Профессор СПбГУ Людмила Никифоровна Галенская: «Юристу надо иметь аналитический склад ума»
Профессор СПбГУ Людмила Никифоровна Галенская отметила день рождения: 1 октября ей исполнилось 90 лет. Исследования, доклады, лекции известного юриста-международника знают и изучают не только в России, но и по всему миру.
Людмила Никифоровна — почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Она удостоена премии имени Гуго Гроция за заслуги в области международного права и высшей юридической премии России «Юрист года» в номинации «За вклад в юридическую науку».
После юбилея коллеги подготовили вопросы для интервью, которое провел доцент кафедры международного права СПбГУ Виталий Семенович Иваненко. На основе заданных вопросов и ответов юбиляра подготовлен этот материал.
Будем ловить шпионов?
Детство Людмилы проходило сначала в Белоруссии, в городе Витебске. Но едва она окончила первый класс, началась Великая Отечественная война. Их семью эвакуировали в Поволжье, в маленькую деревушку в Чкаловской области (позже она вошла в Саратовскую область).
«Детство было тяжелое, военное, — признается Людмила Никифоровна. — А учиться в школе мне было легко. Например, в первом классе делать было нечего: еще до этого научилась читать, писать и считать. Да и потом училась с увлечением. Окончила школу с серебряной медалью. Интересы были разные. Привлекали театр, вопросы искусства, пела с увлечением, уже после войны занималась в музыкальной школе... А в 1944 году мы вернулись в Витебск — отец до войны работал в обкоме партии и его вызвали на работу. Приехали в разрушенный город, жили в подвале...».
Людмила Галенская поступила на юридический факультет ЛГУ в 1949 году. К такому выбору ее подтолкнул одноклассник Анатолий Дербенев (он тоже окончил школу с медалью). «Чего, говорит, тут думать — поехали в Ленинград, в Университет, на юридический, и будем ловить шпионов! — улыбаясь, объясняет Людмила Никифоровна. — Согласитесь: железный аргумент. И к тому же, это так романтично... Вместе поехали, вместе поступили и учились на одном курсе. После окончания Университета Толя пошел работать в милицию».
Профессор Л. Н. Галенская вспоминает, что тогда студенты-юристы учились в здании Двенадцати коллегий, на втором этаже. А жили в общежитии на Охте (шесть девочек в комнате). Курс был очень сильный. Поступили 200 человек: кроме бывших школьников, были демобилизованные. «А я была самая младшая (маленькая и по росту, и по возрасту) — меня все учили, опекали».
Лекции студентам читали знаменитые профессора Михаил Давидович Шаргородский, Анатолий Васильевич Венедиктов. Семинары по гражданскому праву в их группе вел доцент, в будущем всемирно известный профессор Олимпиад Соломонович Иоффе. К учебе Людмила относилась очень серьезно. После занятий ехала в Публичную библиотеку, там занималась до позднего вечера. К третьему курсу решила, что будет заниматься международным правом.
Приходили за знаниями
Профессор Л. Н. Галенская — признанный, один из наиболее авторитетных специалистов в области международного публичного и международного частного права в России и мире. Но, как выяснилось в ее беседе с В. С. Иваненко, после окончания Университета в 1953 году ее распределили на работу в таможню под Владивостоком, однако в связи с тем, что должность, как оказалось, сократили, молодой специалист оказалась без работы. Выручила Н. А. Чечина, исполнявшая тогда обязанности декана факультета, она договорилась о выделении для Людмилы Никифоровны места арбитра в Арбитражном суде Новгорода. Но вскоре и эту должность сократили, она переехала на родину в Витебск и стала работать следователем прокуратуры. Вскоре после этого она вышла замуж и с мужем, выпускником летного училища, получившим распределение на Сахалин, уехала на Дальний Восток. «Воинская часть была на берегу моря, мы жили в японских бараках. Там у меня сын родился. Потом воинскую часть мужа перевели на Украину: сначала в Кировоградскую область, потом под Чернигов, затем подо Львов. Я все время переезжала. Работала в воинской части заведующей библиотекой, и при каждом переезде приходилось упаковывать и распаковывать книги библиотеки. Каторжный труд». Подо Львовом у нее трагически погиб муж. Людмила переехала во Львов и стала работать юрисконсультом на машиностроительном заводе. Но поскольку на этой работе она не видела для себя никаких перспектив роста, то решила попытаться заняться наукой.
