Материалы приема граждан
По традиции во вторник, 2 декабря, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
Изменить мир — через студентов: вопрос об активном участии работодателей в жизни Университета
На прием к ректору пришел известный кинорежиссер, сценарист и продюсер, председатель правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, народный артист РФ Сергей Снежкин. Он и генеральный директор ОАО «Киностудия «Ленфильм» Э. А. Пичугин обратились к ректору с письмами, в которых сообщается, что Санкт-Петербургскому государственному университету не выделено ни одного бюджетного места для приема в СПбГУ на специальность «Живопись» (специализация «Художник кино и телевидения по костюму») в 2015 году. Они просили «найти возможность предоставления пяти бюджетных мест» на эту специальность. Эти письма пришли в Университет 20.10.2014 и 10.10.2014 соответственно, то есть в течение месяца после недавней встречи ректора с заведующим кафедрой мастерства художника кино и телевидения СПбГУ П. П. Конниковым. В связи с этими обращениями ректор и пригласил П. П. Конникова, С. О. Снежкина и Э. А. Пичугина встретиться и обсудить вопросы профессиональной подготовки художников кино и телевидения, которые они поставили в своих письмах.
С. О. Снежкин сообщил, что он уполномочен обсуждать все вопросы и от имени Э. А. Пичугина, который не смог прийти на прием, поскольку находится за рубежом. С. О. Снежкин отметил, что доволен качеством подготовки специалистов в Университете и просит содействовать выделению бюджетных мест на эту специальность. Он и его коллега готовы обратиться к министру культуры В. Р. Мединскому с вопросом о возможности предоставления средств, необходимых для реализации образовательной программы. Н. М. Кропачев поблагодарил посетителя за оценку работы, но отметил, что качество обучения всегда требует совершенствования. С. О. Снежкин не согласился с ректором и сказал, что он полностью удовлетворен качеством образования, полученного выпускниками СПбГУ, и не видит, что можно было бы улучшить... Ректор заметил, что он уверен: и качество стандартов СПбГУ, и качество преподавания еще можно и нужно повышать. Именно профессионалы, в том числе работодатели, могут помочь в этом Университету — определить, по каким стандартам необходимо вести обучение, каких выпускников СПбГУ они ожидают. Ректор предложил С. О. Снежкину войти в состав учебно-методической комиссии и научной комиссии факультета искусств, чтобы активно влиять на подготовку специалистов для теле- и киноиндустрии.
С. О. Снежкин признался, что, хотя он и преподает в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения уже четыре года, но не очень ясно представляет, чем он может заниматься в учебно-методической комиссии. Н. М. Кропачев объяснил: преподавание в любом вузе происходит в соответствии с образовательным стандартом, который утверждает Минобрнауки РФ. Наш Университет получил право формировать собственные образовательные стандарты и активно этим пользуется: в СПбГУ введены свои стандарты по всем основным образовательным программам высшего образования. Их требования выше, чем требования министерских стандартов. И что важно: эти стандарты СПбГУ может постоянно совершенствовать в соответствии с требованиями времени, а также с требованиями, которые работодатели предъявляют и будут предъявлять к выпускникам Университета. Но делать это надо заранее: уже сегодня определить, каких выпускников СПбГУ и с каким компетенциями работодатели хотели бы видеть в качестве своих коллег через 4–6 лет. Задача сложная — необходимо суметь предвидеть развитие отрасли и потребность в специалистах определенного профиля. Поэтому он и обращается к С. О. Снежкину и его коллегам за поддержкой.
С. О. Снежкин с интересом отнесся к информации ректора. В частности, он рассказал, что за рубежом снимают фильмы в формате 3D , а в России пока вышел только один такой фильм — «Сталинград» Федора Бондарчука (Сергей Снежкин был сценаристом этого фильма), но половина киногруппы была американская — из-за того, что в России нет подобных специалистов. А они нужны. Например, на киностудии «Ленфильм» закупают сейчас самое современное оборудование. Но кто будет на нем работать? Дирекция «Ленфильма» заинтересована в том, чтобы обучать специалистов. По мнению С. О. Снежкина, либо она будет заключать договоры с западными фирмами, либо с Университетом. Он предложил ввести в состав Учебно-методической комиссии Факультета искусств СПбГУ также и Э. А. Пичугина, генерального директора киностудии «Ленфильм», и обещал поговорить с ним об этом.
Ректор также отметил, что в Университете можно открыть новые образовательные программы — основные, в том числе в рамках магистратуры, и дополнительные — если профессионалы скажут, что они нужны, и обоснуют свою точку зрения. Например, речь может идти о дополнительной программе по обучению специалистов для съемок фильмов в формате 3D . И работодатели скажут, чему таких студентов необходимо обучать, чтобы выпускники СПбГУ могли сразу же включиться в производственный процесс. Н. М. Кропачев попросил С. О. Снежкина не только самому участвовать в работе учебно-методической комиссии, но и обязательно обсуждать с коллегами из Союза кинематографистов вопросы подготовки специалистов в СПбГУ. Подобные примеры успешного сотрудничества с работодателями в Университете имеются: Высшая школа менеджмента СПбГУ признана бизнес-школой мирового класса. Университет с первых дней создания бизнес-школы последовательно руководствуется требованиями работодателей в этой области, поэтому к настоящему моменту уже достигнут высокий результат.
