Материалы ректорского совещания
Меры по предупреждению распространения COVID-19
Прежний режим работы Университета сохраняется на период с 27 июля по 16 августа включительно. С 29 июля работа Научной библиотеки СПбГУ организована по обязательной предварительной записи посетителей, научно-педагогических работников и сотрудников Университета (Приказ от 24.07.2020 № 6896/1 «О внесении изменений...»). Открываются для посещения музей Менделеева, музей Набокова. При этом действуют жесткие ограничения на одновременное число посетителей (не более пяти человек).
О подготовке общежитий к новому учебному году
Как и в прежние годы перед Университетом стоит задача подготовки общежитий к новому учебному году. Эта задача становится все сложнее: 85 % жилого фонда нуждается в ремонте разной степени сложности (от косметического до капитального). Общежития СПбГУ (их 21) находятся в трех районах города: Василеостровском, Петродворцовом и Невском. При этом 13156 квадратных метров жилья (более 17 %) выведено из эксплуатации, поскольку непригодно для проживания. Только за два последних года выведено из эксплуатации 1030 мест. Основные причины: нарушение гидроизоляции душевых комнат, протечки, нарушения электропроводки и др. Еще 1431 место будут вынуждены вывести из эксплуатации в ближайшие два года. А через четыре года — порядка 4500 мест. В Университете может возникнуть острая нехватка помещений для поселения. При этом объем бюджетных ресурсов, выделяемых на ремонт зданий, не позволяет вести полноценный ремонт.
К сожалению, до 2008 года не проводился текущий ремонт большинства общежитий, например, общежитий на ул. Кораблестроителей, д. 20 (№ 1, 2, 3) и общежитий № 14, 15, 16 на ул. Ботанической (Перезагрузка). За последние пять лет в СПбГУ ввели в эксплуатацию два общежития (на 960 и 1000 мест) и еще одно — на 650 мест (на пр. Солидарности). В общежитии № 18 на 8-й линии В. О. (после того как оттуда выехала поликлиника) провели капремонт и оборудовали 65 комфортных мест для проживания студентов. Подготовлена документация для проведения капитального ремонта общежитий № 1, 2, 3 на ул. Кораблестроителей, запрошены средства.
Ежегодно Университет из внебюджетных источников тратит порядка 8–12 млн рублей на текущий ремонт общежитий (порядка 120–150 мест ремонтируется каждый год). Но этих финансовых средств не хватает. Только на устранение аварийных ситуаций в общежитиях в настоящее время требуется 950 млн рублей. Основная причина — сильная изношенность жилого фонда. Изношенность жилого фонда составляет 62 %, а изношенность коммуникаций еще выше — более 80 %. Кроме того, порядка 70 % зданий СПбГУ нельзя переделать (они являются памятниками истории и культуры).
Участники совещания вспомнили, что еще в 1998 году деканы трех специальных факультетов СПбГУ (юридического, экономического и психологии) направили в адрес ректора служебную записку, в которой сообщали: если уменьшение выделяемых бюджетных средств на содержание зданий Университета сохранится, то здания (общежития в том числе) начнут разрушаться к 2006 году. Так это и произошло. Говорили и о том, что важным показателем Программы развития СПбГУ является доля иностранных обучающихся (а качество общежитий лимитирует рост этого показателя).
Организация приема на основные образовательные программы СПбГУ
17 июля завершился прием документов и заявлений на программы общего образования. Было подано около 1000 заявлений (как и в 2019 году) (Материалы ректорского совещания от 20.07.2020).
20 июля завершился прием документов и заявлений на программы магистратуры. Подано более 13 тысяч заявлений от 6300 абитуриентов — больше, чем в прошлом году (тогда было около 5 тысяч абитуриентов).
