Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 30 состоялись выборы заведующих кафедрами, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С докладом «О результатах итоговой государственной аттестации 2012/2013 учебного года и об итогах приема в СПбГУ в 2013 году» выступил первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский.
Поздравления и благодарности
В начале заседания ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поздравил юбиляра: 18 сентября исполнилось 75 лет заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Почетному профессору СПбГУ, заведующему кафедрой мировой политики СПбГУ Ватаняру Саидовичу Ягья.
Н. М. Кропачев напомнил членам Ученого совета, что этот учебный год И. П. Бойко встретил не в должности первого проректора по экономике. И рассказал, как пять лет назад уговаривал Ивана Петровича стать первым проректором Университета, а тот долго не соглашался. Тогда ректор СПбГУ написал заявление на имя декана Экономического факультета И. П. Бойко с просьбой стать первым проректором — и тот в конце концов наложил на этом заявлении резолюцию «В отдел кадров — в приказ!..» Н. М. Кропачев поблагодарил Ивана Петровича за успешную работу в должности первого проректора по экономике (с 31 июля 2008 года по 28 июля 2013 года).
В конце заседания Н. М. Кропачев поблагодарил Людмилу Петровну Громову за успешное выполнение обязанностей ученого секретаря Ученого совета СПбГУ и сообщил, что Л. П. Громова решила сосредоточить свои силы на выполнении возросших обязанностей декана Факультета журналистики. На должность ученого секретаря Ученого совета СПбГУ ректор предложил кандидатуру В. П. Журавлёва.
Выборы
В связи с прекращением полномочий ученых советов Восточного факультета, высшей школы менеджмента и Факультета свободных искусств и наук Ученый совет Университета рассматривал в том числе и вопросы, отнесенные Уставом СПбГУ и локальными актами СПбГУ к полномочиям ученых советов этих факультетов. На заседании Ученого совета состоялись выборы семи заведующих кафедрами. Также прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего 213, из них на должность профессора — 35, доцента — 68, старшего преподавателя — 51, ассистента — 33, старшего научного сотрудника — 13, научного сотрудника — 3, младшего научного сотрудника — 7, ведущего научного сотрудника — 3).
На должность профессора кафедры государственного и административного права баллотировались три претендента: В. А. Винокуров (9 «за», 140 «против», 5 недействительных бюллетеней), Г. В. Станкевич (0 «за», 152 «против», 2 недействительных бюллетеня), К. В. Черкасов (129 «за», 23 «против», 2 недействительных бюллетеня). На должность доцента кафедры эмбриологии баллотировались два претендента: А. С. Ермаков (33 «за», 115 «против») и В. И. Ефремов (93 «за», 55 «против»), и шесть бюллетеней были признаны недействительными. На должность старшего преподавателя кафедры цитологии и гистологии баллотировались два претендента: Ф. Ф. Зарипова (30 «за», 121 «против», 3 недействительных бюллетеня) и Е. Д. Королькова (122 «за», 30 «против», 2 недействительных бюллетеня). На должность ассистента кафедры эмбриологии (0,5 ставки) баллотировались два претендента: В. В. Козин (131 «за», 16 «против») и О. Н. Котенко (19 «за», 128 «против»), и семь бюллетеней были признаны недействительными. На должность доцента кафедры агрохимии (0,25 ставки) баллотировались два претендента: М. А. Надпорожская (146 «за», 5 «против») и А. Л. Рижинашвили (6 «за», 145 «против»), и три бюллетеня были признаны недействительными. На должность старшего преподавателя кафедры общей физики–1 (0,5 ставки) баллотировались два претендента: А. М. Пучков (21 «за», 130 против) и Р. С. Хоронжук (130 «за», 21 «против»), и три бюллетеня были признаны недействительными. На должность старшего преподавателя кафедры английского языка для востоковедов (0,5 ставки) баллотировались два претендента: С. В. Авакумова (138 «за», 12 «против») и Ю. Д. Багров (12 «за», 138 «против»), и четыре бюллетеня были признаны недействительными. На должность доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии баллотировались два претендента: Е. А. Кованова (144 «за», 6 «против», 4 недействительных бюллетеня) и Е. В. Тенева (5 «за», 144 «против», 5 недействительных бюллетеней). На должность доцента кафедры экономической теории и экономической политики баллотировались два претендента: В. И. Головатюк (141 «за», 8 «против», 5 недействительных бюллетеней) и Г. М. Харенко (6 «за», 144 «против», 4 недействительных бюллетеня).
