Материалы приема граждан
По традиции в пятницу, 7 октября, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев провел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
За спиной Ломоносова. Вопрос об установке бюстов Нобелевских лауреатов
Президент культурного фонда «Знаменитые универсанты СПбГУ» профессор Н. Я. Олесич пригласила ректора СПбГУ на празднование
Профессор Н. Я. Олесич просила совета ректора: за что ей «биться», какое разрешение получать в правительстве Санкт-Петербурга. Скульпторы и архитекторы, с которыми советовалась президент фонда, сказали ей, что на установку бюстов за оградой получить разрешение гораздо труднее. Н. М. Кропачев ответил, что точки зрения архитекторов — это просто их частные мнения, они не имеют отношения к процедуре принятия решений. Для того чтобы получить разрешение, нужно обращаться с официальным письмом к губернатору Санкт-Петербурга и получать официальный ответ. Да и то президенту фонда не дадут содержательный ответ, потому что она не имеет права посылать такие запросы по поводу установки скульптур на земельном участке, принадлежащем Университету. Это прерогатива ректора. А с вопросами о планировке участков городской земли за пределами территории Университета она имеет право обращаться — как и любой горожанин. Но есть ли у фонда средства, чтобы финансировать такой проект?
Президент фонда сообщила, что те же скульпторы и архитекторы готовы бесплатно, в качестве спонсорской помощи подготовить проект установки бюстов. Что же касается поиска средств, то ранее, когда фонд собирал средства для издания книг о знаменитых и влиятельных универсантах, ей, как руководителю фонда, в сборе средств всегда помогала ректор Университета. Но для нее ценно мнение ректора: где же устанавливать скульптуры? Ректор ответил, что, как он говорил и на предыдущей встрече, не он должен решать этот вопрос. Об этом следует спросить универсантов. И если профессор Н. Я. Олесич хочет узнать мнение сотрудников Университета, то способов узнать их мнение — множество. Н. М. Кропачев заметил также, что, если и дальше ректор будет помогать собирать средства для фонда, то это означает, что не фонд оказывает помощь Университету, а ректор помогает фонду.
Н. М. Кропачев поручил первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому проработать вопрос о возможности и необходимости установки бюстов нобелевских лауреатов, выпускников Университета, и выборе места для их установки. А в случае положительного решения — А. А. Соловьеву, начальнику секретариата ректора, подготовить проект писем ректора СПбГУ губернатору Санкт-Петербурга и председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга с просьбой: 1) разрешить установку бюстов нобелевских лауреатов, выпускников Университета, в выбранном месте, 2) включить финансирование изготовления и установки бюстов в бюджет Санкт-Петербурга.
Из Петербурга в Москву. Вопрос о распространении опыта СПбГУ в МИФИ и МГУ
На прием к ректору пришел протоиерей Кирилл Копейкин, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ. Он рассказал о том, что руководство Русской православной церкви заинтересовано в диалоге со светской наукой. И поэтому опыт деятельности Научно-богословского центра междисциплинарных исследований, который успешно развивается в СПбГУ, намерено изучить и распространить в московских вузах — открыть аналогичные центры в МИФИ и МГУ.
В начале ноября в Санкт-Петербург собирается приехать митрополит Илларион, возглавляющий отдел внешних связей и Синодальную библейскую богословскую комиссию РПЦ. Он хотел бы встретиться с ректором СПбГУ, чтобы обсудить ряд вопросов — в том числе вопрос финансовой помощи Научно-богословскому центру через эндаумент-фонд СПбГУ.
Н. М. Кропачев рассказал отцу Кириллу, что с 31 октября по 2 ноября в Петербурге состоится Российско-корейский диалог гражданских обществ. В эти дни ректор занят, поскольку является председателем оргкомитета Российско-корейского диалога с российской стороны. А в другие дни он готов встретиться с митрополитом Илларионом и обсудить насущные вопросы.
Поставить диагноз: вопрос об экспертной оценке художественной работы.
Один из петербургских скульпторов обратился к ректору, чтобы получить отзыв о своей работе, которой он отдал, по его словам, 26 лет жизни. Эту скульптурную композицию он хотел бы изготовить и установить в Петербурге. А для этого автор собирает отзывы о своей работе.
