Материалы приема граждан
Во вторник, 24 февраля, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.
Реализовать право на образование: вопрос о поступлении в СПбГУ студентов других вузов
Двое студентов Донецкого национального технического университета, Анастасия Бродская и Виталий Коломиец, пришли на прием к ректору, чтобы узнать, могут ли они перевестись в наш Университет. Они хотели бы продолжить обучение по специальности «Экономическая кибернетика» и уже успели поговорить об этом с деканом Экономического факультета СПбГУ. Но заявление о переводе в СПбГУ не подавали, потому что, по их словам, после сессии в ДонНТУ не могли успеть сделать это в срок, до февральского заседания Центральной комиссии по переводам и восстановлениям СПбГУ. Их волновало, могут ли они, жители Донецкой области Украины, учиться в СПбГУ.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев объяснил студентам, что их право на получение образования гарантировано нормами международного права. Российская Федерация как страна-участник соответствующих международных соглашений обеспечивает на своей территории реализацию основополагающих прав человека, в том числе и права на образование. В этом плане не имеет значения неопределенность правового статуса территории, на которой постоянно проживает гражданин, поскольку любые иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обучаться в образовательных организациях Российской Федерации, в том числе и в СПбГУ, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что перевод из ДонНТУ в СПбГУ невозможен не в связи с неопределенностью правового статуса территории их проживания, а ввиду требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего, что перевод возможен только между образовательными организациями России.
Виталий спросил, могут ли они при поступлении претендовать на бюджетные места в СПбГУ. В ДонНТУ они хорошо учатся, есть справки, которые это подтверждают. Ректор ответил, что ответ на этот вопрос пока неясен. В марте должно быть подписано распоряжение Минобрнауки РФ, в котором будет определено для каждого вуза России количество мест для приема иностранцев, лиц без гражданства и соотечественников за рубежом. После этого руководство каждого вуза будет принимать решение о приоритетности приема иностранных абитуриентов. И в СПбГУ, заверил ректор, приоритет будет отдан абитуриентам из регионов со сложной обстановкой. Вся информация об этом будет своевременно размещена на портале СПбГУ.
Неожиданное предложение: вопрос об использовании научного оборудования
Посетитель В. А. Алексеев сообщил ректору, что он баллотировался на должность доцента по специальности «Оптика», выборы на альтернативной основе прошли на заседании Ученого совета СПбГУ 22 декабря 2014 года. Было два претендента, и он проиграл (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 22.12.2014, раздел «Выборы»). Срок его трудового договора истек 31 декабря 2014 года, и теперь он не является работником Университета. Ректор спросил посетителя, планирует ли он участвовать в конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ. Тот ответил, что пока не видит в объявлениях подходящих конкурсов по своей специальности. На прием к ректору В. А. Алексеев пришел, чтобы обсудить условия работы в коллективе кафедры фотоники, которые, как он считает, не позволили победить в конкурсе.
Ректор спросил: как сделать так, чтобы заведующий кафедрой создавал равные условия для работы всех сотрудников? В Научном парке СПбГУ, как известно, обеспечен равный доступ к оборудованию всем исследователям, и все, в том числе и внешние пользователи, могут работать в ресурсных центрах на равных условиях. Как обеспечить такой же равный доступ к оборудованию, которое «принадлежит» научным группам и установлено не в ресурсных центрах, а в помещениях, где традиционно находятся рабочие места сотрудников кафедр и лабораторий?.. Н. М. Кропачев предложил собеседнику несложную вроде бы задачку: как обеспечить работой пять сотрудников, если компьютеров всего три? В. А. Алексеев ответил, что он купил бы еще два компьютера... А если денег нет? Или нет возможности организовать еще два рабочих места? Оптимальное решение: распределить рабочее время пяти сотрудников так, чтобы они могли работать на трех компьютерах по очереди. (Так, кстати, и сделано в Научном парке — только там не три прибора, несколько сотен, и пользователей не пять, а тысячи: Научный парк СПбГУ: научное оборудование. И при этом оборудование Научного парка СПбГУ загружено в среднем по 16 часов в сутки.)
