Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Стратегия научно-технологического развития России как руководство к действию
Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года была утверждена Стратегия научно-технологического развития России, которая определяет основные направления развития образовательных и научно-исследовательских учреждений. Предложения, которые ректор СПбГУ Н. М. Кропачев высказал на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию, включены в итоговый текст стратегии:
- в соответствии с указом органы государственной власти субъектов РФ должны применять положения стратегии при разработке своих региональных нормативных актов; соответствующие положения включены в п. 5, 6, 7, 42, 44, 48 стратегии; в п. 31е, 32а стратегии учтено предложение о создании жилищной и иной инфраструктуры за счет региональных бюджетов
- появился отдельный пункт о необходимости обеспечения эффективности расходов на исследования и разработки (п. 27)
- сделан акцент на роли государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием (п. 7)
- в стратегии появились слова про гуманитарные и социальные науки (п. 20д и 20ж); также о вопросах развития социальных и гуманитарных наук говорится в п. 15б, 15е, 34з и особенно в п. 36е
- об этических и социальных проблемах говорится в п. 22
См. также: Стратегия научно-технологического развития России; Заседание Совета по науке и образованию; Материалы ректорского совещания от 28.11.2016
Работа по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ будет оказывать влияние не только на деятельность органов власти и научных фондов. Новая политика государства в этой области не может не оказать существенного влияния и на деятельность Университета, в том числе на Программу развития СПбГУ, на показатели эффективности деятельности Университета. Директорам институтов и деканам факультетов было поручено: на ближайших заседаниях ученых советов учебно-научных подразделений проанализировать принятую стратегию и представить предложения по корректировке научно-образовательной политики СПбГУ в связи с ее принятием.
Изменения в Уставе СПбГУ
В связи с присоединением к СПбГУ Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса (который осуществляет медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также связанные с ними виды деятельности, требующие лицензирования) постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1337 в Устав Университета внесены изменения. Теперь (после присоединения) данные виды деятельности будет реализовывать СПбГУ, поэтому Правительство включило указанные виды деятельности в Устав СПбГУ, и Университет сможет получить лицензии на эти виды деятельности.
Изменения в Уставе СПбГУ структурированы следующим образом:
- в п. 12 (цели, задачи и предмет деятельности СПбГУ) добавлены
- осуществление деятельности в области здравоохранения в части оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи
- изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины
- в п. 13 (виды деятельности СПбГУ в пределах государственного задания) расширен подпункт «н»
- ранее было: «осуществление медицинской и фармацевтической деятельности»
- стало сейчас: «осуществление медицинской деятельности по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также осуществление фармацевтической деятельности»
- уточнен п. 13.1 (виды деятельности, которые СПбГУ вправе выполнять сверх установленного государственного задания оказывать услуги)
- в п. 14 (виды приносящей доход деятельности) расширен подпункт «л»: «осуществление медицинской деятельности в части оказания населению первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, а также техническое обслуживание медицинской техники»
- устав дополнен п. 14.2, в котором отдельно предусмотрены виды деятельности, которыми СПбГУ вправе заниматься на основании полученных лицензий (деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; заготовка донорской крови и ее компонентов, гемопоэтических (стволовых) и других клеток; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельность, связанная с проведением клинических исследований лекарственных средств; деятельность, связанная с источниками ионизирующих излучений и радиоизотопов короткого действия и т. д.)
- в п. 93, в котором перечисляются работники СПбГУ, добавлены должности медицинских работников
- в п. 129 (финансовое обеспечение СПбГУ осуществляется за счет) добавлен такой вид дохода, как средства, поступающие от обязательного медицинского страхования
Изменения в уставе распространяются не только на сотрудников, занимающихся медицинскими видами деятельности. Они расширяют пространство многодисциплинарной деятельности всего Университета, всех его коллективов (физиков, химиков, психологов, юристов и др.). Расширение сфер деятельности Университета полностью соответствует Программе развития СПбГУ, в которой одним из приоритетных направлений развития Университета является «Биомедицина и здоровье человека». Новыми возможностями Университета для реализации научного и образовательного потенциала теперь может воспользоваться каждый.