Заявления на программы магистратуры в электронной форме можно было подать со 2 марта. Однако в период с марта по июнь еженедельно поступало в среднем по три—четыре заявления в неделю, наибольшее количество заявлений было подано в июле, при этом основной пик подачи заявлений пришелся на последние два часа 20 июля. С 16:00 до 18:00 в Личный кабинет поступающего решили загрузить свои документы более 2000 абитуриентов магистратуры. На большинство программ магистратуры СПбГУ прием проводится в форме конкурса документов (портфолио). В связи с этим многим абитуриентам было необходимо загрузить в Личный кабинет поступающего не только основной комплект документов (сканированную копию заявления, страниц документа, удостоверяющего личность, и документа об образовании), но и различные объемные файлы, составляющие портфолио абитуриента (например, аудио и видеозаписи, различные PDF-файлы и т. п.). По этой причине наблюдались перебои в работе информационной системы «Личный кабинет поступающего». Сотрудники УСИТ смогли очень оперативно восстановить работу системы. Те абитуриенты, которые загружали необходимые документы в установленные Правилами приема сроки, но не смогли загрузить их из-за имевшего места сбоя, были допущены к участию в конкурсе. При этом участники совещания отметили, что ежегодно во время презентаций образовательных программ, а также дней открытых дверей абитуриентов всегда призывают не оставлять загрузку документов на последний день, однако, несмотря на все возможные риски, значительная часть абитуриентов из года в год продолжает тянуть до последнего.
Продолжается прием документов и заявлений на программы бакалавриата и специалитета (на бюджетную основу — до 18 августа). Прием документов и заявлений на программы аспирантуры завершается 31 июля, на программы ординатуры — 11 августа, на программы среднего профессионального образования — 15 августа. По текущим данным, число поданных заявлений пока сохраняется на уровне прошлого года.
На совещании обсуждался факт представления поддельных документов абитуриенткой при поступлении на программу магистратуры СПбГУ по направлению «Журналистика».
В Виртуальную приемную от представителя межрегиональной молодежной общественной военно-патриотической организации поступило обращение о том, что на одну из магистерских программ СПбГУ могут подать поддельные документы о приеме от выпускницы бакалавриата другого вуза. По словам заявителя, девушка при прохождении практики в общественной организации имела доступ к корпоративной почте и некоторым документам, включая факсимиле подписей членов правления и факсимиле печати организации. При этом в организацию поступили сведения, что бывшая практикантка высказывала намерения о подделке документов с целью поступления в магистратуру СПбГУ.
Проверка показала, что эта абитуриентка действительно представила документы о трудовом стаже работы в указанной межрегиональной молодежной общественной военно-патриотической организации за подписью председателя правления и справку о своих статьях в СМИ, заверенную печатью этой организации и подписью руководителя. На официальный запрос СПбГУ из указанной организации пришел официальный ответ: никакие документы и справки девушке не выдавались, что подтверждается реестром исходящих документов. В итоге абитуриентке за вступительное испытание был выставлен низший результат (ноль баллов). Университет также направил материалы в правоохранительные органы для оценки ситуации с правовой точки зрения.
Организация взаимодействия со Студенческим советом СПбГУ
На совещании отмечалась важность регулярных встреч и взаимодействия со Студенческим советом СПбГУ и студенческими советами учебно-научных подразделений в дистанционном формате. Эта практика прямого контакта с представителями студенческого сообщества и оперативного обсуждения назревших вопросов будет продолжена и в новом учебном году. Встречи директоров институтов и деканов факультетов со студенческими советами учебно-научных подразделений будут по-прежнему регулярными.
Определены направления научно-технологической деятельности ИНТЦ СПбГУ (научно-технологической долины)
В целях организации работы по формированию предложений (заявки) о создании Инновационного научно-технологического центра СПбГУ (научно-технологической долины) сформирован перечень из восьми предполагаемых направлений научно-технологической деятельности Университета. Этот перечень определен на основании запросов предполагаемых участников, выразивших намерение получить статус участника проекта, и с учетом компетенций научных коллективов СПбГУ (Распоряжение № 2568 от 17.07.2020)
На совещании отмечалось, что проект научно-технологической долины находится в стадии подготовки и будет уточняться. Если есть другие партнеры, желающие участвовать в заявке о создании ИНТЦ СПбГУ, предложения следует направлять в адрес проректора по научной работе.
Программа научно-образовательного кластера «Менделеев»
В процессе организации научно-образовательной деятельности Университет взаимодействует с огромным числом организаций-партнеров. В целях упорядочения такого взаимодействия выработан протокол, который определяет, какие цели стоят перед СПбГУ, выполнения каких показателей мы ожидаем. Выработан образец шкалы эффективности соглашений с организациями-партнерами. Утвержденный паспорт программы научно-образовательного кластера «Менделеев» СПбГУ и является одним из таких протоколов (Приказ от 23.07.2020 № 6870/1 «Об утверждении паспорта программы...»). Программа не описывает все разнообразие взаимодействий с партнерами и не отменяет уже закрепленные договорами форматы работы, но является пакетным предложением, которое необходимо рассматривать при переговорах о партнерстве.
