского университета. Участниками торжественной церемонии стали ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Кропачев и руководители ведущих вузов города.
Александр Беглов отметил, что Петербург является колыбелью отечественной науки и высшего образования, и в 2024 году Санкт‑Петербургскому университету — старейшему в стране — исполнится 300 лет.
«Это точка отсчета истории университетского образования в России. Мы гордимся не только историей нашего прославленного вуза, но и его современными достижениями. Это кузница кадров для страны. Самый известный его выпускник — наш президент Владимир Владимирович Путин. Юбилей СПбГУ— событие государственного масштаба. Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета», — сообщил губернатор, член попечительского совета СПбГУ.
В день основания Санкт-Петербургского университета на Ростральных колоннах будут зажжены факелы. В честь юбилея первого университета России городской общественный транспорт получит соответствующее оформление, на туристических картах появятся объекты СПбГУ, а Дворцовый мост украсят флаги СПбГУ. Также Университет примет участие в мероприятиях Дня города на отдельной площадке, и тема его 300‑летия найдет отражение в празднике выпускников «Алые паруса».
На стенде СПбГУ Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона посетители могли познакомиться с образовательными программами, подобрать подходящее направление обучения, а также узнать о научных разработках исследователей СПбГУ и их практическом применении.
Общее число участников Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона превысило 20000 человек (студенты, школьники, преподаватели, бизнесмены, другие петербуржцы и гости города). В рамках салона были представлены 83 образовательные организации, в том числе 63 вуза, и только у СПбГУ был свой отдельный стенд, который из 20 тысяч участников посетили 13 тысяч. В этом году особо популярной стала зона стенда о научных достижениях СПбГУ. Например, здесь были представлены успехи молодых ученых-химиков Университета, объединенные темой «Неорганические наноматериалы для устойчивого развития» (Студентов познакомили с новейшими достижениями в области создания и применения наноматериалов, Химики СПбГУ разработали электродную установку, которая поможет в изготовлении органических батарей), а также макет одного из экспериментов Большого адронного коллайдера, где работают физики Университета под руководством заведующего лабораторией физики сверхвысоких энергий и элементарных частиц СПбГУ Григория Феофилова (От странности — к очарованию: как исследователи СПбГУ участвуют в проектах ЦЕРН).
В зоне интерактивных мероприятий специалисты и студенты СПбГУ проводили профориентационные игры и мастер-классы для посетителей салона (2024 год объявлен Годом Санкт‑Петербургского государственного университета).
2. Открыта новая клиника — Центр креативных технологий в сфере международных отношений СПбГУ
В рамках Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона состоялась торжественная церемония открытия новой университетской клиники — Центра креативных технологий в сфере международных отношений СПбГУ.
Сегодня в Университете уже действуют 16 учебных клиник по различным направлениям подготовки, где студенты имеют возможность получать практические навыки без отрыва от учебного процесса. Клинический подход является отличительной чертой образования, которое студенты получают в СПбГУ.
В торжественной церемонии приняли участие студенты второго курса магистратуры СПбГУ (программы «Связи с общественностью в сфере международных отношений» и «Искусственный интеллект и международная безопасность»), которые еще до официального открытия новой университетской клиники реализовали целый ряд креативных проектов. Например, видеоинтервью «Диалог с нейросетью» с участием восьми различных нейросетей; чат-бот «Фома», который в доступной форме знакомит с полезной информацией об обучении по программе «Международные отношения». Выполненные проекты дополнили портфолио обучающихся и помогли им успешно трудоустроиться по выбранной специальности (Креатив и технологии: СПбГУ презентовал новую университетскую клинику).
3. Семинар-совещание МНВО по вопросу обобщения предложений и рекомендаций по обновлению системы высшего образования
27 ноября на площадке «Сириуса» состоялся семинар-совещание, организованный Министерством науки и высшего образования, на тему «Модернизация высшего образования: новые возможности и принципиальные изменения». В нем приняли участие руководители более 150 вузов страны, молодые ученые, а также представители администрации президента Российской Федерации, Рособрнадзора, Министерства науки и высшего образования. Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, принявшая участие в семинаре, его задача — выработка предложений о дальнейших изменениях в системе высшего образования с учетом заявленных ранее МНВО задач, в том числе по результатам эксперимента, который был введен Указом Президента Российской Федерации от 12.05.23 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
В пленарной части с основным докладом выступил министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, который, в частности, отметил, что система высшего образования при организации образовательной деятельности должна ориентироваться на запрос рынка труда (сегодняшнего и перспективного). В настоящее время имеется явный дефицит хорошо подготовленных кадров. В связи с этим модернизацию системы высшего образования необходимо провести в ближайшие два года. Для управления отраслью образования будет создана единая электронная платформа для сбора, обобщения и анализа данных о работе университетов, научных организаций.