ДМС в 2017 году
Заместитель председателя профкома сотрудников СПбГУ Т. А. Трубинская рассказала о добровольном медицинском страховании универсантов в 2017 году. Как и в предыдущие годы, в ходе публичного обсуждения выбирались наиболее выгодные для коллектива условия ДМС. Преимущества коллективного договора: медицинская страховая компания, выигравшая в конкурсе, предоставляет для универсантов, которые приняли решение об участии в программе, пакет услуг ДМС гораздо больше, чем каждый получил бы по индивидуальному договору (из-за того что страхователей очень много), и страховое покрытие значительно больше. Кроме того, застрахованный имеет возможность попасть на прием к специалисту в ближайшие дни, а не через месяц (как это порой происходит в поликлинике по месту жительства).
См. также: Обсуждение программ ДМС на 2013 год; Организация услуг по ДМС — 2014
Победителем конкурса на предоставление услуг ДМС в прошедшем 2016 году была компания «Росгосстрах», сотрудничество с которой осуществляется достаточно успешно. В Университете работает комиссия по контролю за выполнением условий договора. За истекший период работы (с апреля 2016 года) на работу компании было около 30 жалоб. С каждой из этих жалоб разобрались и оперативно исправили ситуацию.
Т. А. Трубинская сообщила, что в прошлом году профком сотрудников СПбГУ начал использование новой схемы ДМС, теперь страхователем является сам работник (он сам оплачивает страховку). Полис ДМС теперь является собственностью работника, его действие сохраняется и в случае увольнения работника (на весь период действия полиса). Профком предполагает и далее работать по этой схеме. Сейчас ведется работа по совершенствованию программы ДМС на 2017 год. Директорам и деканам предложено обсудить вопросы организации добровольного медицинского страхования сотрудников Университета с руководителями профбюро.
Организация работы диспетчерской службы
Создана единая диспетчерская служба СПбГУ. Оборудован диспетчерский пункт (г. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 31), организовано круглосуточное дежурство. Информация о работе диспетчерской службы размещена на портале СПбГУ. Выделены телефон: +7 (812) 428–47–47, +7 (812) 428–48–28, +7 (905) 257–80–00, есть электронная почта: 911@spbu.ru.
Аварийные бригады в центральной части города и в Петродворцовом районе работают в штатном режиме (круглосуточное дежурство электромонтеров и слесарей-ремонтников). Сформирован штат аварийных бригад по Петергофу, они приступили к дежурству (в рабочие дни с 18:00 до 9:00, в выходные с 9:00 до 9:00). Определены и оборудованы места размещения аварийных бригад: в Петергофе — в здании по адресу: ул. Ботаническая, д. 31; на Васильевском острове — в административном корпусе Главного городка (Филологический пер., д. 3, лит. П).
Сотрудники службы имеют опыт диспетчерской работы, обладают хорошими навыками общения с людьми, вежливы и корректны. С целью обеспечения качества работы службы и своевременного реагирования на аварийные ситуации организована запись всех переговоров диспетчеров.
Есть и нерешенные пока проблемы, в первую очередь со стороны заявителей. Не всегда заявитель представляется; не всегда сообщает свои контактные телефоны. Одна из проблем в работе аварийных бригад — когда заявитель не может назвать точный адрес объекта. Например, сообщает не адрес здания и номер помещения, а название кафедры или даже «бывшей кафедры», поэтому диспетчер не знает, куда направить аварийную бригаду. В связи с этим началась работа по созданию единой нумерации помещений в зданиях Университета. Сначала это будет сделано в зданиях по адресам: Волховский пер., д.
Директорам и деканам дано поручение: до 30 декабря предложить варианты нумерации по каждому зданию Университета.
Электронные сервисы ведущих вузов России
В целях совершенствования электронных сервисов Университета проведен сравнительный анализ объема и порядка предоставления таких сервисов в других российских вузах, в том числе в МГУ и НИУ ВШЭ.
В СПбГУ представлены электронные сервисы, структурированные по функциональным областям.
- Поступление
- Обучение
- Научная деятельность
- Хозяйственные вопросы
- Бухгалтерия
- Кадровый учет
- IT
- Корпоративный почтовый сервер
- Получение и восстановление паролей
- Регистрация заявок и инцидентов
- Доступ к Microsoft Imagine
- Научный парк
- Прием заявок Научного парка
- Заявка на измерения от внешнего пользователя
- Заявка на ознакомительную экскурсию
- Заявка на стажировку
Реализация сервисов базируется на веб-интерфейсах информационных систем, осуществляющих обработку соответствующих данных. Доступ к сервисам централизуется по принципу «единого окна».
