Материалы приема граждан
Во вторник, 4 апреля, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора исполнял проректор по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов.
Вопрос о несогласии с результатами экзамена
Студент четвертого курса Андрей Фёдоров, обучающийся по специальности «Актерское искусство», обратился к ректору с вопросом о несогласии с результатами экзамена по дисциплине «Мастерство артиста драматического театра и кино». Как он рассказал, экзамен был 28 января, на нем студент показал отрывки из спектаклей и получил оценку «удовлетворительно». А. Фёдоров обратился к экзаменатору с вопросом о том, почему ему поставили «тройку», как и другим студентам, которые, в отличие от него, вовсе не посещали занятия. Преподаватель, по словам студента, никак не обосновал оценку, но предложил А. Фёдорову подготовить жалобу, если его не устраивает результат.
А. Фёдоров написал жалобу, и 17 февраля состоялась его встреча с первым проректором по учебной работе Мариной Юрьевной Лавриковой, а также первым заместителем декана факультета искусств Иваном Григорьевичем Ураловым. В ходе беседы ответа на свою жалобу студент не получил, но 15 марта ему прислали письменный ответ о том, что оценка была выставлена справедливо (ответ был оформлен за подписью четырех специалистов). По мнению посетителя, указанные специалисты не видели его отрывков из спектакля, в их ответе нет профессионального разбора актерской игры.
Студент также рассказал о том, что хотя сейчас идет последний семестр обучения, у него фактически нет роли в дипломном спектакле (роль совсем небольшая: она предполагает появление на сцене на 30 секунд, его герой не произносит слов). По словам А. Фёдорова, он с сентября пытается получить роль, но с ним никто не хочет работать. Он заучивал тексты, ходил на репетиции, пытался участвовать в спектаклях, «лез на сцену». Однако ему говорили: потом-потом... Как рассказал посетитель, студенты четвертого курса репетируют шесть дипломных учебных спектаклей, но его не включили ни в один из них.
Отвечая на вопросы Ю. В. Пенова, студент сообщил, что он из Эстонии, поступил в Университет по гослинии на бюджетное место. До марта 2020 года он, как и другие студенты, учился в аудиторном формате, во время пандемии уехал домой, а затем вернулся в Петербург. По словам посетителя, негативное отношение к нему студентов и преподавателей началось еще на первом курсе: после того как он обратился в учебный отдел, чтобы выяснить какой-то вопрос. В свой адрес, как рассказал студент, он не раз слышал грубые слова. Говорили в том числе и о том, что он после окончания Университета «уедет в свою Эстонию». Но А. Фёдоров утверждает, что он хотел бы остаться и работать в России.
И. о. ректора Ю. В. Пенов сообщил, что этические вопросы взаимоотношений в коллективе нельзя решить административным путем. Но студент может обратиться в комиссию по этике, которая и создана для решения этических вопросов. Устроить переэкзаменовку, чтобы изменить оценку за экзамен (как просил студент), можно только в том случае, если проверка обнаружит нарушение процедуры проведения экзамена.
И. о. ректора дал следующие поручения.
Проректору по учебно-методической работе Эльвире Анваровне Зелетдиновой:
- проверить содержание учебных дисциплин в рамках учебного плана обучающегося четвертого курса по специальности «Актерское искусство» и ответить на вопросы: какое количество учебных спектаклей должно быть организовано в рамках учебного процесса, и в каком количестве учебных спектаклей должен быть задействован каждый обучающийся, включая роли с репликами?
Первому проректору по учебной работе Марине Юрьевне Лавриковой:
- подтвердить достоверность экспертизы представленных видеоматериалов на соответствие выставленной оценки уровню обучающегося Андрея Фёдорова с предоставлением обучающемуся развернутых комментариев, мотивировок и аргументов, перечнем ошибок, для подтверждения выставленной оценки; запросить заключение от каждого специалиста с разъяснениями и личной подписью
- разобраться и подготовить ответы на вопросы: какое фактическое количество учебных спектаклей проводится в рамках учебного процесса; каким образом распределяется и нормируется объем участия каждого обучающегося в учебных спектаклях; каковы оценки иных обучающихся, не задействованных в учебных спектаклях?