В ближайшей перспективе все университеты должны быть способны стать разработчиками технологий, необходимых всей стране, — для бизнеса, экономики, промышленности. Уровень бакалавриата в системе высшего образования в настоящее время «не является самодостаточным». В то же время наличия высшего образования должно быть достаточно для выхода выпускника бакалавриата на рынок труда и полноценной профессиональной деятельности, без необходимости «доучивания» в магистратуре. В планах — отказаться от наименования квалификации «бакалавр» в дипломе и заменить ее на наименование профессии (инженер, педагог, программист, юрист и т. д.).
Возможен вариант введения обязательного условия для поступления в магистратуру — наличие опыта работы по специальности один-два года (для того, чтобы появился реальный запрос на профессиональное обучение более высокого уровня). При этом важным мотивирующим фактором для роста в профессии может быть введение в обиход квалификационных микростепеней (типа МВА в менеджменте) — по результатам получения практического опыта и профессионального продвижения.
Рассматривается возможность предоставления большему, чем сейчас числу университетов права работать по собственным образовательным стандартам. Предложения, которые были выработаны по время работы семинара, будут учтены в процессе дальнейших преобразований.
4. Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе поступило 36 обращений. Большинство обращений касается получения различных документов, а также перевода в СПбГУ. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Занятия проходят в установленном порядке.
За прошедшую неделю встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в Институте философии, на факультете иностранных языков, математико-механическом факультете, факультете международных отношений, факультете прикладной математики — процессов управления, факультете социологии, филологическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии, медицинском колледже.
5. Мнение сотрудников медицинских учреждений об обучении ординаторов на клинических базах и их трудоустройстве и мнение ординаторов СПбГУ о возможностях совмещения подготовки в ординатуре с работой
Руководитель Центра прикладной социологии СПбГУ доцент Майя Михайловна Русакова представила результаты двух социологических исследований, которые были проведены по поручению ректора: «Изучение мнения сотрудников медицинских учреждений об обучении ординаторов на клинических базах и возможностях трудоустройства ординаторов на должность врача-стажера» и «Изучение мнения ординаторов СПбГУ о возможностях совмещения подготовки в ординатуре с работой». Общей задачей этих исследований была оценка эффективности трудоустройства ординаторов на должности врачей-стажеров (сейчас многие ординаторы вынуждены работать во время учебы не по специальности, что приводит к пропуску занятий и выходов на клинические базы).
В первом опросе в июле-ноябре приняли участие 59 сотрудников различных специальностей из 32 медицинских учреждений Санкт-Петербурга, клинических баз, где ординаторы Университета проходят практику. Как показали результаты исследования, работодатели положительно оценивают введение должности врача-стажера. По их мнению, введение должности повысит ответственность ординаторов за их деятельность, а также скажется положительно на дальнейших профессиональных траекториях ординаторов. В настоящий момент работодатели испытывают сложности с организацией клинического обучения для ординаторов, поскольку ординаторы параллельно работают в сторонних организациях, что негативно сказывается на их обучении из-за недостатка времени и усталости. Основные сложности, связанные с введением ставки врача-стажера, — необходимость организации более комплексного курирования во избежание допущения ординаторами ошибок, а также разрешение возможных бюрократических препятствий.
Во втором опросе приняли участие 283 ординатора СПбГУ, что составляет 40 % от общего количества обучающихся по программам ординатуры на медицинском факультете и факультете стоматологии и медицинских технологий. Как показали результаты исследования, ординаторы СПбГУ заинтересованы в построении профессиональной траектории во время обучения, в связи с чем введение должности врача-стажера является востребованным и целесообразным. Треть ординаторов рассматривает для себя продолжение процесса обучения по окончании ординатуры в СПбГУ, что демонстрирует высокую лояльность обучающихся к Университету. К основным недостаткам совмещения обучения с работой, требующим дополнительного согласования, можно отнести некорректное распределение нагрузки между учебной и рабочей деятельностью, посещение ординаторами клинических баз в уставшем состоянии и пропуск выходов на клинические базы.
6. Стипендии президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
Подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2023 № 902 «О стипендии президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации». В соответствии с этим указом стипендия президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливается в размере 75000 рублей.
Стипендия президента Российской Федерации назначается на срок от одного года до четырех лет и выплачивается ежемесячно. Кандидаты на получение стипендии президента Российской Федерации выдвигаются научными руководителями аспирантов и адъюнктов.
7. Студент СПбГУ завоевал золотую медаль на юниорском чемпионате России по дзюдо
Денис Киселев, обучающийся по направлению «Международные отношения», занял первое место на юниорском чемпионате России по дзюдо в категории до 73 килограммов.
