В СПбГУ обсудили вопросы реформирования Президентской программы
В Санкт-Петербургском университете прошла стратегическая сессия «Президентская программа требует будущего», посвященная определению основных направлений реформирования Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
В обсуждении приняли участие представители академического сообщества, органов государственной власти, выпускники и слушатели президентских программ Университета. Мероприятие приурочено к 25-летию Президентской программы, в которой СПбГУ участвует с момента начала реализации проекта в 1997 году.
С приветственными словами к участникам обратилась первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Задача программы — поддерживать нужный уровень квалификации и актуальность компетенций управленческих кадров из разных сфер государственной деятельности. В Санкт-Петербургском университете сейчас эта задача реализуется по двум векторам: развитие управленческих компетенций в предпринимательстве и подготовка управленческих кадров для здравоохранения.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
«25 лет — это большой период, многое изменилось, в том числе потребности государства. Даже за последние пять лет, с момента последнего реформирования Президентской программы, само управление изменилось с точки зрения технологий, методик, уровня эффективности — в этом есть и наша заслуга. Настала пора поговорить о том, как обновить обучение руководителей, чтобы оно было актуальным и отвечало требованиям времени», — сказала Марина Лаврикова.
Директор Федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров Алексей Бункин подключился к встрече онлайн и рассказал о своем видении будущего программы: «Сегодня есть запрос от выпускников программы на то, чтобы продолжать обучение, многим хотелось бы освежить полученные навыки, а также получить более практические знания. Также у нас есть предложения по развитию международного блока, Турция, Узбекистан и Иран — наши потенциальные партнеры, готовые активно сотрудничать. Еще одно направление работы связано с развитием сообщества выпускников — такие объединения уже действуют по всей стране, и есть хорошие перспективы взаимодействия между выпускниками Президентской программы разных лет».
Как отметили участники совещания, для успешной реализации и масштабирования проектов, разрабатываемых слушателями президентских программ в процессе обучения, необходима экспертная поддержка и сопровождение даже после окончания обучения.
Такого рода деятельность реализуется с помощью различных форм постпрограммной работы с выпускниками, различных круглых столов, конференций, открытых занятий и другого. По словам участников обсуждения, после проверки педагогических способностей успешных выпускников следует привлекать в качестве преподавателей образовательных программ, научных руководителей проектов слушателей или менторов.
«Очень важное направление сегодня — сетевое взаимодействие между выпускниками, университетом и представителями бизнес-сообщества. Наши опросы также говорят об этом, — подтвердил руководитель образовательной программы "Управление инновационным развитием и предпринимательством", и. о. заведующего кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов СПбГУ Вячеслав Жигалов. — Есть очень много потенциальных направлений для совместной работы: для университета важно поддерживать связь с предпринимателями, быть в курсе волнующих их проблем и актуализировать учебные курсы внутри программы так, чтобы они отвечали вызовам времени, нужно постоянно обновлять банк кейсов, чтобы учить на свежих примерах из отечественной практики, и самое главное — в результате общения предпринимателей друг с другом рождаются новые проекты и коллаборации».
Академический директор образовательной программы «Менеджмент в здравоохранении», заместитель директора Центра исследований государственно-частного партнерства ВШМ СПбГУ Андрей Иванов считает, что количество обучающихся на программах должно расти, ими могут стать не только руководители организаций, но также государственные служащие.
Такого рода практика уже была апробирована в Санкт-Петербурге, когда на президентские программы отбирали государственных служащих и они учились вместе с руководителями организаций.
Академический директор образовательной программы «Менеджмент в здравоохранении», заместитель директора Центра исследований государственно-частного партнерства ВШМ СПбГУ Андрей Иванов
«Чтобы сделать эту практику постоянной и более массовой, потребуется изменение концепции финансовой модели всей программы, которая сегодня предполагает, что региональный и федеральный бюджеты оплачивают две трети стоимости обучения, а оставшуюся треть оплачивает сам обучающийся или направившая его на обучение организация. Соответственно, направление госслужащего на Президентскую программу невозможно, поскольку оплата его обучения будет целиком бюджетной. В текущих условиях эту проблему можно решить за счет образовательных ваучеров и самостоятельного финансирования обучения. Те образовательные программы, которые мы предлагаем, заслуживают того, чтобы за них платить», — поделился Андрей Иванов.
По мнению заместителя председателя Комитета государственной службы и кадровой политики администрации губернатора Санкт-Петербурга Игоря Мурашева, в президентских программах подготовки управленческих кадров практическая составляющая должна реализовываться с первых дней обучения: «Мы говорим об обучении опытных специалистов. Лично мне как руководителю было бы интересно сначала пройти стажировку и увидеть, как у других налажены управленческие процессы, а потом уже погрузиться в теорию и узнать, как этого добиться».
Заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Екатерина Пшенникова высказала идею о дальнейшем развитии взаимодействия вузов и органов государственной власти. В частности, представители региональной власти могут выступать в качестве экспертов или приглашенных лекторов и дать обучающимся достоверную информацию об особенностях региона и стратегических планах его развития. Такой подход позволит выстроить эффективную взаимосвязь между властью и управленцами из бизнеса.
Диплом СПбГУ о профессиональной переподготовке по президентским программам «Менеджмент в социальной сфере» (до 2009 года), «Менеджмент в здравоохранении» и «Управление инновационным развитием и предпринимательством» получили более 600 руководителей организаций, представляющих 28 регионов страны. В процессе обучения слушатели разрабатывают, а в ходе итоговой аттестации защищают проекты, направленные на повышение эффективности деятельности направивших их на обучение организаций и региональной экономики в целом.
Среди предложений по реформированию Президентской программы, получивших поддержку в ходе стратегической сессии: привлечение госслужащих на обучение, расширение масштабов обучения руководителей социальной сферы, увеличение стоимости обучения (которая не пересматривалась уже десять лет), сокращение объема учебного плана реализуемых программ. Все предложения будут направлены в Минэкономразвития России и Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров для подготовки реформирования Президентской программы на период после 2024/25 учебного года. Президентская программа всегда продлевается на фиксированный промежуток времени, по истечении которого пересматривается и реформируется в соответствии с запросами рынка и потребностями экономики.