Ведущие солисты Петербурга дали концерт в честь дня рождения СПбГУ
В Актовом зале здания Двенадцати коллегий Санкт‑Петербургского университета состоялся вечер камерной музыки VER UNIVERSITAS, посвященный дню рождения СПбГУ.
Перед слушателями выступили обладатели высших наград международных музыкальных конкурсов: руководитель образовательной программы «Академическое пение», доцент СПбГУ Галина Жукова, солистка Мариинского театра, старший преподаватель СПбГУ Цветана Омельчук и преподаватель СПбГК имени Н. А. Римского‑Корсакова Марианна Васильева.
Название программы концерта VER UNIVERSITAS, в переводе означающее «весенний университет», было выбрано не случайно. Латынь — «язык науки, универсальный язык», а в списке творческих достижений каждой из участниц программы значится победа в конкурсе, в названии которого есть слово «весна»: «Пражская весна» у Марианны Васильевой, бельгийская Primavera Pianistica у Галины Жуковой и петербургская «Весна романса» у Цветаны Омельчук.
Первые совместные выступления Галины Жуковой и Марианны Васильевой состоялись в мае 2025 года на фестивале «Звезды над Донбассом». Помимо творческой и педагогической деятельности, музыканты регулярно участвуют в общественных и гуманитарных проектах, направленных на помощь жителям новых регионов и участникам СВО. Солистка Мариинского театра и приглашенная солистка Большого театра Цветана Омельчук преподает в СПбГУ с 2020 года по рекомендации художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра, председателя совета образовательной программы «Академическое пение» СПбГУ народной артистки РФ Ларисы Гергиевой.
«Вести концерт, одновременно выступая в роли солиста, оперного концертмейстера и камерного ансамблиста – новый для меня опыт, сыграть стандартный сольный концерт гораздо легче. Но такой «живой» формат нравится публике. Удачным решением было использовать силу синтеза искусств и выбрали картину Сандро Боттичелли La Primavera в качестве визуального сопровождения. Она имеет свой ритм, очень многоаспектна и настраивает аудиторию на нужное восприятие», — отметила Галина Жукова.
Объединяющим звеном программы стала музыка Сергея Рахманинова. Концерт открылся фортепианной транскрипцией романса «Весенние воды», также прозвучал его этюд‑картина ми‑бемоль минор, соч. 39 и зажигательный венгерский танец для скрипки и фортепиано. Цветана Омельчук представила свой коронный оперный репертуар: каватину Изабеллы из оперы Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире», Цыганскую песню из оперы Жоржа Бизе «Кармен» и Первую песнь Лауры из оперы «Каменный гость» Александра Даргомыжского. Исполнение сонаты для фортепиано и скрипки Бетховена, посвященной французскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, заслужило бурные аплодисменты зрителей.
Вечер камерной музыки завершился фрагментом оперы Жюля Массне «Таис» в переложении для скрипки и фортепиано, которое солистки посвятили памяти знаменитого универсанта, первого мэра Санкт‑Петербурга Анатолия Собчака.
«В XXI веке Санкт‑Петербургский университет — центр культурной политики и культурной дипломатии мирового значения, а именно эта сфера сегодня крайне важна. Поэтому в программе мы постарались выстроить некоторые параллели не только с историей Университета, но и с событиями дня сегодняшнего, почтить память Анатолия Александровича музыкальным приношением. Он ценил в людях интеллект, обладал уникальным ораторским даром и умением объединять людей разных взглядов ради общей цели. Поэтому в его честь прозвучало "Размышление" Жюля Массне — как символ диалога культур», — подчеркнула Галина Константиновна.
СПбГУ вписал немало блестящих страниц в летопись отечественной культуры. Основатель первой в России консерватории Антон Рубинштейн участвовал в концертах в качестве пианиста, здесь же он впервые выступил как дирижер. Именно на сцене Петербургского университета состоялся дебют Милия Балакирева, который вместе с университетским оркестром исполнил первую часть своего фортепианного концерта. С историей Актового зала Двенадцати коллегий также связаны имена Александра Даргомыжского, Полины Виардо, Анджолины Бозио, Энрико Тамберлика, Генрика Венявского и многих других.