Материалы приема граждан
На прием граждан к ректору СПбГУ пришли несколько родителей учащихся 10 и 11 классов программ среднего общего образования, реализуемых Санкт-Петербургским государственным университетом (Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ).
Первым вопросом, который был задан родителями, был вопрос о судьбе здания СПбГУ по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, Собственный пр., д. 1. По имеющейся у посетителей информации, якобы есть предписание прокуратуры о «закрытии петергофской площадки». Посетителей интересовало, какие меры принимает руководство СПбГУ по выполнению предписаний прокуратуры и когда будут информированы учащиеся и их родители о новом месте проживания в новом учебном году?
И. о. ректора Е. Г. Чернова сообщила, что такой вопрос уже задавался проректору по учебной работе. Информация о наличии такого предписания прокуратуры недостоверна, как и было указано проректором по учебной работе на встрече с родителями обучающихся (см. Материал приема граждан проректором по учебной работе). Родители сообщили, что они «почерпнули эту информацию из Интернета». На что и. о. ректора сказала, что «нельзя верить всему тому, что написано в Интернете. Если верить Интернету, то Интернет и надо спрашивать». И. о. ректора еще раз подтвердила, что здание, как и другие здания Университета, действительно в плановом порядке готовится к новому учебному году. Здание по указанному адресу находится в удовлетворительном состоянии, но требует, как и некоторые другие здания СПбГУ, проведения локальных ремонтных работ, которые были запланированы в 2015 году Университетом. Необходимые ремонтные работы планируется завершить к началу учебного года. И. о. ректора подчеркнула, что образовательный процесс, как и планировалось, будет (как и ранее) организован на двух площадках: в зданиях СПбГУ в Петродворцовом районе и на Васильевском острове.
Присутствовавшая на приеме проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк также добавила, что решение о том, учащиеся каких именно классов и каких профилей подготовки будут посещать занятия по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, Собственный пр., д. 1, будет известно по итогам составления расписания учебных занятий. При распределении аудиторного фонда прежде всего учитывается необходимость использования того или иного учебного оборудования и его местоположение. Расписание занятий будет обнародовано за неделю до начала учебного года.
Вторая группа вопросов посетителей касалась компенсации за питание учащихся и размеров родительской платы, а фактически — платы за содержание, включая присмотр и уход за детьми. Посетители просили сообщить о том, из каких средств будет оплачиваться питание учащихся в размере сумм, рассчитанных в соответствии с правилами, установленными приказом проректора по экономике № 5693/1 от 16.07.2015, может ли СПбГУ покрыть полностью или частично эти расходы для победителей предметных олимпиад, учащихся, показавших высокие знания по результатам экзаменов и летних школ, а так же социально незащищенных категорий (сирот, детей из многодетных семей, детей-инвалидов и др.), а может и для всех 360 детей, и на каком основании значительное изменение и утверждение размера оплаты происходит в конце июля?
Е. Г. Чернова обратила внимание заявителей на то, что согласно статье 80 Семейного кодекса РФ имущественная обязанность по содержанию несовершеннолетних детей возложена именно на родителей. Ни одним законодательным актом не предусмотрено право родителей требовать от образовательной организации питания и содержания их детей, учащихся в образовательных организациях федерального подчинения (так называемый СУНЦ). На Санкт-Петербургский государственный университет Уставом не возложена обязанность по обеспечению содержания несовершеннолетних детей, учащихся в Университете (существует только обязанность по созданию условий для пребывания, что предполагает компенсацию понесенных СПбГУ расходов). Отсутствие обязанности Университета означает и отсутствие корреспондирующего ей права родителей требовать от университета несения расходов по питанию и содержанию учащихся.
