Материалы приема граждан

№ 110
от 04.02.2014

По традиции во вторник, 4 февраля, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вели ректор СПбГУ Н. М. Кропачев (с 17:00 до 19:00) и и. о. ректора пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин (с 16:30 до 17:00). Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Пора встать на ноги... Вопрос об отчислении студентки

Студентка 5 курса, обучавшаяся по специальности «История», уже была на приеме ректором граждан 28 января. При пересдаче комиссии зачета по дисциплине «Латинский автор» 25 января она получила оценку «не зачтено» и была представлена к отчислению. На ее вопросы о кажущейся несправедливости и. о. ректора А. А. Заварзин во время предыдущего приема объяснил ей, что всё происходило в соответствии с правилами, действующими в Университете.

О своих бедах посетительница еще раз рассказала ректору: она хочет восстановиться на вечернее отделение — из-за того, что дневной специалитет, на котором она училась, закрывают. Но для этого нужно было подать документы до 24 января, а она не могла, потому что тогда была еще студенткой. И ректор объяснил студентке — мягко по словам и интонации, но довольно определенно по сути, — что ее вопросы сводятся к одному: «У меня не получилось... Почему мир не такой, как я представляла?..»

Н. М. Кропачев предложил посетительнице встать на место ректора и принять решение: принимать ее документы на восстановление или нет? А потом ответить нагрянувшей проверке: на каком основании вы приняли документы?.. На такой довод посетительница не знала что и ответить... Было бы правильнее, подсказал ректор, признать, что она сама виновата в своих бедах (хотя признать это очень непросто...). Посетительница наконец согласилась с тем, что она сама ошиблась, не выучила, не сдала, неверно оценила свои возможности. У нее был шанс сделать всё иначе: например, она могла отчислиться из Университета... по собственному желанию, и тогда у нее была бы возможность подать заявление о восстановлении. Или она могла перевестись в другой вуз. Но она не сделала ни того ни другого. А винить себя ой как трудно...

Видя растерянность девушки, Н. М. Кропачев помог ей сосредоточиться и начать искать выход из ситуации. Посетительница стала предлагать варианты. Может, ей перевестись в другой вуз? (ректор объяснил, что перевести могут только обучающегося, а после отчисления она уже не студентка). Тогда, может, восстановиться в другом вузе? (проконсультировавшись с проректором по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой, ректор объяснил, что это невозможно: восстановить студента могут только в том вузе, где он учился).

Отвечая на вопросы ректора, посетительница рассказала, что она живет с матерью (еще есть старшая сестра, но живет отдельной семьей). Ей почти полных 23 года, уже пора встать на ноги и обеспечивать себя самостоятельно. У нее нет возможности учиться на платной основе обучения. И очень жалко терять шанс получить высшее образование: она проучилась в Университете 4,5 года и почти окончила обучение. И что ей теперь делать, она не представляет...

Ректор позвонил проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк и поручил ей принять посетительницу и обсудить вместе с ней возможные варианты решения проблемы. Не решать за нее, а помочь в поисках ответов на вопрос, что ей делать в сложившейся ситуации. А принимать решение — с учетом своих семейных обстоятельств, финансовых возможностей, интересов и пр. — будет посетительница сама.

Решение вопроса

Посетительница приходила к проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк. Проректор разъяснила ей возможности реализации права на образование, предоставленные ей законодательством Российской Федерации (а именно: порядок восстановления в СПбГУ и порядок поступления в СПбГУ в 2014 году). Посетительница поблагодарила за разъяснения и ушла.

Уникальная книга: вопрос о новом издании в университетской серии славянских рукописей

Заведующий кафедрой музеологии профессор А. В. Майоров, декан исторического факультета А. Х. Даудов, проректоры Л. А. Цветкова и С. И. Богданов сообщили, что в конце января в СПбГУ состоялась презентация новой книги «Вологодско-Пермская летопись. Лондонский список». Этот древний памятник северно-русского письма конца XV века содержит уникальные сведения по истории Русского Севера, неизвестные по другим источникам. Рукопись была найдена историками СПбГУ в собрании Британского музея.