Подробнее о конкурсе: Сведения НПР 30.09.2013 (часть 1 и часть 2) и Протокол конкурс 30.09.2013
Итоговая государственная аттестация
Доклад первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского «О результатах итоговой государственной аттестации 2012/2013 учебного года и об итогах приема в СПбГУ в 2013 году» состоял из двух частей. Первую часть доклада — об итоговой государственной аттестации 2012/2013 учебного года — И. А. Горлинский начал со сравнительной статистики, показывающей, сколько студентов приняли в СПбГУ по разным образовательным программам (в бакалавриат, магистратуру, специалитет и программы среднего специального образования), сколько было допущено к прохождению итоговой государственной аттестации и сколько из них окончили Университет и получили диплом. А затем привел данные о том, сколько студентов выпускных курсов не прошли итоговую государственную аттестацию в прошлом и в этом учебном году. Оказалось, что цифры значительно выросли в бакалавриате (с 169 до 406) и в магистратуре (с 102 до 232). На свой вопрос, с чем связано это увеличение, И. А. Горлинский ответил: во-первых, процедуры ИГА стали более жесткими, во-вторых, выросла требовательность экзаменаторов, а в-третьих, слабы контроль и самоконтроль на этапе подготовки выпускной квалификационной работы.
И. А. Горлинский рассказал также об открытости работы ГАК, присущей Университету (см. Итоговая государственная аттестация):
- доступность информации о работе ГАК (от расписания экзаменов до приказов)
- публикация аннотаций выпускных квалификационных работ
- не меньше 25 % членов ГАК — работники сторонних организаций
- в магистратуре не меньше 25 % членов каждой ГАК — НПР Университета, которые не принимают участие в реализации данной образовательной программы
- увеличивается количество председателей ГАК из представителей профессионального сообщества
- введены несколько председателей ГАК по каждому направлению подготовки
В ходе дискуссии, развернувшейся после первой части доклада, ректор задал вопрос о доле отличников среди выпускников разных образовательных программ. И. А. Горлинский ответил, что точных цифр нет, но в СПбГУ есть программы, где традиционно высокий уровень требований к студентам и, соответственно, низкая доля отличников (например, менеджмент, юриспруденция). Ректор отметил необходимость проанализировать динамику перехода студентов с договорной на бюджетную форму обучения, и с бюджетной — на договорную, а также сравнить не только количество отличников среди выпускников, но и их среднюю успеваемость.
И. А. Горлинский сообщил, что в Университете проводится детальный анализ ситуации «вход-выход». Два года назад ввели новый формат отчета председателей ГАК, их замечания и предложения нужно подробно анализировать, чтобы увеличить качество выпускников Университета. А также сравнить практику работы ГАК по разным программам и усовершенствовать процедуры деятельности ГАК.
Итоги приема в СПбГУ
Вторая часть доклада И. А. Горлинского была посвящена итогам приема в СПбГУ в 2013 году и перспективному плану организации приема на 2014 год. Проректор отметил существенные изменения условий проведения приемной кампании, связанные с государственной политикой в этой области. Перечислил организационные мероприятия, проводимые Университетом для улучшения качества приема абитуриентов. Отдельно остановился на рейтинге качества приема в вузы России по показателю среднего балла ЕГЭ зачисленных на первый курс (отмечен существенный рост: с 76,3 в 2010 году до 88,8 в 2013 году). По семи направлениям подготовки СПбГУ вышел на первое место в России, по 25 направлениям — улучшил свои позиции по сравнению с прошлым годом. А от качества приема на образовательные программы зависит не только положение СПбГУ в рейтинге качества вузов и в мониторинге эффективности деятельности вузов, но и возможности Университета в получении контрольных цифр приема в следующие годы.
И. А. Горлинский подчеркнул, что с приемом на основные образовательные программы связано выполнение Университетом целевых индикаторов Программы развития СПбГУ. В связи с этим проректор отметил динамику изменения структуры приема, развитие программ магистратуры, решение задачи интернационализации деятельности Университета, переход на систему индикативного планирования.
Говоря о прогнозировании плана приема в 2014 году И. А. Горлинский подробно описал новые правила получения контрольных цифр приема. В них, кроме образовательных критериев (средний балл ЕГЭ студентов очной формы обучения за два предшествующих года; удельный вес численности иностранных студентов и др.), будут учитываться и критерии научной деятельности вуза (количество публикаций по Web of Science в расчете на 100 НПР; количество цитирования статей, опубликованных за пять лет, в Web of Science и РИНЦ, в расчете на 100 НПР; расходы на НИР и доходы от НИОКР в расчете на одного НПР; отношение количества защит диссертаций к численности выпускников аспирантуры). Контрольные цифры приема на 2014 год в вузы России будут объявлены уже через месяц. (см. Итоги приема).
Ректор заметил, что от успешности приема и обучения студентов будет зависеть и финансирование Университета. Н. М. Кропачев назвал успехи в организации приема в СПбГУ в этом году: выросло число победителей олимпиад (за счет организации олимпиад через интернет), выросло число иностранных абитуриентов (благодаря активной работе сотрудников проректора М. Ю. Лавриковой), увеличилась привлекательность Университета в глазах абитуриентов и их родителей (за счет финансирования Программы развития удалось организовать конкурс на позиции постдоков, конкурс мега-грантов СПбГУ, ввести стипендии для аспирантов), последовательно проводится политика открытости приема. Наш успех зависит от коллективных действий все сотрудников Университета, сделал вывод ректор.
Разное
Материалы к этим вопросам повестки дня, как обычно, были розданы каждому члену Ученого совета. Они не вызвали дискуссии и вопросы были решены единогласно путем открытого голосования.