Влияние цифровизации на стратегию управления персоналом в российских компаниях обсудили на Форуме труда
«Взаимосвязь практики цифровизации и стратегии управления человеческими ресурсами в российских компаниях»: доклад о результатах масштабного исследования представила на V Санкт-Петербургском международном форуме труда заведующая кафедрой организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета Елена Завьялова.
Выступление состоялось на дискуссионной площадке «Формирование высокотехнологичного HRM». Доклад представляет результаты исследования, проводимого коллективом кафедры на протяжении двух лет (начиная с 2019 года).
Авторы исследования изучили практики 449 компаний (150 малых, 157 средних и 142 крупных предприятия). Они представляют разные сектора экономики — финансово-инвестиционную, производственную сферу, область торговли и услуг. Географический охват — Москва, Петербург, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Уфа.
Анкетирование проводилось по разным группам вопросов: об организации управления человеческими ресурсами, традиционных практиках и современных программах управления талантами, особенностях цифровизации.
Выяснилось, что только в 16 % компаний на момент опроса шла активная цифровая трансформация процессов управления, но в 22 % она не происходила вовсе. Если говорить конкретно о цифровизации управления HR, то она находится «в активной фазе» лишь у 12 % предприятий, тогда как 33 % исследованных компаний совсем не были озабочены этим вопросом. И это накануне локдауна, пройти который без цифровых технологий не представлялось возможным.
Отвечая на вопросы во время выступления, Елена Завьялова отметила, что, по наблюдениям исследователей, более других вовлечены в цифровизацию и одновременно ориентированы на развитие человеческого капитала сфера услуг и интеллектуально емкие предприятия.
Интересно, что наиболее «оцифрованным» направлением работы компаний оказался документооборот — он переведен в электронный вид в 32 % компаний (только 12 % остались полностью верны бумаге). Лишь на 18 % цифровизация охватила поиск и подбор персонала и компенсации, и 12 % компаний используют цифровой инструментарий в обучении и развитии.
Вывод: в кризис пришлось входить не готовыми к работе в новой цифровой экономике. И, более того, профессор Завьялова поясняет: «Мы попытались посмотреть на полученные данные с точки зрения Гарвардской модели, которая предполагает, что особенности управления человеческими ресурсами связаны с интересами нескольких групп стейкхолдеров — это владельцы, клиенты и персонал. По результатам исследования, в 52 % компаний отметили важность достижения бизнес-результатов, в 51 % обозначили своей главной целью удовлетворение потребности клиентов, 42 % видят своей целью обретение имиджа социально ответственной компании, и только 40 % — формирование человеческого капитала. При этом на 8 % предприятий признались, что для них это направление вообще не является приоритетом».
Каковы результаты внедрения цифровых HR-технологий? В 18 % случаев в компаниях отметили, что они способствуют повышению вовлеченности персонала, в 23 % заявили, что они способствуют достижению целей HR-службы, в 33 % — целей компании в общем.
Показательно, что еще несколько лет назад цифровизация сама по себе была смыслом изменений, а сейчас она — инструмент для решения определенных задач.
Заведующая кафедрой организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета Елена Завьялова
И тем не менее выводы исследования далеки от радужных. Во-первых, приходится констатировать, что формирование человеческого капитала не является в российских компаниях приоритетом управленческой деятельности: как в выборе традиционных практик, так и в особенностях их цифровизации. Во-вторых, основными целевыми ориентирами остаются бизнес-цели компании и интересы клиентов — вместе с тем интересы собственных сотрудников таковыми являются в меньшей степени. Несмотря на то, что 40 % компаний ответили, что их целью является формирование человеческого капитала, их намерения не реализуются в выбранных практиках управления персоналом, в том числе цифровизованных. В качестве возможных последствий такой ситуации можно назвать оппортунистическое поведение сотрудников и недостаточно эффективное использование их потенциала.
V Санкт-Петербургский международный форум труда впервые проходит сразу в двух российских столицах и в смешанном формате с 19 по 23 апреля 2021 года. Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.