В СПбГУ обсудили новые угрозы глобальной безопасности
В Санкт-Петербургском университете прошла VIII Международная научная конференция «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: предварительные итоги 2018 года».
Проект, реализуемый в СПбГУ с 2013 года, направлен на постоянный мониторинг геополитических процессов на евразийском пространстве. Ежегодно конференция объединяет историков, политологов, религиоведов и специалистов в области защиты информации, чтобы обсудить вызовы и угрозы безопасности. Интерес к данной проблематике демонстрирует не только экспертное сообщество, но и органы исполнительной власти: соорганизатором события выступает правительство Санкт-Петербурга.
«Конференция интересует нас с практической точки зрения. Прежде всего с позиции прогнозов, которые дает научное сообщество, — рассказал заместитель председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов. — Очень хорошо и то, что здесь много студентов. Надеемся, что молодежь с правильными мыслями и миропониманием скоро придет в органы власти, в народное хозяйство и в целом будет работать на благо страны».
Отметил Вячеслав Калганов и ценностную ориентацию конференции. «Важно, что здесь поднимаются вопросы как военно-политического, так и морально-нравственного характера. Мы понимаем, что без победы "за умы" ничего не получится. Оружие — это хорошо, но находится оно в руках человека, который должен любить свою Родину, — и только тогда он победит. Поэтому полезность мероприятия я вижу не только в прогнозах, но и в том, что мы начинаем задумываться, ради чего живем», — подчеркнул политик.
Концепцию дуг нестабильности представил в своем установочном докладе руководитель исследовательского проекта профессор СПбГУ Владимир Колотов. По его мнению, система дуг нестабильности является геополитической стратегией нового типа, суть которой заключается в обеспечении безопасности одних стран за счет уязвимости других. По итогам 2018 года он выделяет десять ее сегментов.
Таким образом, по словам профессора Колотова, управляемая дестабилизация территорий скрыто или явно реализуется от Тихого до Атлантического океана и от Северного Ледовитого до Индийского. «Сегодня мы можем наблюдать жесткую борьбу за изменение баланса сил на всем данном пространстве, проводимую посредством прокси-, гибридных и информационных войн, дестабилизации буферных территорий, введения экономических санкций, а также захвата месторождений и транспортных коридоров», — комментирует эксперт, подчеркивая, что данные явления напрямую угрожают безопасности России. «Для того чтобы противодействовать угрозам, мы должны понимать, в чем непосредственно они состоят», — заключает профессор Колотов.
«Кто владеет Арктикой, тот управляем миром»
Анализ положения дел на арктическом сегменте дуги нестабильности представил депутат Законодательного собрания Петербурга, член Экспертного совета по проблемам Арктики при Совете Федерации Борис Ивченко. В рамках доклада он рассказал о стратегическом значении Арктики для России и о разворачивающемся противостоянии держав в этом регионе. Ввиду того, что наша страна контролирует 45 % площади всей Арктики, эксперт в своем выступлении подробно обосновал необходимость комплексного развития данной территории.
Во-первых, по словам Бориса Ивченко, на карту поставлены колоссальные запасы природных ресурсов: так, по оценкам различных экспертов, в недрах Арктического шельфа хранится более 70 % мировых запасов углеводородов. Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры Арктики позволит увеличить судоходство по Северному морскому пути, который является кратчайшим маршрутом из Европы в Восточную Азию. В перспективе этот коридор станет главной транспортной артерией России: «взрыв» грузооборота ожидается уже в ближайшее десятилетие. В-третьих, перед правительством России стоит задача обеспечить охрану границы вдоль побережья Северного Ледовитого океана, а также защитить арктические ресурсы, порты и объекты нефте- и газодобычи — на земле, под водой и с воздуха. Защита национальных интересов России в Арктике, по мнению Бориса Ивченко, должна обеспечиваться комплексно: за счет консолидации усилий власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе коренных народов.
Ближневосточный сегмент дуги нестабильности
Ряд выступлений был посвящен одному из самых конфликтогенных участков дуги — Ближнему Востоку. Профессор СПбГУ арабист Николай Дьяков напомнил о том, что данный регион был ключевым на маршруте Великого шелкового пути, который начинался в Китае и проходил через Среднюю Азию и Ближний Восток к Средиземному морю. Истоки этого торгово-экономического, информационного и транспортного пространства восходят к IV–III вв. до н. э.
