Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета были выдвинуты кандидаты из числа универсантов в члены Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, прошли выборы заведующих кафедрами и научно-педагогических работников, были утверждены темы кандидатских и докторских диссертаций.
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский и проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк выступили с докладами о результатах итоговой государственной аттестации и итогах приема в СПбГУ в 2011 году. Состоялось чествование и награждение юбиляров. Были также внесены изменения в некоторые образовательные стандарты СПбГУ, в рабочие программы учебных занятий и в состав постоянных рабочих комиссий Ученого совета.
Поздравления
Заседание началось с поздравления юбиляров-универсантов. Заведующий сразу двух кафедр университета (кафедры теории и методики преподавания языков и культур кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук) Вадим Борисович Касевич сказал в ответном слове: «Из 70 лет моей жизни только 17 прошло вне стен Университета. Говорят, что современный ученый должен менять место работы каждые 3–4 года, я же надеюсь, что мой вуз останется первым и единственным. Это наш Университет».
Выборы
Затем состоялось голосование по кандидатурам заведующих кафедрами СПбГУ.
Результаты итоговой государственной аттестации
Первый проректор СПбГУ по учебной и научной работе И. А. Горлинский ознакомил членов совета с результатами итоговой государственной аттестации в 2011 году. В этом году появилось немало важных новаций, в том числе приказами первого проректора по учебной и научной работе установлено требование об увеличении до 25 % членов ГАК не из числа преподавателей СПбГУ, не менее 25 % научно-педагогических работников, не принимавших участие в реализации программы магистратуры. Установлено и правило обязательной публикации на официальном сайте СПбГУ аннотаций, отзывов научных руководителей, рецензий на магистерские выпускные квалификационные работы и др. Всего действовало 136 государственных аттестационных комиссий по 52 специальностям, 35 направлениям подготовки бакалавров и 28 направлениям подготовки магистров.
Анализ результатов аттестации выявил ряд проблем, в том числе формальный подход к рецензированию и оппонированию выпускных квалификационных работ научными руководителями и рецензентами.
Итоги приема в 2011 году
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк рассказала об итогах приема на основные образовательные программы высшего профессионального образования в 2011 году.
В этом году резко увеличилось количество образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры.
Произошло уменьшение числа дополнительных вступительных испытаний. Все экзаменационные комиссии возглавляли представители наиболее квалифицированных представителей экспертных и профессиональных сообществ, не являющиеся сотрудниками СПбГУ.
Велась аудио- и видеозапись всех вступительных испытаний, проводимых в устной, устно-письменной форме; все решения Приемной комиссии СПбГУ публиковались на официальном сайте; на заседаниях Приемной комиссии СПбГУ присутствовали представители средств массовой информации.
Открытость работы Приемной комиссии не раз отмечали и специалисты и поступающие. Фактически, СПбГУ во многом выполняет функции городского центра защиты прав абитуриентов. Не случайно из общего массива обращений абитуриентов, рассмотренных приемной комиссией, наибольшее число (36) связано с задержкой оригиналов документов другим вузом. Для сравнения, обращений, связанных с ошибками, допущенными работниками комиссий по приему документов СПбГУ, было всего 15.
Работа по повышению открытости будет продолжена: в состав приемной комиссии по организации приема в аспирантуру СПбГУ будут введены представители Совета молодых ученых, а в состав комиссий по переводам и восстановлениям представители студенческих советов факультетов.
В минувшем учебном году в Олимпиаде школьников СПбГУ приняли участие почти 40 тыс. человек (в 2010 году — менее 20 тыс. участников). Снизился процент победителей и призеров: 220 победителей (0,56 % от общего числа участников) и 675 призеров (1,73 % от общего числа участников), что свидетельствует о высоком уровне олимпиады. Университет направил в Минобрнауки предложения учебный год по увеличению на 2011/2012 количества предметов, включенных в перечень олимпиад школьников, с 8 до 15.
Прием-2011 проходил в условиях тяжелой демографической ситуации и как следствие, усиления конкуренции между вузами. Достаточно сказать, что в 2011 году общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга окончила 21 000 человек, а количество «бюджетных» мест в вузах города превышало 26 000 мест. Несмотря на это, конкурс на обучение в СПбГУ оставался довольно высоким, до 40 и более заявлений на место. Продолжается рост доли иногородних студентов: за три последних года она увеличилась с 50 % до почти 65 %.
На обсуждении, последовавшем за докладами проректоров, прозвучало немало интересных предложений. В частности, ректор Н. М. Кропачев сообщил о планируемом исследовании результатов приема ЕГЭ в сравнении с результатами успеваемости студентов в рамках работы Ассоциации ведущих вузов России.
Конкурс грантов Фонда Потанина
Десять молодых преподавателей СПбГУ были рекомендованы Ученым советом к участию в конкурсе грантов Фонда Потанина.
Комиссия Ученого совета по этике
Комиссия Ученого совета по этике в соответствии с уставом Университета объявила о принятом 19 сентября решении, которое было представлено всем членам совета в раздаточных материалах.
Разное
В конце заседания ученого совета Ректор СПбГУ рассказал, что к нему на прием пришла сотрудница университета, являющаяся штатным преподавателем, избранным по конкурсу. Заведующий кафедрой поставил ее в известность по электронной почте о том, что некий «факультет отказался от ее услуг», посчитав ее плохим преподавателем, и поэтому «кафедра» снимает с нее определенную нагрузку. Ректор подчеркнул, что педагогическая нагрузка утверждается приказом проректора. Если кто-либо считает, что прикрываясь именем того или иного факультета или кафедры можно лишить преподавателя нагрузки (то есть работы!), не получив согласие преподавателя, то он глубоко ошибается! Такие действия, причем вовсе не «кафедры» и «факультета», а конкретного заведующего кафедрой и конкретного проректора являются явно незаконными. Ректор сообщил, что дал поручение декану факультета и соответствующему проректору навести порядок в работе.