В аспирантуру ЛГУ Людмила Галенская поступила только в 1962 году по специальности «Международное право» (юридический факультет тогда был возле Смольного). Ее научным руководителем стал доцент кафедры Сергей Александрович Малинин, который тогда уже активно занимался общественной работой, параллельно выполняя важные должности сначала секретаря комитета комсомола, а затем и секретаря парткома Университета. И поэтому (как тогда было принято) аспирантка часто читала лекции на дневном отделении... вместо своего научного руководителя. «Первый раз страшно было в большой аудитории, — вспоминает Людмила Никифоровна. — Поэтому студентов, их реакцию даже не запомнила. А Сергей Александрович тогда писал еще и докторскую диссертацию, ему некогда было».
То, что сама аспирантка в то время тоже работала над своей диссертацией (кандидатской), как-то упускалось из виду. Она поменяла комнату во Львове на комнату в Ленинграде и жила с маленьким сыном в непростых коммунальных условиях. Утром отвозила сына в детский садик на Васильевском острове, а потом спешила в Публичную библиотеку или в БАН, чтобы собирать материалы для диссертации. Откуда силы брались? Но зато она сдала кандидатские экзамены и защитила диссертацию в срок (в октябре 1965 года, через три года учебы в аспирантуре).
Со временем ассистент, доцент, профессор Л. Н. Галенская научилась успешно справляться с аудиторией. Ее лекции ждали студенты в вузах Японии, Канады, Чехии, Нидерландов. Ее доклады слушали юристы Великобритании, Италии, Индии, Франции, Великобритании. А в 2011 году ее видеолекция на тему «Категория принципов как правовых регуляторов международных отношений» была специально записала для видеотеки библиотеки ООН. После этого для ООН были записаны еще две лекции Людмилы Никифоровны «Разрешение споров в международном публичном и частном праве» и «Ответственность юридических лиц в международном частном праве». Теперь эти лекции доступны для любого заинтересованного жителя планеты.
Студенты ценят и уважают Людмилу Никифоровну как преподавателя и ученого. Строгого экзаменатора побаиваются. Только самые смелые решались писать дипломную или выпускную квалификационную, а тем более диссертационную работу у профессора Л. Н. Галенской. А она, отвечая на вопрос: чем отличаются студенты нынешние от студентов послевоенных, ответила, что студенты и тогда, и сегодня бывают разные. Но она негативно относится к тем, кто приходит только за дипломом. По ее мнению, раньше этого не было. Прежде студенты приходили в Университет за знаниями. Мотивация к учебе была другая — глубокая. А из-за двоек бывали душевные расстройства, да и стыдно было...
Она гордится тем, что примерно 80 % ее однокурсников окончили Университет с красным дипломом. Людмила Никифоровна вспоминает, что с ее курса был областной прокурор в Карелии и председатели адвокатских коллегий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А на факультете работали ее однокурсники: профессора Тамара Алексеевна Седова (известный криминалист) и Вадим Семенович Прохоров, заведующий кафедрой уголовного права и декан юридического факультета (1993–1998). Под руководством Л. Н. Галенской защитили дипломные и выпускные работы свыше 200 выпускников Университета. В 1975 году она была научным руководителем выпускника юридического факультета Владимира Путина по дипломной работе на тему «Принцип наиболее благоприятствуемой нации в международном праве». Более чем у 30 молодых юристов Людмила Никифоровна была научным руководителем кандидатских диссертаций, несколько ее научных питомцев стали при ее научном консультировании докторами наук.
