Теория и практика: как работодатели помогают Университету готовить высококлассных специалистов
Санкт-Петербургский университет сегодня является флагманом среди российских вузов в сфере вовлечения работодателей в образовательный процесс. О том, почему практики и представители бизнеса готовы участвовать в подготовке студентов, как выстраивается сотрудничество вуза и представителей рынка труда, каких результатов в этой сфере Университету уже удалось добиться и что еще предстоит сделать, рассказала проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Марина Юрьевна, Санкт-Петербургский университет славится традициями классического образования. Именно поэтому учиться в СПбГУ приезжают молодые люди не только со всей России, но и из-за рубежа. При этом в последние годы Университет тесно сотрудничает с представителями профессионального сообщества. Цель такой совместной работы, бесспорно, благая — повышение востребованности выпускников вуза на рынке труда. Однако нет ли опасений, что активное вмешательство работодателей в образовательный процесс пойдет в ущерб классическим традициям?
СПбГУ всегда был классическим университетом и им останется. Однако в современном мире, меняющемся очень динамично, количество компетенций, которыми должен владеть выпускник вуза, постоянно растет. Вместе с этим растет и наша ответственность за то, насколько востребованными будут выпускники Университета на рынке труда. Очень важно, чтобы студенты, получившие классическое университетское образование, уже по окончании обучения были специалистами высокого уровня в конкретной области профессиональной деятельности.
Мы давно осознали, что нужно ориентироваться на потребности не только абитуриентов и их родителей, но и работодателей. Для того чтобы получить их объективную оценку качества обучения и понять, как изменить образовательные программы для достижения наилучших результатов, мы стремимся налаживать и расширять контакты с представителями рынка труда.
Ведь именно они могут сказать, чему мы учим хорошо, а где образовательные программы требуют корректировки — например, введения новых форм занятий или увеличения числа компетенций, которыми должен обладать выпускник той или иной программы, и т. п.
СПбГУ активно привлекает работодателей для участия в работе государственных экзаменационных комиссий. А задействуете ли вы представителей рынка труда на других этапах образовательного процесса?
Безусловно, вовлечение работодателя в процесс итоговой аттестации — это важная форма экспертизы конечного этапа подготовки специалиста. Участие профессионалов в работе государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) — одна из главных составляющих нашего проекта «Открытое образование». Но этим участие работодателей в совершенствовании наших программ не может исчерпываться! Представьте: вуз в течение
Можете ли вы привести конкретные примеры взаимодействия Университета с представителями профессионального сообщества? Какие образовательные программы создаются или уже были созданы при участии работодателей?
Один из последних примеров — программа профессиональной переподготовки «Корпоративный юрист», которую мы сейчас разрабатываем. Идея создания такой программы принадлежит представителям профессионального сообщества — юристам-практикам, работающим как в России, так и за рубежом. В какой-то момент они осознали, что эта профессия имеет свои особенности и специалистам в этой области нужно с определенной периодичностью повышать свою квалификацию. Инициатива коллег-юристов во многом совпала с нашими планами, и разработка программы подготовки современного корпоративного юриста началась.
На данный момент все необходимые материалы готовы и предоставлены на экспертизу широкому кругу работодателей. Некоторые из них уже высоко оценили программу. Так, Национальная ассоциация корпоративных директоров отметила, что «Корпоративный юрист» представляет большой интерес для рынка образовательных услуг и российской корпоративной сферы. Более того, представители ассоциации — практикующие юристы с большим опытом — выразили готовность участвовать в реализации программы. Мы надеемся, что к этой работе активно подключатся и другие работодатели и подготовка программы будет завершена уже в этом учебном году.
Кроме того, сейчас мы разрабатываем несколько программ инженерной направленности, в частности программу по материаловедению. Это очень востребованное направление с огромными перспективами. В этой области буквально каждый день появляются новые идеи. При этом специалистов, владеющих современными технологиями, катастрофически не хватает — об этом мы узнали от самих работодателей, которые обратились со своей проблемой в Университет. Конечно, мы должны откликнуться на этот запрос и создать актуальную программу при участии широкого круга представителей бизнеса и производства.