Ректор спросил скульптора, мнение каких университетских экспертов он хотел бы запросить. В СПбГУ работают специалисты в разных областях науки и искусства. Искусствоведы, к примеру, могут оценить художественные особенности скульптурной композиции, дизайнеры могут дать заключение о том, как скульптура впишется в городскую среду, биологи могут оценить анатомические пропорции фигур, входящих в композицию, социологи могут провести опрос петербуржцев и узнать их мнение о том, насколько эта скульптура нужна городу и горожанам, психологи могут оценить ее эмоциональное воздействие на взрослых и детей. И т. д. и т. п.
Для посетителя, похоже, сама постановка вопроса была нова. Он признался, что не задумывался над подобными вопросами: для него «отзыв» — это мнение любого авторитетного лица. И ответить на вопрос Н. М. Кропачева ему было трудно: он же не знает, какие факультеты есть в Университете, какие здесь работают специалисты.
Тогда Николай Михайлович объяснил ему, что этого можно и не знать для того, чтобы сказать о своих желаниях. Можно ведь поступить так же, как делает человек, приходящий в поликлинику в первый раз. Он не всегда может сказать, к какому специалисту хотел бы записаться на прием и не ставит сам себе медицинский диагноз. Он просто жалуется на то, что у него болит. А уж в регистратуре либо направляют посетителя к врачу общей практики, терапевту или хирургу, либо по симптомам его заболевания сразу определяют: к нефрологу ему стоит обратиться, к окулисту или к неврологу... Так и тут: посетителю достаточно определить предмет экспертизы. А уж ректор направит его заявление на экспертизу в экспертный центр СПбГУ. И в случае научного интереса соответствующих специалистов заявитель получит желанный отзыв. Может, даже не один.
И скульптор отправился в приемную ректора писать заявление, чтобы четко определить предмет экспертизы. То есть стал делать то, что должен был бы сделать за несколько дней до того, как пришел на прием к ректору. А мог бы свое заявление отправить по электронной почте или принести в приемную. Эффект был бы тот же, а оперативность и результативность — гораздо выше.
Десять экзаменов за неделю? Вопрос об устранении разницы в учебных планах
Следующих посетителей принимал первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский, поскольку ректор вынужден был уйти для решения оперативных вопросов.
На прием пришли мать с сыном. Юноша этим летом перевелся из МГИМО в СПбГУ на второй курс, чтобы здесь осваивать образовательную программу «Юриспруденция». А в МГИМО он занимался международным правом и окончил там первый курс. До перевода его мать уже была на приеме у ректора 6 мая.
Студента смогли перевести без потери года, но в СПбГУ ему нужно сдать заново 10 экзаменов за первый курс. И параллельно осваивать учебные предметы второго курса. У него возникли трудности, о которых посетители и рассказали И. А. Горлинскому. Приказ о переводе, как сообщил студент, вышел только 23 сентября. До этого, по его словам, в деканате юридического факультета, когда он туда заходил или звонил, ему не раз говорили, что пересдавать ничего будет не нужно. Поэтому сообщение о 10 экзаменах, которые по графику студенту необходимо сдать до 11 октября, было для него шокирующим. А график был выдан только 3 октября, и на момент визита к ректору у него уже были пропущены три экзамена — из-за болезни.
А кроме того, ему до сих пор не выдали студенческий билет — пытались, как рассказал студент, выдать несколько раз, но без подписи ректора. Не выдали и читательский билет — поэтому он не может получить учебники, чтобы подготовиться к экзаменам. По мнению мамы, произошла «какая-то одна большая ошибка» и «ситуация в целом нереальна».
И. А. Горлинский объяснил посетителям, что вопрос о переводе студента из другого вуза в СПбГУ решает университетская комиссия по переводам и восстановлениям. И она же принимает решение, какие дисциплины переведенный студент будет сдавать по правилам нашего Университета — для того чтобы ликвидировать разницу в учебных планах вузов (в данном случае — учебных планов МГИМО и СПбГУ). Этих дисциплин, согласно университетскому Положению о порядке перевода, не может быть больше десяти. Время сдачи этих экзаменов определено в том же Положении: до начала следующей сессии (то есть в данном случае — до 25 декабря).
Игорь Алексеевич позвонил В. А. Василевской, и. о. заместителя начальника учебного управления СПбГУ, и уточнил важные детали ситуации. А затем объяснил студенту, что тот может не только посещать занятия, но и пользоваться библиотекой, Интернетом и другими ресурсами Университета, необходимыми для его учебной деятельности. Проректор И. А. Горлинский дал необходимые поручения, чтобы обеспечить студенту возможности для спокойной учебы. Он также сообщил посетителям, что проведет служебное расследование для того чтобы разобраться в ситуации и защитить права студента.