Поскольку Университет является бюджетным учреждением и обязан осуществлять только предписанные ему виды деятельности, то такая обязанность должна быть прямо закреплена в законодательстве или в Уставе СПбГУ. Вместе с тем анализ нормативных документов показывает обратное, а именно:
В законодательстве и прежде всего в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273–ФЗ (редакция от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 37) на образовательные организации возлагается обязанность организовать питание, но не обеспечить питанием на безвозмездной основе. Обеспечение питанием производится по закону только в отношении тех обучающихся, которые обучаются за счет бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов и только в случаях и порядке, установленными соответственно органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (анализ регионального законодательства показывает, что предоставление питания в натуральной форме или в виде компенсации затрат на питание в школе носит адресный характер, а не всеобщий, и касается в первую очередь социально незащищенных категорий, признанных таковыми в соответствии с законодательством: многодетные, малообеспеченные семьи и т. п.).
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7–ФЗ (редакция от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» финансирование деятельности бюджетного учреждения (к последним относится и Университет) по государственному заданию производится в соответствии с основными видами деятельности, указанными в пункте 13 Устава СПбГУ.
Основными видами деятельности по Уставу являются: разработка и реализация образовательных программ; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; повышение квалификации и переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация и проведение экспертиз и экспертно-аналитических работ, а также подготовка экспертных заключений по запросам государственных органов.
За счет федерального бюджета, предоставляемого Университету в виде субсидии на выполнение государственного задания, финансирование услуг, не связанных с основными видами деятельности, не может производиться.
Таким образом, предоставление питания (а не его организация), а также выполнение Университетом обязанности по содержанию учащихся программ среднего общего образования за счет средств, выделяемых Университету, не относится к основным целям деятельности СПбГУ (пункт 12 Устава СПбГУ), а также не входит в число основных видов деятельности, перечисленных в Уставе в пункте 13.
Что касается вопроса фактической стоимости расходов на питание учащихся программ среднего общего образования, то, согласно заключенному СПбГУ государственному контракту об организации питания в Академической гимназии, расходы по предоставлению питания обходятся Университету в следующие суммы: 377,31 рублей в день (для пансиона) и 169,96 рублей в день (для полупансиона). Государственный контракт заключен по результатам конкурсных процедур, где ключевым критерием являлась именно цена предлагаемого контракта. Вместе с тем согласно утвержденным Приказом проректора по экономике от 16.07.2015 правилам расчета стоимости питания, взимаемой с родителей, размер платы составляет: 286,67 рублей в день (для пансиона) и 145,45 рублей в день (для полупансиона). В 2015 году Эндаумент-фонд СПбГУ нашел возможность дотировать 24 % стоимости питания учащихся на условиях полного пансиона и 14 % стоимости питания учащихся на условиях полупансиона, а вносимая родителями (законными представителями) плата за питание ниже фактических затрат СПбГУ на предоставление питания учащимся.
При этом по итогам каждого месяца размер платы в отношении каждого отдельного учащегося может отличаться (в силу отъезда на выходные, праздники и каникулы). В этой связи по итогам каждого месяца будет осуществляться расчет платы по факту оказания услуг. Излишне уплаченная сумма будет засчитана в счет оплаты питания в следующем месяце, либо по заявлению родителя будет ему возвращена. В ближайшее время начальником Юридического управления Ю. В. Пеновым будет утвержден и обнародован образец договора с родителями на оказание услуг по питанию, в котором будет установлен размер платы с учетом имеющихся Правил расчета стоимости питания, а также определен порядок ее внесения.
В качестве меры социальной поддержки и с учетом имеющихся возможностей (средств) от доходов Эндаумент-фонд СПбГУ берет на себя оплату питания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имеющих инвалидность (независимо от категории / группы инвалидности).
Е. Г. Чернова сообщила, что для многодетных и малообеспеченных семей имеется возможность получения компенсации затрат на питание детей из средств бюджетов субъектов РФ. Региональным законодательством (в регионах постоянной регистрации учащегося) в отношении отдельных категорий могут быть установлены дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в государственных образовательных учреждениях. Оперативно изучить ситуацию по всем регионам Российской Федерации не представляется возможным, вместе с тем согласно, например, Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728–132 (редакция от 26.12.2014) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» учащимся из числа многодетных и/или малообеспеченных семей, которые обучаются на дому, предоставляется компенсационная выплата на питание (завтрак и обед или комплексный обед для обучающихся 5–11 классов) в размере от 70 % до 100 %. Учащимся, проходящим обучение не на дому, предоставляется питание в государственных образовательных учреждениях за счет бюджета Санкт-Петербурга.