Еще один пример — создание дополнительной образовательной программы по паллиативной медицинской помощи (первую в России образовательную программу по оказанию паллиативной помощи откроют в СПбГУ). Ее разработка была инициирована представителями медицинского сообщества, когда выяснилось, что до сих пор в нашей стране фактически не готовили специалистов в этой сфере. Есть и другие примеры.
Получается, что работодатели участвуют только в создании программ дополнительного образования?
Нет, речь идет не только о дополнительных, но и об основных образовательных программах. Ведь есть разные формы сотрудничества с работодателями. Например, сейчас мы трудимся над тем, чтобы у всех программ появились постоянно действующие (попечительские) советы из представителей профессиональных сообществ.
Так, не далее как в марте 2016 года в совет образовательной программы «Журналистика» вошли гендиректор редакции «Российской газеты» Павел Негоица и генеральный продюсер радиостанций «Коммерсант FM» и «Вести ФМ» Анатолий Кузичев.
Эта форма взаимодействия позволяет работодателям не просто один раз высказать свое мнение, а влиять напрямую на содержание программ, актуализировать его, подсказывая преподавателям и ученым, чему современное бизнес-сообщество уделяет особое внимание. Ведь это очень динамичная среда, где постоянно появляются новые направления, и людям, оторванным от реального бизнес-процесса, бывает трудно определить, что сейчас является самым важным.
А как работодатели участвуют в создании образовательных программ? Какова схема этого сотрудничества?
Работа над образовательными стандартами и программами Университета состоит из нескольких основных этапов.
На этапе создания программы мы при помощи работодателей можем определить компетенции, которыми должны обладать выпускники. Далее — опять же во взаимодействии — выделяются стадии получения итоговых компетенций, то есть промежуточные компетенции и последовательность, в которой студенты должны ими овладевать. Наконец, на финальном этапе должно пройти совместное обсуждение образовательной программы работодателями и преподавателями.
Какие еще образовательные программы были разработаны при участии работодателей? Сотрудничество с какими компаниями вы можете назвать особенно эффективным?
Как я уже говорила, работодатели принимают участие в разработке не только дополнительных, но и основных образовательных программ.
Например, при участии УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики была подготовлена программа магистратуры «Этнополитические процессы в России и современном мире», прием на которую начнется уже в этом году. С нового учебного года будет открыт прием на программу магистратуры «Исламоведение». Одноименная программа бакалавриата, запущенная в 2015 году, разрабатывалась и реализуется во взаимодействии СПбГУ с Институтом востоковедения РАН, Институтом восточных рукописей, Эрмитажем, Кунсткамерой, а также с рядом мусульманских духовных учреждений России. Уже два года мы реализуем магистерскую программу «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», которая была разработана совместно с компанией «Яндекс».
Отдельно хочу отметить наше тесное сотрудничество с работодателями в области журналистики, рекламы и PR. При участии ведущих экспертов медиасферы был разработан целый ряд образовательных профилей, среди которых «Медиапродюсирование», «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа», «Коммуникативный консалтинг», «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике».
И это, конечно, далеко не все примеры.
Наверное, очень трудно привлечь работодателей к разработке абсолютно всех образовательных программ. Как же оценивается качество остальных программ — тех, в подготовке которых представители рынка труда не были задействованы?
Безусловно, мы стремимся к тому, чтобы как можно больше образовательных программ СПбГУ разрабатывалось при непосредственном участии работодателей. Однако уже сегодня мы имеем все основания для того, чтобы сказать — все программы, в том числе и разработанные Университетом самостоятельно, проходят экспертную оценку представителей работодателей. Мы направляем на внешнюю экспертизу проекты учебно-методических документов, определяющих содержание программ, и учитываем полученное мнение. Мы готовимся к проведению профессионально-общественных аккредитаций наших образовательных программ. Наш проект «Открытое образование» подразумевает участие работодателей в работе не только учебно-методических комиссий, но и всех государственных экзаменационных комиссий. Более того, работодатели будут определять и основную часть тем (носящих прикладной характер) дипломных работ.
Мы уверены, что такое тесное сотрудничество Университета с представителями работодателей обеспечит полное соответствие уровня подготовки выпускников СПбГУ не только их собственным потребностям, но и требованиям рынка труда, что в конечном итоге и является показателем качества нашей работы.