Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ состоялись выборы заведующих кафедрами, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. Поддержаны предложения ученых советов геологического факультета и факультета географии и геоэкологи о создании учебно-научного структурного подразделения СПбГУ — Института наук о Земле, а также ученого совета химического факультета о создании учебно-научного структурного подразделения СПбГУ — Института химии. С докладом «О ходе реализации и задачах Программы развития Санкт-Петербургского государственного университета» выступил проректор И. А. Дементьев.
Поздравления
В начале заседания ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поздравил работников Университета с наградами. Почетной грамотой Президента РФ за большие заслуги в области образования и подготовку сборных команд школьников Российской Федерации к участию в международных олимпиадах по астрономии (Распоряжение Президента РФ от 2 февраля 2013 года № 19–рп) награждены:
- Валерий Георгиевич Нагнибеда, доцент СПбГУ
- Борис Борисович Эскин, научный сотрудник СПбГУ
За заслуги перед Санкт-Петербургским государственным университетом ректор вручил медали «Санкт-Петербургский государственный университет»:
- Александру Морисовичу Башуку — инженеру лаборатории прикладной радиофизики СПбГУ
- Рите Михайловне Гарнизоновой — инженеру отдела обслуживания учебного процесса и научных исследований по теории упругости, теоретической и прикладной механике СПбГУ
См. также: Материалы ректорского совещания от 05.11.2013, п. 1
Выборы
Ученый совет СПбГУ выдвинул доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника СПбГУ Михайлова Романа Валерьевича на соискание премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в 2013 году — за цикл работ в области геометрической теории групп.
На заседании Ученого совета состоялись выборы 6 заведующих кафедрами. Также прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего 138, из них на должность профессора — 31, доцента — 55, старшего преподавателя — 14, ассистента — 25, старшего научного сотрудника — 4, научного сотрудника — 4, младшего научного сотрудника — 4, ведущего научного сотрудника — 1).
На должность доцента кафедры прикладной экологии баллотировались два претендента: Е. А. Новикова (134 «за», 19 против) и А. Л. Рижинашвили (19 «за», 134 «против»), два бюллетеня были признаны недействительными.
На должность доцента кафедры осадочной геологии (0,5 ставки) баллотировались два претендента: Э. И. Сергеева (15 «за», 137 «против») и М. В. Шитов (137 «за», 15 «против»), три бюллетеня были признаны недействительными.
На должность ассистента кафедры политических институтов и прикладных политических исследований баллотировались два претендента: Д. А. Будко (139 «за», 11 «против») и И. А. Шкурихин (11 «за», 139 «против»), пять бюллетеней были признаны недействительными.
На должность доцента кафедры английского языка для факультета журналистики баллотировались два претендента: Е. А. Бугреева (145 «за», 5 «против») и Е. В. Тенева (5 «за», 145 «против»), пять бюллетеней были признаны недействительными.
На должность старшего преподавателя кафедры экономической теории и экономической политики (0,5 ст.) баллотировались два претендента: Ю. Н. Журавлев (138 «за», 13 «против») и Л. В. Зубова (13 «за», 138 «против»), четыре бюллетеня были признаны недействительными.
На должность доцента кафедры экономической кибернетики баллотировались два претендента: Л. В. Зубова (19 «за», 132 «против») и Т. Н. Первозванская (132 «за», 19 «против»), четыре бюллетеня были признаны недействительными.
На должность доцента кафедры управления рисками и страхования баллотировались два претендента: Л. В. Зубова (8 «за», 141 «против») и Ж. В. Писаренко (141 «за», 8 «против»), шесть бюллетеней были признаны недействительными.