Мать студента возмущалась правилами: зачем ее сыну заново сдавать 10 экзаменов? Неужели в СПбГУ не доверяют оценкам авторитетных специалистов из МГИМО? Проректор И. А. Горлинский объяснил, что это вопрос принципиальный. По закону о двух университетах СПбГУ имеет право устанавливать собственные образовательные стандарты. И эти стандарты в области юриспруденции были разработаны ученым советом юридического факультета СПбГУ. Подход наших юристов к рассмотрению того или иного предмета может существенно отличаться от подхода московских юристов. Поэтому студент, который решил обучаться в нашем Университете, должен его понять и освоить. Да и сами экзамены в СПбГУ отличаются от экзаменов в других вузах... А студенту Игорь Алексеевич посоветовал написать заявление о переносе графика сдачи экзаменов.
Комментарий М. Ю. Лавриковой, проректора по обеспечению работы медицинского факультета, факультета стоматологии и медицинских технологий, юридического факультета:
— Этот студент подал документы о переводе летом. Все правила перевода размещены на сайте СПбГУ, а также на стенде «Переводы и восстановления» на юридическом факультете. На сайте СПбГУ в разделе «Юридический факультет» опубликованы учебные планы, по которым проводится обучение в СПбГУ после перевода из другого вуза. При приеме документов количество дисциплин, которые составляют академическую разницу, не может быть определено, т. к. этот вопрос решает в двадцатых числах августа Центральная комиссия по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ) при рассмотрении заявления о переводе. В августе 2011 г. было рассмотрено около двухсот заявлений о переводе по направлению «Юриспруденция», перевели около 150 человек.
Оформление студенческого билета, выдача смарт-карт и читательского билета всегда занимает какое-то время после получения от проректора по учебной работе СПбГУ приказа о переводе и восстановлении. И тем не менее студент имеет право посещать занятия и библиотеку с начала учебного периода, после принятия решения ЦКПиВ о его переводе или восстановлении.
В отношении количества дисциплин, которые попадают в академическую разницу, нужно пояснить следующее: есть Приказ проректора по обеспечению работы факультетов от 11.01.2011 № 3/1, которым утверждены критерии перезачета, выработанные ученым советом юридического факультета. Эти критерии опубликованы на сайте СПбГУ в разделе «Юридический факультет» (см. «Правила обучения»). Согласно этим правилам перезачету вообще не подлежат 10 дисциплин по основным отраслям права, теории и истории государства и права. Для остальных дисциплин есть условия перезачета.
Стандарты в области юриспруденции были разработаны ученым советом юридического факультета СПбГУ. Подход наших юристов к рассмотрению того или иного предмета может существенно отличаться от подхода московских юристов. Поэтому студент, который решил обучаться в нашем Университете, должен его понять и освоить. Да и сами экзамены в СПбГУ отличаются от экзаменов в других вузах.
При переводе из другого вуза разницу в учебных планах необходимо сдать до конца учебного семестра. При этом студенту должен быть установлен индивидуальный график сдачи академической задолженности, учитывающий, что в течение семестра студенту предоставляется право сдавать один экзамен до трех раз. Поэтому интенсивность такого графика может быть довольно высокой, если разница в учебных планах велика. Именно из-за этого при переводе из другого вуза такая разница не может быть более 10 дисциплин.
Очевидно, что студенты, желающие перевестись из другого вуза в СПбГУ, должны готовиться заблаговременно к такому периоду интенсивного обучения. При этом все возможности для самостоятельного освоения дисциплин: консультации с преподавателями, посещение библиотеки, использование УМК, дистанционный доступ к некоторым ресурсам библиотеки и учебно-методическим материалам, — доступны студентам при их желании.
На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика:
7 октября на прием пришли 8 человек: студенты (1), аспиранты (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (3), не работающие в СПбГУ (3).
Рассматривались 7 вопросов, в том числе по темам:
- Образование (2)
- Наука (0)
- Студенческая жизнь
- Учеба (1)
- Досуг (0)
- Поселение (0)
- Другие (0)
- Жилье, хозяйство, быт (0)
- Трудовые отношения (1)
- Отношения в коллективе (0)
- Университет и мир (3)
- Прочие (0)
Прием начался в 16:48, закончился в 19:17.