Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 29 апреля рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Междисциплинарность в арабистике и исламоведении» выступил заведующий кафедрой арабской филологии СПбГУ, профессор О. И. Редькин.
Поздравления
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев вручил благодарность президента РФ почетному профессору Университета, академику РАН, профессору кафедры гражданского права СПбГУ, доктору юридических наук Георгию Кирилловичу Толстому — за большой вклад в развитие юриспруденции и конституционного законодательства.
Члены Ученого совета поздравили юбиляра — члена Ученого совета СПбГУ. 23 апреля исполнилось 60 лет заведующему кафедрой истории нового и новейшего времени, профессору СПбГУ Владимиру Николаевичу Барышникову.
Выборы
На заседании Ученого совета 29 апреля рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий: профессора (1) и доцента (3), прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего 165 должностей, из них на должность профессора — 97, доцента — 14, старшего преподавателя — 38, ассистента — 15, заведующего лабораторией — 1), в том числе 42 — на альтернативной основе. На должности трех профессоров и одного доцента претендовали четыре члена Ученого совета СПбГУ, поэтому они не участвовали в голосовании по этому вопросу (Протокол НПР).
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus, а также минимальные требования к руководителю гранта РНФ в каждой отрасли знаний (Выборы НПР).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
Научный доклад
Заведующий кафедрой арабской филологии СПбГУ, профессор О. И. Редькин выступил с научным докладом «Междисциплинарность в арабистике и исламоведении». Представляя докладчика, ректор напомнил, что профессор О. И. Редькин недавно стал лауреатом сразу двух премий СПбГУ — «За научные труды» и «За учебно-методическую работу».
Докладчик предложил понимать междисциплинарность как использование инструментария и методологий различных наук для анализа комплекса разнохарактерных данных, необходимых для создания целостной картины объекта или явления. Исторически междисциплинарность берет начало еще в античности — как один из наиболее эффективных методов исследовательской работы. Важнейшим условием и преимуществом междисциплинарных исследований является возможность тесного сотрудничества представителей различных специальностей, что обеспечивает комплексную оценку объекта и поиск наиболее оптимальных решений проблемы, обмен данными и анализ необходимой информации.
Междисциплинарный характер имели исследования ряда мыслителей средневековья и эпохи Возрождения, эту методику использовали также многие авторы нового и новейшего времени. В XX веке данная методология получила новое развитие, что привело к возникновению новых междисциплинарных дисциплин — психолингвистики, математической лингвистики, физической химии и ряда других. В области арабистики и исламоведения в качестве яркого примера междисциплинарных исследований профессор О. И. Редькин отметил деятельность советско-йеменской комплексной экспедиции, проводившей полевые исследования в конце 1980-х годов в провинции Хадрамаут на юге Йемена (в которой он принимал участие, будучи еще доцентом ЛГУ). Целью экспедиции было всестороннее изучение традиционного общества (то есть его материальной и духовной культуры, социальных структур) в контексте его взаимодействия с окружающей средой, как в синхронии, так и в исторической перспективе. Поэтому в экспедиции участвовали специалисты, представлявшие различные области знания — историки, исламоведы, археологи, этнографы, лингвисты, антропологи, палеоботаники и архитекторы. Совместная работа и учет результатов исследований коллег позволили участникам экспедиции создать не просто максимально полную, а всестороннюю, объемную картину изучаемого объекта, сделать важные открытия и выводы.
А в качестве одного из примеров междисциплинарных исследований в области исламоведения докладчик привел так называемый исламский банкинг. Это одна из форм исламской экономики, а именно финансовая деятельность, проводимая в соответствии с правилами шариата. И значит, комплексное изучение исламского банкинга требует участия не только арабистов и исламоведов, но и историков, экономистов, юристов.
В последние десятилетия все большее внимание уделяется развитию так называемых цифровых технологий в гуманитарных исследованиях — в лингвистике, литературоведении, истории и культурологии. Профессор О. И. Редькин в качестве примера привел проекты, реализуемые на кафедре арабской филологии СПбГУ. В сотрудничестве с математиками и прикладными математиками только за последние десять лет удалось решить комплекс задач, связанных с определением особенностей формализации арабского языка, что послужило основой целой серии разработок. Так, автоматическая обработка большого объема данных на арабском языке позволила сформировать перечень наиболее частотной лексики, что легло в основу электронного арабско-русского и русско-арабского словаря. Были созданы алгоритмы распознавания арабографического текста и подготовлена модель цифрового паспорта арабских рукописей. Кроме того, был осуществлен анализ языка арабских СМИ и сентимент-анализ арабского текста, разработаны методики анализа невербальной информации арабских рукописей и верификация авторства рукописных текстов.
Докладчик подчеркнул, что уникальные возможности для проведения междисциплинарных исследований дает именно классический университет, представляющий собой площадку, объединяющую представителей различных областей знания, которые имеют возможность не просто взаимодействовать, а находить пути решения актуальных научных проблем. Современные классические университеты (например, СПбГУ) являются одновременно и центрами образовательной деятельности, и местом проведения фундаментальных научных исследований. При этом эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от использования результатов научных исследований, проведенных в том же университете. Так, результаты междисциплинарных исследований в области арабистики и исламоведения успешно интегрируются в образовательный процесс Университета. Междисциплинарный характер нередко имеют и лекции, проводимые деятелями культуры, науки и искусства в рамках программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (Презентация).
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета. Эти вопросы не вызвали дискуссий и были решены единогласно путем открытого голосования.