Подробнее о конкурсе см. Сведения НПР 28.10.2013 (часть 1 и часть 2) и Протокол 28.10.2013. См. также: Материалы приема граждан от 29.10.2013, п. 2
Реализация Программы развития СПбГУ
Проректор И. А. Дементьев выступил с докладом «О ходе реализации и задачах Программы развития Санкт-Петербургского государственного университета». Он отметил, что Программа развития СПбГУ была утверждена в 2010 году Правительством РФ, тогда было намечено пять приоритетных направлений («Нанотехнологии и материаловедение», «Биомедицина и здоровье человека», «Информационные системы и технологии», «Экология и рациональное природопользование», «Управленческие кадры и технологии»). Сейчас, на этапе корректировки Программы, в нее добавлено шестое приоритетное направление: «Исследование социальных процессов и технологий». И. А. Дементьев подчеркнул, что, в отличие от использованных ранее подходах, для реализации Программы развития не формируются отдельные коллективы для выполнения работ по отдельным направлениям. Выбран иной стратегический путь: приложение усилий всех универсантов, всех коллективов Университета — в пределах приоритетных направлений.
И. А. Дементьев напомнил задачи Программы развития и подробно рассказал о ходе реализации каждой из них. Он отметил достижения Университета и связанные с этим задачи будущего этапа реализации Программы.
В разделе «Системное развитие образовательных программ» обсуждались:
- введение собственных дипломов и образовательных стандартов, их конкурентные преимущества, а также необходимость совершенствовать сами стандарты и удовлетворять уровню установленных в них требований
- повышение среднего балла ЕГЭ первокурсников; пути дальнейшего роста качества поступающих в СПбГУ; рост числа иногородних и иностранных студентов
- рост библиотечных ресурсов (крупнейшая среди вузов России электронная подписка, сравнимая с подпиской Гарварда)
- рост доли магистрантов, рост доли выпускников бакалавриата других вузов в нашей магистратуре, а также необходимые меры для увеличения этих показателей
В разделе «Системное развитие научно-исследовательской, экспертной и инновационной деятельности» обсуждались:
- ежегодные открытые университетские конкурсы; рост доли НПР, ведущих НИР в рамках внешнего финансирования; а также необходимость участия НПР в конкурсах на получение внешнего финансирования для проведения научных исследований
- рост числа публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science; рост числа совместных публикаций с учеными других университетов мира; рост среднего числа цитирований; рост доли НПР, публикующихся в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus (было подчеркнуто, что только один из пяти университетских ученых имеет научные публикации в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus); рост доли публикаций на иностранных языках
В разделе «Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности» обсуждались:
- создание научного парка, открытого для универсантов и внешних пользователей (21 ресурсный центр, 96 современных научных комплексов), а также подходы к развитию и организации деятельности научного парка
- существенный рост числа экспертиз, но одновременно и достаточно низкий уровень востребованности всех возможных направлений университетского экспертного потенциала
В разделе «Развитие систем управления научно-образовательным комплексом и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами» обсуждалось то, что:
- научными лабораториями руководят ученые мирового уровня
- в качестве постдоков работают исследователи из разных стран
- растет средняя зарплата НПР
- развивается программа «Открытый университет»: растет интерес к «Виртуальной приемной СПбГУ» и другим разделам сайта СПбГУ
- постоянно расширяется открытость информации
Также И. А. Дементьев сообщил о других проблемных точках реализации Программы развития, о перспективах ее дальнейшего выполнения, путях решения проблем (см. Реализация Программы развития). Докладчик ответил на вопросы членов Ученого совета (географов, биологов, политологов), дискуссии после доклада не было.
Ректор подчеркнул, что все задачи Программы развития обязательны к исполнению. Для ее реализации необходимо повышать требования к абитуриентам (в том числе поднимать нижнюю планку ЕГЭ по иностранному языку, физике, химии, математике) и принимать в Университет лучших, повышать требования к НПР и развивать открытые конкурсные процедуры, повышать привлекательность научного парка, расширять базы данных СПбГУ (в том числе отражать в них проведенные экспертизы). Он еще раз обратил внимание на необходимость согласованных действий всех универсантов
См. также: Материалы ректорского совещания от 23.12.2013, п. 3
Разное
Материалы к этим вопросам повестки дня, как обычно, были розданы каждому члену Ученого совета. Они не вызвали дискуссии и вопросы были решены путем открытого голосования.