Нефть, живая и мертвая: между технократической утопией и русским космизмом
В рамках семинара «Экономика и культура», в СПбГУ состоится выступление Ильи Калинина «Нефть, живая и мертвая: между технократической утопией и русским космизмом (презентация тематического журнала "Неприкосновенный запас" № 4 (2019) — "Феноменология нефти")».
В ходе семинаре будет затронута история репрезентации нефти в российском кинематографе. Эта история может быть разбита на несколько периодов, связанных с различными утопическими или дистопическими перспективами. Основой для выделения этих периодов служит тип отношений между категориями живого и мертвого, в центре которого находится мотив нефти. Именно этот мотив и обозначаемая им субстанция обеспечивают различного рода метаморфозы и взаимные превращения живого и мертвого, предков и потомков, прошлого, настоящего и будущего.
Сталинский кинематограф начала 1950-х («Нефтяники Каспия» и «Труженики моря» Романа Кармена) изображает нефть как материю бессмертия. Позднесоветский кинематограф конца 1970-х («Сибириада» Андрона Кончаловского) представляет ее как субстанцию воскрешения. Авторское кино конца 1990-х («Окраина» Петра Луцика), реагирующее на травматические неолиберальные реформы, связывает нефть с появлением зомби, — советских предков, не похороненных и вытесненных в постсоветское бессознательное. Патриотическое кино путинской эпохи (сериал «Большая нефть» Дмитрия Черкасова) в своей попытке идеологически воспроизвести советское прошлое производит его мертворожденных клонов.