Поскольку Санкт-Петербургский государственный университет не финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (равно как и за счет средств иных региональных бюджетов), а средства, запланированные в региональном бюджете на питание, не были по факту израсходованы на тех учащихся программ общего среднего образования в СПбГУ, то для получения дополнительных мер социальной поддержки родителям необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту постоянной регистрации. После заключения договора и внесения платы Университет предоставит тем родителям, которые будут обращаться в органы социальной защиты, необходимый комплект документов, подтверждающий их фактические расходы.
Причины, по которым решение о компенсации питания учащихся в установленных объемах было принято в июле 2015 года, связаны с тем, что, во-первых, с 2015 года утратило силу Постановление Правительства от 26.06.1995 № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате», согласно которому регламентировалось финансирование со стороны учредителя школ-интернатов на основании утвержденных государственных нормативов из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида школы-интерната. Во-вторых, учредителем СПбГУ 16 июня 2015 года были утверждены многочисленные изменения в Устав СПбГУ, в связи с чем Университет активно начал реагировать на внесенные изменения и принимать меры по приведению локальных актов в соответствие с ним (включая проведение аналитической работы, в том числе юридической экспертизы, и экономических расчетов). Принимая во внимание тот факт, что итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности Университета со стороны Счетной палаты РФ за 2014 год были окончательно подведены только к 1 июня 2015 года, вопрос об изменении стоимости как питания, так и содержания в Академической гимназии с очередного учебного года возник только в середине 2015 года, а не с 1 января.
В отношении вопроса об изменении размера родительской платы (платы за проживание и платы за присмотр и уход) и. о. ректора отметила, что родительская плата не менялась в Университете с 2007 года. В настоящее время (по состоянию на 01.07.2015) фактические расчетные расходы СПбГУ на обеспечение проживания, присмотра и ухода за учащимися составляет при полном пансионе свыше 14000 рублей в месяц (без учета питания, поскольку питание не является предметом договора по содержанию учащихся). Тогда как действующий по приказу 2007 года размер родительской платы составляет 2500 рублей в месяц. Поскольку в соответствии с действующим законодательством размер родительской платы устанавливает учредитель учебного заведения, то после утверждения новой редакции Устава СПбГУ Университетом подготовлен запрос в адрес учредителя с просьбой об установлении размера родительской платы. Все родители учащихся программ основного общего образования будут проинформированы сразу после получения ответа учредителя. Новый размер родительской платы в случае его установления учредителем будет введен в сроки, которые предпишет учредитель. Посетителям было разъяснено, что учредителю направляется запрос с просьбой установить размер платы.
Также прошло обсуждение вопроса об использовании в качестве родительской платы и оплаты питания средств материнского капитала. Е. Г. Чернова объяснила родителям, что анализ, проведенный юристами СПбГУ, показывает, что законодательством такая возможность предусмотрена. В частности, согласно пункту 8.1 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 926 (редакция от 14.07.2014) «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов», средства материнского капитала могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем родителям рекомендовано обратиться за получением более подробной информации в отделение Пенсионного фонда России, отдельно уточнив возможности направления средств материнского капитала на оплату питания детей, которые являются учащимися программ среднего общего образования СПбГУ (Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ) СПбГУ.
И. о. ректора Е. Г. Чернова еще раз подчеркнула, что государственная поддержка одаренных детей состоит в создании условий для обучения (созданы четыре СУНЦ) таких детей, где они имеют возможность обучаться под руководством преподавателей с иной квалификацией, чем в обычной школе, а также осваивать иную по степени сложности программу, чем в обычной школе.
Посетители интересовались, какие шаги со своей стороны они могут предпринять для того, чтобы добиться снижения финансовой нагрузки за питание и содержание детей.