«Примечательно, что современная карта дуг нестабильности повторяет карту цивилизационных контактов между регионами Старого Света — Евразией и Северной Африкой», — отмечает Николай Дьяков, добавляя, что информационно-технологический обмен между народами вдоль Великого шелкового пути находился на высоком уровне. Так, к примеру, Сирия была не только важнейшим терминалом коридора, но и ведущим производственным центром: в Дамаске существовала одна из первых лабораторий шелкопрядения, и вплоть до начала ХХ века отсюда поставлялось высококачественное сырье на западные рынки. Большой вклад в актуализацию данного региона как перекрестка цивилизаций внес известный сирийский археолог, исследователь античного наследия Пальмиры Халид аль-Асад, памяти которого профессор Дьяков и посвятил свое выступление.
Экскурс в историю взаимоотношений внутри арабского мира провел доктор Эль-Ашкар Халед. Он отметил, что до ХХ века большая его часть входила в состав Османской империи и в этот долгий период народы жили относительно мирно. Начало череде конфликтов положили крушение империи и передел границ, организованный таким образом, чтобы между соседями всегда были спорные земли. «Наследство» межвоенного периода, когда Ближний Восток был мандатной территорией, до сих пор становится причиной возникновения региональных разногласий.
Обзор современного состояния Ближнего Востока представил старший преподаватель СПбГУ Александр Матвеев. Он проанализировал современную расстановку сил на сирийском театре военных действий и дал подробный прогноз дальнейшего передела сфер влияния в данном регионе. О евразийских последствиях «арабской весны», а также о влиянии сирийского конфликта на систему межгосударственных отношений рассказал участник из Турции, аспирант СПбГУ Адил Чагры. На примере анализа турецкой внешней политики он продемонстрировал, что, хотя отдельные страны и могут соперничать за сферы влияния в регионе, им жизненно необходимо выстраивать диалог и принимать взвешенные решения, чтобы международные отношения не зашли в окончательный тупик.
Сегмент информационных и кибервойн
Особое место в повестке дня заняло обсуждение аспектов информационного воздействия. Так, доцент СПбГУ Константин Голубев проанализировал дискурсивные практики террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России), представив обзор риторики их печатных органов. Объектом пропаганды, по словам эксперта, данные СМИ избирали попавших в сложные жизненные ситуации представителей рабочего класса, обещая им трудоустройство и достойное положение в обществе.
Доцент СПбГУ Константин Панцерев рассказал о том, как террористические организации вели вербовку сторонников в социальных сетях. В своем докладе он акцентировал внимание на аспектах психологической обработки. В зоне риска, по его словам, как правило, люди с неокрепшим критическим мышлением и подверженные чужому влиянию — подростки и молодежь.
Агентами влияния выступают люди с высшим образованием, обладающие глубоким знанием человеческой психологии. Они хорошо знают родной язык потенциальной жертвы, привлекают ее близкими ценностями и стремятся изолировать от ближайшего окружения.
Доцент СПбГУ Константин Панцерев
Доклад о методах ведения гибридной войны против России представил координатор Аналитической ассоциации ОДКБ профессор Игорь Панарин. Согласно эксперту, к средствам ее ведения относится целый спектр технологий: от терроризма, экстремизма, организации «цветных» революций и ввода санкций до хакерских атак, информационных вбросов через социальные сети и информационно-психологического давления посредством СМИ.
Эксперт в области интернет-коммуникаций Андрей Игольников ключевую проблему информационной безопасности России, а также целого ряда других стран видит в отсутствии цифрового суверенитета, вследствие которого персональные данные пользователей не могут быть полностью защищены, даже несмотря на технологии шифрования.
В конференции также приняли участие глава МИД Приднестровской Молдавской Республики в 2012–2016 годах Нина Шевчук, научный сотрудник Центра Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона Российского института стратегических исследований Роман Лобов, председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин, а также эксперты и обучающиеся СПбГУ, РАНХиГС, БГТУ «Военмех».