В СПбГУ рассказали об особенностях ведения бизнеса в Японии

В Санкт-Петербургском университете прошло очередное мероприятие форума «Мицуи», в рамках которого директор одноименного торгового дома госпожа Идзуми Кобаяси выступила перед универсантами с лекцией «Япония, что за удивительный мир?», а также состоялась официальная встреча представителей СПбГУ с делегацией компании.

В начале ноября этого года премьер-министр Японии Синдзо Абэ вручил ректору СПбГУ Н. М. Кропачеву одну из высших наград страны — орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда. Получение столь высокой награды во многом состоялось благодаря поддержке японских компаний — партнеров Университета, одной из которых является компания «Мицуи».

«Мицуи» (Mitsui & Co., Ltd.) — старейший торговый дом в Японии, история которого начинается еще в XVII веке. Сегодня компания владеет глобальной сетью в 66 странах мира, 154 офисами, филиалами и торговыми представительствами за рубежом, 463 дочерними и аффилированными компаниями и штатом в более чем 40 тысяч сотрудников. История «Мицуи» в России началась в 1967 году. Сотрудничество Mitsui & Co., Ltd. и Санкт-Петербургского государственного университета началось в августе 2008 года, а в 2009 году был подписан меморандум о взаимопонимании.

Сотрудничество Санкт-Петербургского государственного университета и старейшего торгового дома Японии продолжается уже более семи лет, в течение которых были организованы многочисленные лекции японских специалистов при поддержке компании Mitsui & Co., Ltd. В рамках форума «Мицуи» дважды в год в СПбГУ с лекциями выступают представители японского бизнеса, экономики и культуры, чтобы студенты СПбГУ лучше узнавали Японию. Также в июле 2016 года была достигнута договоренность об организации в рамках гранта компании «Мицуи» цикла лекций преподавателей ведущих вузов Японии в Университете. Первые визиты запланированы на апрель будущего года. «Благодаря подобным мероприятиям у наших студентов есть возможность не только больше узнать о Японии, но и найти общие черты двух культур», — отметила во время встречи первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Екатерина Геннадьевна Бабелюк.

Представители СПбГУ и компании «Мицуи» сошлись во мнении о необходимости расширения уже существующего сотрудничества. Е. Г. Бабелюк проинформировала японских коллег о том, что в настоящее время в Университете значительно увеличилось число образовательных программ с японским компонентом — «Международные отношения», «Политология» и «Туризм», а с 2017 года — «Экономика» и «Менеджмент». «В последнее время ведущие японские компании стремятся привлекать как можно больше специалистов из-за рубежа. Безусловно, в таком случае важно, чтобы претендент-иностранец не только владел японским языком, но также знал особенности культуры и ведения бизнеса в Японии», — подчеркнула генеральный директор Mitsui & Co., Ltd. г-жа Идзуми Кобаяси.

Как подчеркнула Екатерина Геннадьевна, благодаря тому, что СПбГУ имеет право создавать программы по собственным образовательным стандартам, существует возможность запуска образовательных программ под конкретные бизнес-интересы.

Ресурсы Университета позволяют создавать образовательные программы, которые полностью удовлетворяют запросы конкретной организации. В частности, зная, что ваша компания занимается нефтегазовыми разработками, мы можем разработать соответствующую программу с изучением японского языка.

Проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Е. Г. Бабелюк

К тому же по окончании обучения у представителей компании будет возможность лично проверить, насколько хорошо подготовлены будущие специалисты, приняв участие в работе аттестационной комиссии. Напомним, что с 2016 года в Университете государственные экзаменационные комиссии формируются целиком из представителей работодателей — для проведения независимой оценки качества выпускников. Интерес у представителей компании «Мицуи» вызвала и возможность представлять собственные проекты в рамках ежегодных «Дней карьеры» СПбГУ.

Лекция г-жи Кобаяси была посвящена тонкостям корпоративного климата в Японии. Строгое следование правилам, соблюдение иерархии и нулевые финансовые риски — основные особенности всех предприятий Страны восходящего солнца. По словам Идзуми Кобаяси, наилучшим образом выразить принципы работы любой компании в Японии может известная многим чайная церемония. «Кажущийся на первый взгляд формализм церемонии на самом деле есть отшлифованные многолетним опытом движения, цель которых — без лишней суеты приготовить по-настоящему вкусный чай», — поделилась г-жа Идзуми Кобаяси. Рациональность и порядок, уважительность и искренность, по мнению г-жи Кобаяси, — причины, благодаря которым японцы считаются надежными деловыми партнерами.