И. о. ректора Е. Г. Чернова обратила внимание посетителей на то, что, во-первых, для осуществления упорядоченного взаимодействия с администрацией Университета, а впоследствии и для совместного осуществления действий в интересах учащихся СПбГУ, родителям рекомендовано создать родительский совет, как это предусмотрено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Упорядоченная работа родительского совета, наделенного в установленном порядке полномочиями представлять интересы всех учащихся, позволит избежать ситуаций, когда одна группа родителей (считающая себя родительским советом (комитетом, а по факту выступающая как инициативная группа) будет выражать одно мнение, а другая группа родителей (также считающая себя родительским (советом) комитетом) будет выражать прямо противоположное мнение, блокируя тем самым принятие необходимых решений. В целях оказания организационной поддержки со стороны СПбГУ начальник Юридического управления СПбГУ Ю. В. Пенов сообщил, что подготовлен проект положения о деятельности родительского совета, что позволит организовать его работу уже в начале очередного учебного года.
Посетители озвучили вопрос о возможности привлечения спонсорских средств, средств пожертвования.
И. о. ректора Е. Г. Чернова отметила, что такая возможность, безусловно, существует. Возможно формирование в рамках Эндаумент-фонда СПбГУ целевого капитала за счет пожертвований от любого и каждого, кто заинтересован в оказании финансовой поддержки Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Доход от управления таким целевым капиталом будет направляться сугубо на развитие программ общего среднего образования СПбГУ и финансирование деятельности Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. По опыту управления капиталом Эндаумент-фонда СПбГУ, доходность от целевых капиталов составляет от 6 % до 11 % в год. Эти деньги можно тратить по желанию распорядителей средств, поскольку фонд является самостоятельным юридическим лицом: на ремонт помещений, выплату стипендий талантливым студентам, проведение мероприятий, а также компенсацию других затрат.
Наконец, можно осуществлять пожертвование непосредственно Университету с оговоркой целевого назначения средств — на финансирование тех или иных (по усмотрению жертвователя) мероприятий, проводимых с учащимися.
Родительский совет мог бы привлекать спонсоров, которыми могут стать в том числе выпускники гимназии и Университета.
Третья группа вопросов, заданных посетителями, касалась обеспечения учебного процесса гимназистов профессорско-преподавательским составом СПбГУ. Посетители обратились к и. о. ректора с просьбой в ближайшие годы сохранить основной состав преподавателей по профильным дисциплинам, но также рассказали, что ранее случались пропуски преподавателями, как выразились посетители, «непрофильных» для учащихся занятий.
И. о. ректора Е. Г. Чернова проинформировала посетителей о том, что участие педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава СПбГУ в реализации основных программ среднего общего образования определяется исходя из объема педагогических поручений, запланированного на учебный год, с учетом максимально допустимой нагрузки преподавателя, а также исходя из квалификации и сферы научных интересов. Указанные преподаватели участвуют в реализации основных программ общего образования на основании приказа об утверждении педагогических заданий на очередной учебный год. И. о. ректора также обратила внимание родителей на нелогичность просьб: если пропуски занятий имели место, как утверждают родители, то получается, что родители предлагают, чтобы их детей продолжали учить те же люди, что пропускали занятия. Посетителям было предложено оперативно сообщать обо всех нарушениях учебного процесса сразу же проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк. Для этого в Университете можно использовать такой инструмент, как Виртуальная приемная СПбГУ, она работает 24 часа в сутки. Е. Г. Чернова заверила родителей, что все вопросы, поступающие в Виртуальную приемную, находятся на особом контроле. Преподавателями образовательных программ среднего общего образования, реализуемых в СПбГУ, не становятся случайные люди — все они в обязательном порядке были рекомендованы директорами и деканами профильных институтов и факультетов, что может гарантировать качество обучения гимназистов, 100 % из которых после получения среднего образования поступают в высшие учебные заведения.
Статистика
Рассматривались три вопроса, в том числе по темам: образование (0), наука (0), общежития (1), работники и коллективы (1), социальные вопросы (1), Университет и мир (0), прочие (0).