Дополнительная информация
Студент А. С. Фёдоров 5 апреля обратился с заявлением в комиссию по этике с просьбой рассмотреть его взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками. Заседание комиссии было назначено на 14 апреля.
Но, узнав, что в заседании комиссии будут участвовать и другие студенты, 13 апреля А. С. Фёдоров отозвал свое заявление.
Ответы проректоров на вопросы исполняющего обязанности ректора
Проректор Э. А. Зелетдинова представила следующие ответы. «Рабочими программами дисциплин "Мастерство артиста драматического театра и кино", "Учебная практика (актерская)", "Производственная практика (актерская)" не предусмотрена информация о количестве учебных спектаклей, которое должно быть организовано в рамках учебного процесса и о том, в каком количестве учебных спектаклей должен быть задействован каждый обучающийся, в том числе роли с репликами.
- В основе преподавания дисциплины "Мастерство артиста драматического театра и кино" лежат практические занятия в малых группах (не более шести человек) с преподавателем. Используются также групповые практические занятия с преподавателем в форме мастер-классов, самостоятельная работа студентов (выполнение заданий преподавателя), а также такие активные формы работы, как студенческие концерты и спектакли в учебном театре и на концертных и театральных площадках города и страны. По дисциплине предусмотрено проведение экзаменов в конце каждого семестра (с первого по восьмой). Экзамены проводятся в форме исполнения сценических работ в учебных аудиториях или на иных сценических площадках
- Цель "Учебной актерской практики" — развитие и закрепление практических навыков актерской работы посредством включения студентов в художественно-творческий процесс. Актерская практика включает в себя: показы самостоятельных работ — отрывки из пьес; показы "наблюдений"; упражнения и этюды на "жизнь" роли; тренинги, упражнения и этюды в усложненном виде как средство работы над ролью; работу над спектаклем
- В результате производственной практики у студента формируются главнейшие навыки профессиональной актерской деятельности: навык подготовки (внутренней и внешней) к каждому конкретному драматическому спектаклю, навык обсуждения и разбора только что сыгранного спектакля, привычка к творческим, рабочим замечаниям своих коллег и к профессиональному разбору спектакля режиссером»
По запросу М. Ю. Лавриковой и. о. заведующего кафедрой театрального искусства Ольга Константиновна Румянцева-Лобанова объяснила:
- «Репертуар учебной группы четвертого курса выпуска 2023 года состоит из шести спектаклей. Количество учебных спектаклей и выпускных квалификационных работ нормативными документами не регламентируется. Количество творческих работ зависит в первую очередь от индивидуального состава той или иной учебной группы. Репертуарная политика также индивидуальна и формируется мастером курса совместно с преподавательским коллективом и под контролем заведующего кафедрой
- Объем участия студентов в учебных спектаклях зависит напрямую от распределения ролей и определяется преподавателями курса по дисциплине "Мастерство артиста драматического театра и кино". Степень участия зависит от индивидуальных природных данных и творческих способностей каждого студента. Количество ролей в спектаклях не регламентировано. Студент должен иметь хотя бы одну роль (масштаб не регламентирован, это может быть и главная роль, и эпизод). Студент, не занятый в той или иной работе, должен присутствовать на репетиции, это считается одной из форм обучения профессии
- Студент может участвовать в репетиционной работе по выпуску спектакля, но по ряду объективных причин (болезнь, декретный отпуск и т. п.) не принять участия в показах. В таком случае его работа оценивается по итогам репетиционного процесса
- По сложившейся практике студенты во время подготовки и показов спектаклей выполняют ряд обязанностей сотрудников художественно-постановочной части профессионального театра (костюмер, реквизитор, звукооператор, осветитель, монтировщик и т. д.), что также учитывается при выставлении оценок»
Статистика
4 апреля на прием пришел один человек: абитуриенты, студенты (1); аспиранты, соискатели (0); преподаватели (0); сотрудники ректората (0); лица, не работающие в СПбГУ (0).
Рассматривались два обращения, в том числе касающиеся вопросов: образования (1), науки (0), организации работы с персоналом (1), прочие (0).
Прием начался в 17:03, закончился в 17:27.