Директорам и деканам предложено обсудить в коллективах паспорт этой программы, чтобы на одном из ближайших ректорских совещаний обсудить его с точки зрения применимости к задачам, стоящим перед коллективами с учетом отраслевой специфики. Задача: определить, можно ли ориентироваться на этот образец при проведении переговоров для заключения соглашений с партнерами, или следует его дополнить.
Научные мероприятия СПбГУ в 2021 году (первый этап)
В Университете четвертый год проходит конкурсный отбор научных мероприятий (дважды в год), которые финансируются Университетом. Утвержден ранжированный перечень мероприятий, рекомендуемых к проведению СПбГУ в 2021 году по результатам первого этапа конкурсного отбора научных мероприятий СПбГУ (Приказ от 22.07.2020 № 6840/1 «Об утверждении ранжированного перечня...»).
В этот перечень из 53 научных мероприятий был включен ряд мероприятий из перечня прошлого года без дополнительных конкурсных процедур (даты проведения которых были перенесены) и ряд мероприятий с неустановленными датами (их проведение может быть перенесено по разным причинам).
Директорам и деканам поручено направить предложения по развитию онлайн-компоненты при реализации крупных научных мероприятий, в проведении которых они выступали организаторами; предложить лучшие практики из реализующихся мероприятий для тиражирования. Предложено также подумать над оценкой качества реализации онлайн-форм.
Конкурсные процедуры в рамках организации научной деятельности
Распределение средств на выполнение научных исследований в Университете с 2010 года происходит исключительно на конкурсной основе — по результатам проводимой экспертизы (Приказ от 29.09.2010 № 2266/1 «Об утверждении состава экспертной комиссии СПбГУ»). Отбор заявок проводила экспертная комиссия из наиболее авторитетных ученых СПбГУ и других научных и образовательных учреждений, в том числе институтов РАН (Материалы ректорского совещания от 09.04.2012). А год назад обязательная экспертная оценка РАН научных мероприятий была введена во всех вузах и научных организациях России.
В связи с этим на ректорском совещании обсуждался вопрос о предупреждении конфликта интересов, а также правило разделения академических и административных полномочий сотрудников Университета. Научно-педагогический работник СПбГУ, участвующий в каком-либо конкурсе, не может входить в состав экспертной комиссии этого конкурса, которая оценивает работы претендентов. А если его ввели в состав такой комиссии, то он обязан своевременно предупредить о конфликте интересов и выйти из состава комиссии (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 23.12.2019).
Результаты деятельности ВШМ СПбГУ в 2019/20 учебном году
Традиционно руководство ВШМ СПбГУ подводит итоги каждого учебного года и представляет доклад на заседании Попечительского совета ВШМ СПбГУ. Первый заместитель директора ВШМ СПбГУ К. В. Кротов рассказал о результатах деятельности школы в 2019/20 учебном году (Презентация).
- ВШМ СПбГУ подтверждает статус бизнес-школы высокого международного уровня: ВШМ улучшила свои позиции в ведущих мировых рейтингах и готовится к финальной стадии аккредитации AACSB (аккредитация AACSB приведет к получению «тройной короны» аккредитаций, что удается менее чем 1 % лучших бизнес-школ мира).
- Стабильно растет количество публикаций в высокорейтинговых журналах первого квартиля, что подтверждает высокий уровень исследований ученых бизнес-школы СПбГУ.
- ВШМ СПбГУ — один из лидеров в России по скорости и качеству экстренного перехода в онлайн.
- Попечители и партнеры ВШМ СПбГУ стали активнее участвовать в жизни бизнес-школы.
- Текущий учебный год открыл новые возможности: благодаря усилению бренда ВШМ СПбГУ растет интерес к бизнес-школе среди абитуриентов бакалавриата и магистратуры, в том числе иностранных.
Участники совещания отметили успешную работу коллектива ВШМ с представителями работодателей, их включенность в разные стороны учебной и научной деятельности школы. Также была подчеркнута работа коллектива ВШМ СПбГУ над стратегией развития школы. Работа над Программой развития СПбГУ до 2030 года продолжается.