Съездить поговорить
А в 1968 году в издательстве «Международные отношения» была опубликована ее первая монография — «Право убежища: международно-правовые вопросы». Этой темой Л. Н. Галенская занималась давно: писала курсовые и дипломную работу, защитила кандидатскую диссертацию. И на вопрос: какими своими профессиональными достижения она гордится, ответила, что именно этой книгой. Людмила Никифоровна собирала материал долго, а написала довольно быстро, и та, первая, монография ей очень нравится и сегодня.
Хотя с изданием книги возникли сложности. Монография была практически сверстана в издательстве, но почему-то ее не печатали. В издательстве на прямой вопрос автора ей объяснили, что книгу не пропускает цензура. Недолго думая, она решила... съездить поговорить с цензором. Случай неслыханный в то время — могли и вообще прикрыть ее исследования, да и отстранить от профессиональной деятельности. Но она поехала и прямо спросила у цензора: чем не понравилась ее монография? Цензор удивился такому невиданному ее поступку, но ответил, что тема какая-то скользкая... Л. Н. Галенская объяснила, что тема очень важная: право убежища позволило сохранить жизни многих политических деятелей. Привела в пример руководителя болгарской компартии Георгия Димитрова, который в 1933 году был обвинен нацистским руководством Германии в поджоге рейхстага в Берлине, блестяще выступил на организованном против него Лейпцигском уголовном процессе, был оправдан и по приглашению Советского правительства приехал жить в СССР. Цензор выслушал и решил: ну, хорошо, издавайте! Она считает, что сегодня, может, и не решилась бы на такой поступок. А тогда молодая была, отчаянная.
Первооткрывательница
Коллеги считают, что у профессора Л. Н. Галенской хорошая «чуйка» на темы для научных исследований, и нередко обращаются к ней за советом. Она стала основоположником целого ряда направлений российской юридической науки. Значительное внимание в ее исследованиях уделено, например, вопросам:
- международного сотрудничества по борьбе с преступностью
- концепции международной институционной системы
- правового регулирования международных отношений в области культуры
- правового положения иностранных граждан
- возникающих новых проблем международного частного права
Одной из первых в стране Л. Н. Галенская стала заниматься преподаванием и исследованиями в области международного частного права (в университетах и юридических вузах СССР этот предмет тогда не преподавали, лекции читали только в Академии внешней торговли СССР). Молодому преподавателю волевым решением поручили разработать и вести этот очень сложный раздел юриспруденции. Людмила Никифоровна очень расстроилась, даже плакала, но деваться было некуда: нужно его осваивать. Могла ли она тогда подумать, что станет в стране одним из ведущих специалистов в области международного частного права, подготовит и издаст одноименное учебное пособие, напишет множество статей, учредит и станет главным редактором единственного в стране журнала «Международное частное право». Но это реально произошло!
Основные проблемы международного частного права сегодня стали особенно актуальны. Людмила Никифоровна перечисляет их: «Вопросы финансов, собственности для всех важны. Но кто нам объяснит, какие последствия будет иметь переход на рубль в международных сделках? Как осуществлять расчеты? Близок ли переход на золотое содержание в мировых валютах? Все время была священной неприкосновенность частной собственности, и вдруг ее нагло отнимают, замораживают наши счета. Как же так? Все эти вопросы решаются на политическом, административном уровне, но не на правовом. И занимаются этим, к сожалению, не юристы».
Муза международного права
Широко известны и другие научные интересы Л. Н. Галенской, отраженные в ее монографиях: «Международная борьба с преступностью» (1972), «Правовое положение иностранцев в СССР» (1982), «Музы и право: правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры» (1987). Профессор стала автором более 700 научных статей по вопросам международного права. Многие из ее монографий не просто неоднократно переиздавались, но стали настоящей классикой правовой литературы.
