Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 28 января состоялись выборы декана математико-механического факультета, выборы почетных профессоров СПбГУ, выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Еще раз о начале Санкт-Петербургского университета (к 295-летию создания)» выступил заведующий отделом Музея истории СПбГУ И. Л. Тихонов.
По предложению председателя Ученого совета СПбГУ Н. М. Кропачева члены Ученого совета почтили минутой молчания память о почетных профессорах СПбГУ: члене-корреспонденте РАН, докторе физико-математических наук, заведующем кафедрой дифференциальных уравнений СПбГУ В. А. Плиссе и докторе химических наук, лауреате Государственной премии СССР, заслуженном деятеле науки РФ А. Г. Морачевском.
Поздравления
Члены Ученого совета поздравили юбиляра — члена Ученого совета СПбГУ.
17 января исполнилось 70 лет почетному профессору СПбГУ, заведующему кафедрой источниковедения истории России Сергею Григорьевичу Кащенко.
Присвоение звания «Почетный профессор СПбГУ»
Председатель коллегии почетных профессоров Санкт-Петербургского государственного университета Г. Г. Богомазов сообщил, что 18 января коллегия рассмотрела кандидатуры, представленные к присвоению звания «Почетный профессор СПбГУ» (семь кандидатур на девять вакантных мест, подробнее), провела голосование и приняла рекомендации Ученому совету СПбГУ.
В результате тайного голосования звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета» было присвоено профессорам:
- В. Ф. Агекяну, профессору кафедры физики твердого тела
- Г. П. Артемову, профессору кафедры этики
- Е. И. Веремею, профессору кафедры компьютерных технологий и систем
- Л. А. Головей, профессору кафедры психологии развития и дифференциальной психологии
- Л. П. Громовой, профессору кафедры истории журналистики
- В. Г. Гузеву, профессору кафедры тюркской филологии
- В. Ю. Кукушкину, профессору физической органической химии
Выборы
На заседании Ученого совета 28 января состоялись выборы декана математико-механического факультета (баллотировались А. И. Разов: «за» — 83 голоса, «против» — восемь и А. Л. Тулупьев: «за» — восемь голосов, «против» — 83). Состоялись также выборы заведующих кафедрами (четыре, в том числе один — на альтернативной основе), прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего семь должностей, из них на должность профессора — шесть, старшего преподавателя — один) (Протокол НПР).
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus, а также минимальные требования к руководителю гранта РНФ в каждой отрасли знаний (Выборы НПР).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
О начале Санкт-Петербургского университета
Заведующий отделом Музея истории СПбГУ И. Л. Тихонов выступил с научным докладом «Еще раз о начале Санкт-Петербургского университета (к 295-летию создания)». Он выделил четыре этапа ранней истории Университета.
Первый этап: создание. Санкт-Петербургский университет был основан императором Петром I в задуманной им целостной системе науки и образования в России, в которой были объединены функции Академии наук, университета и гимназии. Суть замысла была предельно проста: поручить академикам, помимо собственно научной деятельности, вести занятия со студентами. «И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользою чинило». Таким образом, до 1747 года Академия наук являлась единым научно-учебным комплексом, одновременно выполняя функции и учебных заведений — университета и гимназии.
Второй этап: расцвет. В 1747 году Елизаветой Петровной был подписан «Регламент Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге», который гласил: «Академия наук разделяется на Академию собственно и на Университет». Новый регламент впервые вводил должность ректора университета, на которую был назначен историк Г. Ф. Миллер. А с 1758 по 1765 год Санкт-Петербургский университет возглавлял М. В. Ломоносов. Им была подготовлена целая серия документов, направленных на улучшение деятельности университета. Семь лет руководства М. В. Ломоносова всегда справедливо оценивались как время наивысшей активности деятельности университета в XVIII веке.
Третий этап: училище Академии наук. В 1770 году Л. И. Бакмейстер, руководивший учебными делами академии, объединил университет и гимназию и ввел для лучших учеников старших классов гимназии университетское преподавание на латыни и немецком языке. Определенной причиной в ослаблении работы университета в последней трети XVIII века стал процесс формирования системы учебных заведений вне Академии наук, завершившийся созданием Министерства народного просвещения. В 1783–1819 гг. в связи с острой необходимостью подготовки большого количества учителей для средних школ происходит переориентация университетского образования в Петербурге с подготовки ученых для Академии наук на подготовку педагогов. Для реализации этих задач в 1783 году были основаны Петербургское главное народное училище и Учительская семинария.
Четвертый этап: восстановление имени. В 1804 году Учительская семинария была преобразована в Педагогический институт, который рассматривался как «отделение имеющего быть в Санкт-Петербурге Университета». По своему характеру Педагогический институт фактически выполнял функции университета, но не имел соответствующего статуса. Поэтому 8 февраля 1819 года по указу императора Александра I на его базе был воссоздан Санкт-Петербургский университет. Этот акт являлся, по сути, простым переименованием, так как менять было нечего. Он вернул Санкт-Петербургскому университету его историческое имя, появившееся еще в XVIII веке. Так завершился начальный период организации и развития университета в Петербурге.
Докладчик показал на конкретных примерах, что подобная дискретность в истории была характерна и для ряда зарубежных университетов (Вильнюс, Тарту, Хельсинки) (Презентация).
Доклад был с интересом воспринят членами Ученого совета, И. Л. Тихонов ответил на их вопросы.
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.