Современный университет: от коммерциализации знаний к созданию бизнес-трендов
Как создать гармоничную экосистему власти, бизнеса и вузов и какие существуют форматы взаимодействия между ними, обсудили на секции «Университет как хаб регионального развития и точка роста для бизнеса» Санкт-Петербургского международного форума труда. Участники дискуссионной панели — представители правительства города, коммерческих структур и академического сообщества — рассказали о своем опыте кооперации, а также обменялись мнениями, как можно сделать ее более эффективной.
В современном мире все больше организаций используют преимущества синергетического подхода, когда открытость к партнерству является залогом процветания как всех участников взаимодействия, так и целого региона. Ключевым звеном этой системы являются университеты. Интеллектуальный потенциал учреждений высшего образования при этом используется не только бизнес-средой, но и местным правительством.
Так, в Северной столице успешно реализуется городская инновационная программа «Умный Санкт-Петербург», в проектный офис которой наряду с сотрудниками профильных комитетов входят и представители академического сообщества. Подробно о работе программы рассказал специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов. «Нам было важно предложить альтернативу линейной схеме управления, в которой то, что разработал исполнитель, проверяет один только вышестоящий начальник, а остальные просто ставят согласующие подписи. В рамках новой программы проекты оценивают рабочие группы экспертов в соответствии с определенной методикой», — прокомментировал Анатолий Котов.
40
проектов по восьми приоритетным направлениям развития города уже поступило на рассмотрение в «Умный Петербург».
Долгосрочным опытом взаимодействия бизнеса с академической средой поделился Андрей Безруков, директор по стратегическим коммуникациям компании GS Group, которая с 2008 года развивает в городе Гусеве Калининградской области частный технологический кластер. «На тот момент этот субъект РФ был единственной в стране особой экономической зоной, где, однако, не было людей, способных реализовать подобный проект, — рассказал менеджер. — Отток молодых специалистов из региона довольно высок: все, кто талантлив и амбициозен, переезжают из Гусева в Калининград, оттуда — в Москву, а затем за границу. Поэтому нам хотелось создать там среду самовоспроизводства креативных и высококвалифицированных кадров». По словам Андрея Безрукова, GS Group удалось договориться с руководством крупнейшего местного вуза об учреждении университетского научно-образовательного кампуса на базе кластера.
Также компания разработала несколько десятков проектов сетевого партнерства, в которых задействованы сразу несколько российских университетов, и приняла участие в формировании новых образовательных стандартов в области электроники.
Самое главное в нашей работе — это горизонтальные связи. Взаимодействие неравнодушных людей со стороны вуза и со стороны бизнеса — это ключ к развитию гармоничной экосистемы.
Директор по стратегическим коммуникациям компании GS Group Андрей Безруков
Как выстраивать такое сотрудничество, рассказала научный сотрудник Центра исследования экономической культуры СПбГУ, член Совета молодых ученых Университета Алина Яшина. «Для развития региона важно найти как точки роста, так и болевые точки. Решить эти задачи комплексно позволит создание сетевых команд, которые объединят представителей нескольких вузов, каждый из которых является носителем уникальных ключевых компетенций», — заявила эксперт.
Первый заместитель проректора СПбГУ по научной работе Сергей Гончаров призвал участников круглого стола задуматься о таком аспекте сотрудничества, как конструирование будущего рынка труда. «Когда мы обсуждаем вопросы взаимодействия бизнеса и образования, разговор зачастую переводится в конкретную практическую плоскость. Однако для принятия продуктивных решений порой важно выйти за пределы эмпирических моделей и обратиться к разработке стратегий развития, — считает Сергей Александрович. — Для формирования актуальных компетенций будущего, а также бизнес-проектирования и использования форсайт-технологий нужна мощная аналитическая база университета, работодателя и рынка».
Сегодня американские, европейские и азиатские вузы представляют собой университеты третьего поколения. Это структуры открытого типа, или хабы, где сходятся многомерные коммуникации элитных сетевых ресурсов. СПбГУ также движется к этой модели: мы активно сотрудничаем с рядом крупнейших российских и зарубежных корпораций.
Первый заместитель проректора СПбГУ по научной работе Сергей Гончаров
В этом контексте Сергей Гончаров подчеркнул, что образовательные программы СПбГУ ориентированы на подготовку нового поколения выпускников, которые владеют не только определенным набором умений и навыков (актуальность которых может утратиться с появлением новых профессий), но и гибким мышлением, креативностью, способностью к саморефлексии и переформатированию своей профессиональной траектории.
Поддержал коллегу декан факультета методов и техники управления Академии ЛИМТУ ИТМО Михаил Раяк. Он заметил, что общегуманитарная составляющая важна для любых направлений подготовки: она призвана сформировать в молодом специалисте внутренний стержень, определить систему координат и ценностей. Развивая тему, посвященную значению вуза для региона, эксперт рассказал, что концепцию хаба лучше всего раскрывает понятие «тройной спирали», объединяющей три компонента: знание, деньги и власть. «Если классические университеты древности занимались лишь сохранением и приумножением знания, а вузы второго поколения эти знания сегодня коммерциализируют, то университет 3.0 уже способен указывать векторы деятельности для предпринимательства и производства, а также прогнозировать тенденции развития рынка», — говорит Михаил Раяк
Послезавтрашним днем станет университет 4.0, который в какой-то степени станет подменять промышленность, создавая виртуальные цифровые фабрики.
Декан факультета методов и техники управления Академии ЛИМТУ ИТМО Михаил Раяк
Не теряет актуальности такой аспект сотрудничества между вузами и работодателями, как исследовательские проекты. Об этом напомнила доцент факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Екатерина Панова. Ее студенты совместно с коллегами из Университета прикладных исследований труда при Федеральном агентстве занятости Германии сейчас проводят серию экспертных интервью с сотрудниками служб занятости населения обеих стран. «Данный проект, во-первых, позволяет студентам приобрести практические навыки и реальные знания о будущем работодателе, а во-вторых, предоставляет службам занятости населения экспертные заключения с указанием на проблемные зоны», — сообщила Екатерина Панова.
Отправной точкой взаимодействия с внешними партнерами является создание в вузе качественной инфраструктуры и развитие интеллектуальной среды, уверен организатор секции, председатель Совета молодых ученых и доцент СПбГУ Александр Крылатов. «Наш университет обе эти позиции закрывает. В СПбГУ есть конкурс стартапов, налажена система подготовки ВКР в виде реальных проектов, которые выполняются по темам, предложенным работодателями, запускается бизнес-инкубатор, где студенческие группы, имеющие готовые разработки, могут попробовать организовать свой бизнес, а также созданы условия для открытия при Университете малых инновационных предприятий. Для молодого ученого, которому здесь еще работать и расти, это очень позитивные тенденции», — рассказал эксперт. Еще одним важным компонентом этой системы, по мнению членов Совета молодых ученых СПбГУ, мог бы стать венчурный фонд: наукоемкие решения в полную силу заработают только после возникновения такого инструмента, считает Александр Крылатов.