Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 27 ноября состоялись выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Персонализированное образование — трансформация традиционных отечественных образовательных практик под влиянием вызовов современности» выступил профессор Института педагогики Л. С. Илюшин.
Поздравления
Члены Ученого совета поздравили юбиляра — члена Ученого совета СПбГУ. 26 ноября отмечался юбилей декана факультета иностранных языков профессора Светланы Юрьевны Рубцовой.
Выборы
На заседании Ученого совета СПбГУ 27 ноября состоялись выборы заведующих кафедрами (1), рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания доцента (2), прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего должностей — 5, из них на должность профессора — 1, доцента — 1, старшего преподавателя — 2, ассистента — 1), в том числе 2 — на альтернативной основе (Протоколы).
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus (Выборы).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
Научный доклад
Профессор Института педагогики Леонид Сергеевич Илюшин выступил с научным докладом «Персонализированное образование — трансформация традиционных отечественных образовательных практик под влиянием вызовов современности». Он объяснил, что термин «персонализация» (адаптация массового образовательного процесса к запросам личности студента с использованием различных педагогических технологий) отличается от похожих терминов «индивидуализация» или «персонификация». Докладчик проследил хронологию генезиса понятия: от Конфуция и Аристотеля до Макаренко, Выготского и современных российских ученых. А также показал на статистике запросов, что тема персонализации образования очень актуальна сегодня. Эта тематика — одна из основных среди исследований преподавателей и студентов Института педагогики.
Профессор Л. С. Илюшин подчеркнул, что персонализация обучения в вузе — это практика эффективного сотрудничества преподавателя и студента с целью достижения им личностно значимого уровня обязательных компетенций. Эта система педагогических условий и действий направлена на развитие личностного потенциала студента, причем важна его четко выраженная субъектная позиция.
Докладчик показал последовательные этапы развития субъектной позиции студента — от осознания потребностей до выбора подходящих методов и инструментов:
- осознание своих образовательных потребностей,
- перевод потребностей в мотивы,
- превращение мотивов в цели разного уровня,
- определение задач на основе цели,
- выбор способов, методов и инструментов решения задач,
- запрос на обратную связь.
Как следствие, на основе самостоятельности у обучающегося формируется внутренняя образовательная мотивация. Для него становятся важными не внешние мотивы обучения (долг, академические правила, внешние оценки), а внутренние (его самореализация и проектирование своего профессионального будущего). Кардинально изменяется ценностное поле студента, он активно ищет ответы на следующие вопросы. Чего я хочу достичь в процессе образования? Каков мой образовательный, профессиональный идеал? Зачем я учусь? В итоге развивается проектное мышление студентов в отношении собственного образования (Презентация).
Члены Ученого совета с интересом выслушали доклад. Профессор Л. С. Илюшин ответил на их вопросы.
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.