Это роскошное издание в двух томах большого формата (фототипическая копия полного текста Лондонского списка Вологодско-Пермской летописи, снабженная развернутым научным анализом, описаниями особенностей рукописи и ее значения в истории русского летописания, в суперобложке, с цветными иллюстрациями). Оно выпущено издательством СПбГУ (при финансовой поддержке фонда «Русский мир») в рамках книгоиздательской серии «Письменные памятники истории и культуры России в собраниях зарубежных архивов и библиотек».

В дар ректору посетители преподнесли два тома новой книги (III и IV тома серии), напомнив, что именно по инициативе Н. М. Кропачева в 2011 году было начато издание этой университетской серии — выпуском книги «Новгородская Первая летопись. Берлинский список» ). Посетители просили ректора передать подарочные экземпляры этой уникальной книги президенту РФ В. В. Путину и председателю правительства РФ Д. А. Медведеву.

Из глубинки: вопрос о несданных зачетах и экзамене

На прием пришла мать студента 1 курса, обучающегося в бакалавриате по образовательной программе «Юриспруденция». Она сообщила, что ее сын очень хорошо сдавал зимнюю сессию: один экзамен на «отлично» и два — на «хорошо». А затем получил оценку «неудовлетворительно» на экзамене по дисциплине «Правоохранительные органы». И кроме того, у него два незачета по дисциплинам «Конституционное право» и «Латинский язык». Теперь он представлен к отчислению.

В договоре, который посетительница заключала с Университетом об обучении сына (ему нет 18 лет), по ее словам, не указано, что за три задолженности студента отчисляют из Университета. И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил посетительнице, что эта норма указана в Правилах обучения в СПбГУ, с которыми под роспись знакомят всех первокурсников. А кроме того, эти правила опубликованы на сайте СПбГУ.

Посетительница объяснила, что сын приехал за 6000 км, из глубинки — из областного центра в Сибири, а его поселили в петергофском общежитии, и он не успел адаптироваться в Петербурге. Она сама заведует кафедрой в одном из технических университетов Сибири (она назвала город и вуз), и у них в вузе, как она сообщила, особое отношение к первокурсникам: о них заботятся кураторы, им предоставляют лучшие места в общежитии и т. п. А в Петербург учиться сибиряки отправляют лучших.

А. А. Заварзин сообщил, что в СПбГУ места повышенной комфортности в общежитиях перестали существовать несколько лет назад. Теперь правила поселения в общежития разрабатываются при самом активном участии Студсовета СПбГУ, выработаны единые стандарты оборудования комнат в общежитиях. В общежитиях ПУНКа проживает больше 7000 студентов, в общежитиях центральных районов города — куда меньше. Но добираться из общежития «на Кораблях» до Смольного кампуса ничуть не меньше, чем из Петергофа до 22-й линии, где проходят занятия у студентов-юристов... В СПбГУ возрождают тьюторов (или кураторов, как их раньше называли), которые будут заботиться о первокурсниках в первую очередь.

Посетительница сообщила, что сын обучается на платной основе обучения. И попросила найти какой-то выход из ситуации. Может быть, ей заплатить штраф за несданные зачеты? Или оплатить дополнительную работу аттестационной комиссии, которая организует еще одну пересдачу экзамена и зачетов?.. А. А. Заварзин объяснил, что Правила обучения в СПбГУ распространяются на всех студентов, независимо от основы обучения. И что подход к обучению всех студентов Университета одинаковый, они обучаются по собственным стандартам СПбГУ, и «на выходе» они подтверждают свои компетенции и получают диплом СПбГУ единого образца. А студенты платной основы обучения (или их родители, работодатели, спонсоры) вовсе не оплачивают какие-то «особые привилегии» — они просто компенсируют стоимость затрат на обучение. И никакая оплата работы комиссии невозможна — это не предусмотрено правилами, действующими в СПбГУ.

Статистика

4 февраля на прием пришли десять человек: студенты (1), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (2), сотрудники (3), не работающие в СПбГУ (4). Рассматривались шесть вопросов, в том числе по темам: образование (экзамены и отчисление (2)), наука (0), общежития (0), работники и коллективы (трудоустройство (2)), социальные вопросы (0), Университет и мир (2), прочие (0). Прием начался в 16:36, закончился в 19:03.