Работать на перспективу
7 марта ректор СПбГУ Н. М. Кропачев обсудил со студентами — представителями студсоветов в учебно-методических комиссиях институтов и факультетов пути участия студентов в работе по совершенствованию образовательных программ в Санкт-Петербургском университете.
В самом начале встречи ректор подчеркнул важность работы студентов в учебно-методических комиссиях: все они учатся по образовательным программам, утвержденным до их поступления в Университет, и эти программы нельзя менять в процессе обучения, однако можно и нужно работать над улучшением учебных планов, программ следующих лет, в чем и заключается одна из ключевых задач учебно-методических комиссий. Значит, помогая совершенствовать и развивать образовательные программы сегодня, студенты вместе со своими старшими коллегами формируют профессиональный облик будущих выпускников СПбГУ. «Ваша работа поможет Университету и дальше готовить хорошие профессиональные кадры, — заметил Н. М. Кропачев. — И когда вы сами станете руководителями организаций, то, приглашая к себе выпускников Университета, будете уверены в том, что имеете дело с настоящими профессионалами...»
Ректор также обратил внимание студентов на необходимость включения в состав учебно-методических комиссий работодателей. Здесь тоже явная работа на перспективу: ведь грамотный работодатель знает не только тех, кто требуется на рынке труда сегодня, но и понимает, кто потребуется через пять-шесть лет. И эти его требования к претендентам на рабочие места можно заложить в университетские программы уже сейчас. «Поэтому руководители крупных компаний, в которых вы хотели бы работать, нужны для оценки существующих образовательных программ, — подчеркнул Н. М. Кропачев. — И речь идет не о сторонних наблюдателях, а об активно работающих членах учебно-методических комиссий».
Вопрос взаимоотношений с будущими работодателями вызвал особый интерес студентов. Они спрашивали, как наладить с ведущими компаниями более тесные взаимоотношения — для того чтобы после окончания Университета студент шел на то рабочее место, которое подготовлено специально для него. В ответ ректор предложил студентам... сформулировать их мечты конкретнее. Самим ответить на вопрос, где они хотят работать, окончив Университет. Это и позволит ответить на вопрос, каких работодателей необходимо включать в комиссии. Студсовет СПбГУ должен постоянно мониторить ситуацию, всегда иметь актуальную информацию и представлять свои предложения методическим комиссиям факультетов и проректору по учебно-методической работе. Когда понятно, в каких компаниях студенты хотят работать, дело администрации СПбГУ — «уговорить» работодателей сотрудничать с Университетом.
У нас в Университете есть прекрасные примеры такого эффективного сотрудничества. Например, популярность образовательной программы «Менеджмент», востребованность и успешность выпускников этой программы во многом связаны с тем, что работодатели принимают самое активное участие в формировании содержания этой программы. В состав учебно-методической комиссии института ВШМ СПбГУ входит К. В. Хабачева, исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (СПИБА). А образовательный стандарт бакалавриата по менеджменту рецензировали: Л. И. Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования; И. В. Осколков, директор департамента Министерства экономического развития РФ; Г. Б. Клейнер, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН; К. Г. Корнильев, генеральный директор ИБМ Восточная Европа/Азия; С. Ф. Хомяков, заместитель председателя правления ОАО «Газпром». Важной формой работы по направлению «Менеджмент» является Центр карьер и организации практики обучающихся в компаниях (несколько лет его возглавляла К. В. Хабачева). Кроме того, работодатели участвуют в различных мероприятиях и конкурсах для обучающихся, что тоже дает им информацию о потенциале выпускников.
Не менее важно привлекать работодателей к участию в работе ГАКов и комиссий по дополнительным вступительным испытаниям. И примеры такого сотрудничества тоже имеются. Например, на выпускных экзаменах по направлениям: «Правоведение», «Экономика», «Менеджмент» в СПбГУ всегда участвуют в качестве членов ГАК работодатели, представители крупных компаний. Это позволяет им не только исправлять увиденные недостатки обучения, но и обращать пристальное внимание на самых талантливых выпускников. Уже четвертый год все комиссии по приему дополнительных вступительных испытаний возглавляют внешние эксперты, представители работодателей (например, в 2013 г. председателем комиссии по приему дополнительных испытаний по направлению «Журналистика» (бакалавриат) был А. Г. Шамрай, генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад», генеральный директор информационно-рекламного агентства «Северо-Запад Медиа»; председателем комиссии по приему дополнительных испытаний по направлению «Журналистика» (магистратура) — Т. В. Мартыненко, директор «Радио России — Санкт-Петербург»; председателем комиссии по приему дополнительных испытаний по направлению «Реклама и связи с общественностью» (магистратура) — Т. А. Цепота, заместитель председателя правления Северо-Западного банка Сбербанка России).
Еще одна из форм сотрудничества ведущих компаний и СПбГУ — совместные магистерские программы. Например, в новом учебном году начнутся занятия по новой программе для магистрантов «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», созданной специалистами кафедры информационно-аналитических систем СПбГУ и Школы анализа данных Яндекса (В СПбГУ появится магистерская программа, созданная совместно с компанией «Яндекс»).
Руководство Университета обращает повышенное внимание активизации работы учебно-методических комиссий (Материалы ректорского совещания от 23.12.2013). Уже несколько лет по решению ректора в состав комиссий включаются представители студенческих советов. В ходе встречи студенты пришли к выводу, что их участие в работе комиссий позволит им разобраться, как сформированы образовательные стандарты, программы и учебные планы Университета. Они смогут из первых рук — от разработчиков этих программ — получить соответствующие профессиональные разъяснения. И мнение обучающихся по тем или иным аспектам конкретной программы сможет быть учтено оперативно и по существу.