Весь процесс прохождения и реализации заявки (например, на организацию закупки или на доступ к оборудованию Научного парка) в СПбГУ прозрачен в режиме онлайн, вплоть до организации конкурса и поставки продукции. В СПбГУ введена единая учетная запись каждого пользователя (и сотрудника, и обучающегося) для всех электронных сервисов. Создан единый портал Университета, где хранится централизованный реестр всех сервисов. Реализована автоматическая выгрузка информации из одного электронного сервиса в другой через информационную шину для обмена данными.
В других вузах сервисы сформированы по подразделениям (то есть часть сервисов доступна только части, а не всем обучающимся и сотрудникам). Далеко не всегда у пользователя есть возможность получать информацию о том, что происходит с его заявкой. Иногда в крупных вузах нет единой структуры электронных сервисов, есть отдельные сайты факультетов, институтов, центров и перечень разрозненных интернет-ресурсов.
Естественно, что в каждом крупном вузе представлен библиотечный электронный сервис, однако, судя по открытым данным, объемы информации и количество источников в них существенно ниже, чем в СПбГУ. В МГУ, например, по аналогии с СПбГУ открыт сервис «Электронная приемная МГУ» (спустя год после начала работы Виртуальной приемной СПбГУ).
В нашем Университете разработана дорожная карта развития электронных сервисов. Выделено две линии развития. Первая линия включает базовые сервисы, реализуемые в электронном виде, без необходимости существенного изменения бизнес-процессов (до конца 2017 года). Вторая линия объединяет сервисы, требующие изменения бизнес-процессов и / или действующих внутренних нормативных актов. Кроме того, ключевым в развитии сервисов являются компоненты инфраструктуры, отвечающие за безопасность, поскольку растет объем предоставления персональных и иных, в той или иной мере конфиденциальных, данных. Это в свою очередь предполагает анализ требований к платформам реализации в ключевых точках развития.
Какими принципами и правилами руководствуется первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» при решении вопроса о премировании членов коллектива института?
Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат научно-педагогическим работникам. Первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ К. В. Кротов рассказал о том, какими принципами и правилами он руководствуется при решении вопросов о премировании членов коллектива института и о влиянии этой системы на публикационную активность и развитие программ на английском языке.
Система вознаграждения разработана в соответствии с Программой развития СПбГУ и приоритетами в профессиональной сфере, которые определены попечительским советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Задачи каждого научно-педагогического работника детально описаны в его контракте и плане работ на год. Суммарное денежное вознаграждение состоит из трех частей (оклад в соответствии с должностью и званием; вознаграждение за исполнение учебной нагрузки — в зависимости от уровня программы и языка, вне зависимости от должности и звания; вознаграждение за публикационную активность Института «Высшая школа менеджмента» — в зависимости от уровня публикаций).
Приоритеты в образовательной сфере: развивать «сложные» программы, развивать программы на английском языке, мотивировать научно-педагогических работников к «переходу» на английский язык. Учебная нагрузка (за академический час) оплачивается исходя из типа нагрузки, уровня программы и языка преподавания. Например, в
Качество преподавания каждого оценивается регулярно, в том числе и по результатам анкетирования студентов. Если уровень преподавания не соответствует уровню программы, то уровень вознаграждения работнику снижается пропорционально.
Полностью на английском языке реализуются: одна программа бакалавриата, две (из трех) программы магистратуры, аспирантура. За восемь лет произошел рост с 42 дисциплин, реализуемых на английском языке (27 %), до 147 дисциплин (61 %). Достигнуты ведущие позиции в рейтингах программы магистратуры. Кроме того, хорошим показателем уровня качества и востребованности программ (а значит, и показателем правильности выбранных принципов работы с коллективом) является возможность даже в современных условиях установить высокий (премиальный по отношению к рынку) уровень оплаты обучения на программах Executive Education (EdEx) и на образовательных программах, которые специально создаются по заказам крупных компаний.
Приоритеты в научной сфере: стимулировать научно-педагогических работников публиковаться в журналах уровня A, B, C, D (по версии списка ABS престижных журналов в сфере менеджмента с высоким импакт-фактором), а также в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. Стимулирование происходит за счет поощрения публикаций в ведущих журналах. Значимый «перевес» в объемах выплат — за статьи самого высокого уровня. Результат стимулирования: за последние пять лет опубликовано 25 статей в журналах уровня А, В (до этого было девять), более 110 статей в журналах, индексируемых в WoS, Scopus.
К. В. Кротов обозначил и перспективы развития системы стимулирования научно-педагогических работников. Например, отмечена тенденция: создается много международных научных связей, но, к сожалению, не так много связей между коллегами-универсантами. Поэтому будут новые приоритеты, будет разработана новая система премирования.