Ректор предложил С. О. Снежкину и его коллегам-кинематографистам войти также в состав научных комиссий — и не только факультета искусств, но и экономического факультета или института «Высшая школа менеджмента». Это предложение ректора тоже заинтересовало С. О. Снежкина: по его мнению, сегодня научные исследования в области менеджмента и экономики кинематографа — «это непаханая целина...».
Работодатели могут постепенно изменить качество образования, если будут помогать Университету создавать новые образовательные стандарты и новые образовательные программы, подчеркнул Н. М. Кропачев. Работодатели могут способствовать формулированию «правильных» требований к абитуриентам «своих» образовательных программ. Мы надеемся на помощь работодателей, которые будут заинтересованы в выработке требований к будущим специалистам: от абитуриентов до выпускников. И на входе, и на выходе из Университета... Например, у СПбГУ есть право устраивать дополнительные вступительные испытания для поступающих. В 2015 года Университет объявил такие дополнительные испытания при приеме на творческие направления подготовки. Если работодатели войдут в состав комиссий, проводящих дополнительные испытания, то эти экзамены станут более эффективными. А если работодатели будут работать в государственных экзаменационных комиссиях (ГЭК) и принимать выпускные экзамены, то смогут своими глазами увидеть, каких выпускников подготовил Университет, и даже выбрать лучших, чтобы сразу пригласить на работу в свои организации.
П. П. Конников заметил, что Сергей Олегович Снежкин уже был членом ГЭК. Ректор подчеркнул важный момент: тут главное — как пригласили, на каких условиях, с какой целью. Бывает, кого-то приглашают в комиссию, но он при этом чувствует некоторую неловкость и не станет высказывать критических замечаний (думая про себя: «Раз меня пригласили, зачем же я их буду критиковать?..»). Ректор особо отметил: в такой комиссии работодатель должен чувствовать себя хозяином и проявлять максимум требовательности! «Вы имеете полное право требовать и определять политику образования в своей сфере деятельности, — сказал Н. М. Кропачев. — И мы будем не просто слушать вас, работодателей, а будем учить студентов тому, чему их необходимо научить, с вашей точки зрения...»
Обрисовав общую картину участия работодателей в жизни Университета, ректор вернулся к вопросу о бюджетных местах при приеме в СПбГУ на специальность «Живопись» (в 2015 году прием будет вестись на специализацию «Художник кино и телевидения по костюму»). Н. М. Кропачев объяснил посетителям, что бюджетные места Университет, как и другие вузы России, получает на конкурсной основе. Открытый конкурс проводится на федеральном и региональном уровне с учетом заявок от работодателей — если они есть. Таков механизм. И для того, чтобы повлиять на выделение бюджетных мест вузу, нужно подавать заявки работодателей (которым, по словам посетителей, очень нужны выпускники Университета) — не ректору вуза, а в правительство Санкт-Петербурга (на региональном уровне) и в Министерство культуры и в Министерство образования и науки РФ (на федеральном уровне).
Поскольку в начале разговора С. О. Снежкин предложил «содействовать в привлечении финансов», Н. М. Кропачев предложил и второй способ. Любой благотворитель может пожертвовать любую сумму в Эндаумент-фонд СПбГУ целевым образом: например, на развитие конкретной образовательной программы или на стипендию обучающимся конкретной образовательной программы (скажем, на стипендию имени С. О. Снежкина или стипендию имени Э. А. Пичугина). Такая практика поддержки образовательных программ в Университете тоже развивается — например, программ в области свободных искусств и наук, экономики и др.
В завершение разговора ректор еще раз подчеркнул важную роль работодателей в Университете: постоянно давать импульс для движения в правильном направлении. Прикладывать усилия, чтобы раз за разом «катнуть снежный ком». Постепенно он наберет обороты и будет двигаться самостоятельно, но важны первые организованные толчки. Лидер творческого союза тоже может приложить свои усилия в том направлении, какое считает правильным... Н. М. Кропачев отметил: «Каждый год Университет покидают около 6000 выпускников. Чтобы мир менялся, мы можем влиять на студентов во время их обучения. И тогда в мир выйдут другие люди».
На приеме граждан присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика
2 декабря на прием пришли пять человек: студенты (0), аспиранты и соискатели (1), профессора и преподаватели (2), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривались четыре вопроса, в том числе по темам: образование (2), наука (0), общежития (0), работники и коллективы (1), социальные вопросы (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:37, закончился в 17:52.