На первенстве России, которое прошло в Туле, Денис Киселев одержал победу в двух поединках. В решающем спарринге за золото спортсмен из СПбГУ встретился с титулованным мастером боевых единоборств Абу-Бакаром Юсуповым. В равном бою Юсупов получил хансоку-макэ (это дисциплинарная мера, которая подразумевает остановку поединка и дисквалификацию спортсмена, нарушившего правила) за проведение запрещенного приема, и победителем был признан Денис Киселев (Студент СПбГУ завоевал золотую медаль на юниорском чемпионате России по дзюдо).
8. О международной деятельности
Как сообщил проректор по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, недавно были проведены следующие мероприятия.
Встреча с делегацией из Нанкинского университета информационных наук и технологий
27 ноября состоялась встреча представителей СПбГУ с делегацией Нанкинского университета информационных наук и технологий (Китайская Народная Республика), возглавляемой вице-президентом Университета товарищем Минь Цзиньчжуном. Стороны заключили соглашение о сотрудничестве, обсудили перспективы взаимодействия СПбГУ и Нанкинского университета информационных наук и технологий.
Открытая лекция Генерального консула Республики Узбекистан в Санкт-Петербурге
28 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась открытая лекция Генерального консула Республики Узбекистан в Санкт-Петербурге Алишера Мамажоновича Бабаева. Генеральный консул рассказал об истории дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, о перспективных сферах сотрудничества между двумя странами, а также об особенностях дипломатического протокола.
Мероприятия в представительстве СПбГУ в Королевстве Испания
В представительстве Санкт‑Петербургского государственного университета в Королевстве Испания 28 ноября состоялась онлайн-лекция старшего научного сотрудника Института когнитивных исследований СПбГУ Дарьи Никитичны Подвигиной «Рисующие слоны и говорящие обезьяны. Культура и творчество у животных», 30 ноября — онлайн-лекция доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ Нины Феликсовны Щербак «От Гадамера до Деррида: вектор развития современной герменевтики».
Завершена IV Международная онлайн-олимпиада СПбГУ по русскому языку как иностранному
Олимпиады по русскому языку как иностранному на регулярной основе проводятся Санкт-Петербургским государственным университетом с 2018 года. За это время в них приняли участие более 32000 иностранных граждан из 165 стран мира.
IV Международная онлайн-олимпиада СПбГУ по русскому языку как иностранному прошла 16–19 ноября и объединила 8770 иностранных граждан из 144 государств (включая островные территории). Данный показатель на 43 % превысил показатель прошлого года — 5000 человек из 129 стран. Наибольший интерес к участию в турнире проявили жители Республики Узбекистан (2244 заявки), Республики Казахстан (852), КНР (813), Монголии (707), Киргизской Республики (312) и Туркменистана (286).
Высокая заинтересованность в олимпиаде со стороны граждан СНГ объясняется в том числе тем, что дипломы призеров и победителей соревнования котируются при участии в конкурсном отборе абитуриентов по линии Россотрудничества. Также дипломы призеров и победителей предоставляют до 30 из 100 баллов при участии иностранного гражданина в конкурсе портфолио на обучение в СПбГУ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень стран-участников не ограничивается Азией и ближним зарубежьем. Так, в числе призеров и победителей олимпиады — граждане 26 стран африканского континента и семи стран Латинской Америки. Также, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, высока доля призеров и победителей из европейских стран — 324 человека из 27 стран (Олимпиада СПбГУ по русскому языку как иностранному объединила более 8,5 тысячи участников).
9. Конкурс дизайна сувениров к празднованию 300‑летия СПбГУ
Санкт-Петербургский университет совместно с сетью книжных магазинов «Буквоед» приглашает студентов принять участие в конкурсе на лучший дизайн сувенирной продукции к празднованию 300‑летия СПбГУ.
В честь юбилея Университета в 2024 году будет выпущена лимитированная коллекция сувениров, которую можно будет купить в знаковых книжных магазинах Петербурга. Придумать сувениры и предложить дизайн могут студенты СПбГУ, а лучшие работы будут отмечены подарками от сети «Буквоед». Эти идеи станут основой для создания сувениров, которые смогут приобрести на память студенты, абитуриенты, преподаватели, выпускники и другие почитатели старейшего университета России.
Регистрация открыта как для отдельных авторов, так и для коллективов численностью до трех человек. Каждый участник может подать не более трех заявок, в том числе в составе команд.
Конкурс проводится в номинациях «Лучшая идея дизайна» и «Лучшая идея контента». Тематика обширна: «Из жизни студента СПбГУ», «Юмор в СПбГУ», «Метафорические карты», «Настольная игра СПбГУ» и «Сувенир-игрушка». Участники могут представить идею для текстильной и полиграфической продукции, а также эксклюзив-сувенир.
Загрузить конкурсную работу можно до 25 декабря. Требования к изобразительной работе и видео объявлены здесь.
Оценка заявок и подведение итогов конкурса будут проводиться с 10 по 20 января 2024 года.