Ректор привел факты: сегодня помещения, в которых преимущественно работают экономисты, юристы, филологи, используются почти на 100 %, а там, где работают, например, физики, — менее чем на 50 %. Но при этом все помещения отапливаются, освещаются, убираются, обеспечены мебелью (хотя где-то ее не хватает и нужно закупать новую). А может, предложил ректор, неиспользуемые помещения следует закрыть? А хорошую мебель собрать и распределить по тем аудиториям, где ее не хватает? Возможно, тогда и новую закупать не потребуется, и финансовые средства Университета будут сэкономлены — их можно использовать, например, для приобретения нового или недостающего оборудования.
Но кто пройдет по этажам, по всем лабораториям, и составит общую картину: какое научное оборудование где установлено и как оно используется? Кто создаст общие правила доступа к такому оборудованию, равные для всех пользователей? Ректор предложил В. А. Алексееву возглавить специальную группу «контроля за ресурсами» и составить перечень всего оборудования. Отвечая на вопросы Н. М. Кропачева, посетитель рассказал, каким оборудованием пользуются в своей работе физики: есть общее оборудование (которое подходит для выполнение разных исследований), а есть и уникальное (которое приобреталось для выполнения определенной научной задачи), есть то, которое устаревает быстро, а есть и такое, которое можно использовать десятки лет (например, лазеры). Посетитель согласился, что обеспечение условий равного доступа всех исследователей ко всему оборудованию повысит эффективность его использования и будет выгодно многим ученым. Для этого надо создать открытую базу данных об имеющемся оборудовании, создать удобные правила пользования оборудованием и строго соблюдать эти правила. В. А. Алексеев обещал подумать над предложением ректора, которое его заинтересовало.
Ректор поручил проректору И. А. Дементьеву провести совещание с участием В. А. Алексеева, проректора по научной работе С. П. Туника и директора Научного парка С. В. Микушева, чтобы обсудить вопросы инвентаризации оборудования, которое используется нашими физиками вне Научного парка. Когда будет ясна полная картина, можно будет выбрать, какую часть оборудования следует передать в ресурсные центры Научного парка, а какую стоит оставить в прежних условиях пользования. Одна из задач группы — создать общие правила использования оборудования, удобные для всех исследователей, а затем организовать равный доступ ко всему оборудованию, тоже для всех.
Полигон для идей: вопрос о разработке и реализации новой образовательной программы
Профессор А. А. Цыганенко, и. о. заведующего кафедрой общей физики–2, сообщил, что он участвовал в реализации образовательной программы для иностранных студентов-медиков на английском языке. И предложил разработать аналогичную программу на английском языке — тоже для иностранцев, но для студентов-физиков... Н. М. Кропачев напомнил профессору, что научно-педагогические работники Университета по решению ректора локальными актами СПбГУ наделены значительным числом прав, которых нет у научно- педагогических работников других вузов страны. Профессор, в частности, имеет право инициировать разработку любой образовательной программы в Университете. Для этого ему достаточно направить свои предложения председателю учебно-методической комиссии факультета (а если программа междисциплинарная, то председателям учебно-методических комиссий нескольких институтов или факультетов), начальнику управления образовательных программ или проректору по учебно-методической работе. Он также может принять участие в обсуждении его предложений на заседаниях учебно-методической комиссии, а в случае несогласия с решением учебно-методической комиссии факультета или ученого совета предложить проректору по учебно-методической работе провести внешнюю экспертизу разработанной им образовательной программы. Профессор также может предложить кандидатуры тех научно-педагогических работников, которых, по его мнению, необходимо пригласить в СПбГУ на работу для реализации новой образовательной программы.
Н. М. Кропачев предложил А. А. Цыганенко площадку для обсуждения его идей. Профессор может написать, например, обращение к пресс-секретарю СПбГУ и предложить организовать всеобщее обсуждение его идеи на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение», изложить идею новой образовательной программы и пригласить для ее обсуждения и реализации необходимых специалистов (физиков, химиков, юристов, социологов, математиков и др.) — в том числе коллег из других вузов и научных центров. Профессор А. А. Цыганенко ответил, что у него есть такие коллеги на примете. Н. М. Кропачев также сообщил заявителю, что в случае положительного решения вопроса об открытии образовательной программы разработчикам программы, изъявившим желание реализовать ее в СПбГУ, может быть предложено заключить либо срочный контракт, либо договор гражданско-правового характера.
На приеме граждан присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика
24 февраля на прием пришли девять человек: студенты (4), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (3). Рассматривались 12 вопросов, в том числе по темам: образование (6), наука (1), общежития (0), работники и коллективы (4), социальные вопросы (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:38, закончился в 20:09.