В основательной и многогранной монографии «Музы и право» Л. Н. Галенская тоже стала первооткрывательницей: этой темой, по ее словам, юристы не занимаются, пишут в основном культурологи. Коллеги говорили ей, что эта монография написана на одном дыхании — с точки зрения редактора, удачно вышло. Но как рассказывает Людмила Никифоровна, она долго собирала материалы о международном сотрудничестве в области театра, музыки, работы библиотек, телевидения и кинематографа, охраны культурного наследия в мирное время и во время войн, возврата похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностей, раскладывала по тематическим папкам... А написала всего за два месяца летом. Аналогов этой книги до сих пор нет.
В этом году увидела свет ее монография «Правовое регулирование транснациональных отношений». В работе автор предложила совершенно новый взгляд на систему правового регулирования международных отношений, обосновала совершенно новую научную концепцию — концепцию трансграничного права. «Эта тема — на стыке публичного и частного права. Серьезных исследований и книг на эту тему не было, тяжело писать первой, — признается Людмила Никифоровна. — Работала над ней три года, сложно было выстроить структуру. И смогла написать только общую часть, а специальную часть ученики и коллеги продолжат...».
«Научная неугомонность» профессора Л. Н. Галенской поражает. На вопрос о том, намерена ли она после завершения и опубликования столь сложного теоретического исследования взять тайм-аут и отдохнуть, Людмила Никифоровна с воодушевлением заявила, что сейчас уже активно работает над переизданием своей монографии 1987 года «Музы и право. Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры». За истекшие 35 лет после выхода книги многое в теоретическом плане и в практике государств изменилось и требует переосмысления, многие аспекты монографии приходится кардинально переделывать, а отдельные аспекты темы даже исследовать впервые.
Советы и мнения профессионала
Профессор Л. Н. Галенская — признанный юридическим сообществом ученый-эксперт. Она является вице-президентом Российской ассоциации международного права, с 1992 года уже 30 лет является бессменным главным редактором печатного органа ассоциации — «Российского ежегодника международного права». Кстати, до нее эту очень ответственную, но общественную должность занимали восемь мужчин, которые выдерживали такую нагрузку в основном по 4–6 лет (ежегодник как глубоко научное издание — нерентабельный, поэтому его довольно тяжело издавать и реализовывать). Людмила Никифоровна — также член Всемирной ассоциации международного права, входит в научно-консультативный совет Министерства иностранных дел РФ, была членом научно-консультативного совета Высшего арбитражного суда РФ. Л. Н. Галенская неоднократно выступала в роли эксперта по приглашению государственных органов и международных организаций, многократно выступала в качестве рецензента и участника подготовки законопроектов по поручению Госдумы РФ.
В ответ на вопрос о главных качествах, которыми должен обладать юрист, Людмила Никифоровна так сформулировала свою позицию: «Юристу надо иметь аналитический склад ума. Если человек не умеет рассуждать логически, ему нет пути в профессии. Юрист не должен бояться чужих мнений, должен уметь сопоставлять точки зрения и принимать взвешенное решение». А на просьбу дать советы для молодых юристов, которые хотят получить первое назначение в качестве арбитра, ответила: «Надо досконально изучить и хорошо знать предмет спора и вопросы правового регулирования. Нельзя недооценивать контрагента, даже если спор кажется на первый взгляд простым. Необходима тщательная подготовка, а порой — сообразительность и находчивость».
Высказала профессор и свое мнение о ближайшем будущем международного права: «Даже в условиях многополярного мира нужно будет регулировать отношения между государствами. Их никто не отменит. Как в семье, как в любом коллективе, так и в международном сообществе нужны правила поведения. В 1945 году произошла революция в международном праве: в Уставе ООН были закреплены принципы отношений между государствами, которые в целом соблюдаются до сих пор. Их можно менять, улучшать, но основы сохраняются. А это создает потенциально эффективный правовой фундамент для обеспечения всеобщего мира».