Ученые СПбГУ: снизить риск вторичных отказов может обязательное сопровождение приемных семей
Социологи и психологи Санкт-Петербургского университета исследовали проблему вторичных отказов от детей приемными семьями и предложили свои методы профилактики подобных случаев.
По заключению ученых, снизить риск вторичных отказов может обязательное сопровождение приемных семей: закрепление за каждой семьей конкретного специалиста, контакты с родителями на регулярной основе для оперативного решения возникающих проблем, ведение электронной базы с информацией о семьях и регулярный мониторинг результатов.
Научная работа была опубликована в журнале «Социологические исследования».
Исследование проводили кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии молодежи и молодежной политики, доцент Ольга Безрукова и кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы Валентина Самойлова. Ученые опросили 67 человек: приемных родителей и детей из приемных семей, сотрудников центров помощи семье и социальных общественных организаций, а также экспертов приемной Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Пообщавшись с респондентами, ученые пришли к выводу, что во многом причиной вторичных отказов от ребенка является сама система организации устройства детей в приемные семьи. Исследователи выявили несколько групп проблем, которые негативно сказываются на практике: правовые, организационные, информационные, кадровые и профессионально-культурные. По мнению ученых, иногда принципы подбора семьи для ребенка неочевидны, а ресурсов для качественной правовой и психологической поддержки приемных детей и родителей зачастую не хватает.
Ключевым способом решения сложившихся проблем ученые видят внедрение обязательного сопровождения семьи на всех этапах, начиная с того момента, когда родители еще только выразили желание взять приемного ребенка.
Необходимо создать модель, основанную на принципах обязательного сопровождения замещающей семьи, установления договорных отношений и принятия взаимных обязательств, в том числе обязанности родителей регулярно взаимодействовать со специалистами. Внедрение этих принципов в практику сопровождения замещающих семей позволило бы отслеживать семейную динамику, своевременно помогать в разрешении конфликтов, адекватно реагировать на формирующиеся потребности детей и родителей.
Один из авторов исследования, доцент СПбГУ Ольга Безрукова
По мнению ученых, для наиболее качественного взаимодействия за каждой семьей должен быть закреплен конкретный специалист, курирующий ее. Кроме того, ученые считают необходимым регулярно мониторить ситуацию в приемных семьях и собирать обратную связь как от родителей, так и от детей.
Информацию о семье исследователи предлагают обобщать и хранить в электронной базе данных: это позволило бы следить как за положительными тенденциями, так и своевременно выявлять тревожные звоночки, а значит, в нужный момент оказывать необходимую поддержку.
«Существенным для сопровождения замещающих семей выступает создание электронных баз данных приемных семей для отражения истории каждой замещающей семьи и траектории "движения" приемного ребенка», — поясняет Ольга Безрукова.
Также важной ученым видится и информационная работа с населением. Зачастую родители не знают, как и где получить необходимую информацию о воспитании приемного ребенка, решении конфликтных ситуаций, получении психологической, медицинской или материальной помощи.
«Результаты исследования показали, что замещающая семья нуждается в мотивирующей и безбарьерной организации сопровождения на всех этапах приемного родительства. Системный подход в решении проблем семьи могла бы обеспечить команда психологов, социальных работников, социальных педагогов, юристов, врачей и самих родителей. Оптимизация работы с замещающей семьей требует конструктивного межведомственного взаимодействия специалистов разных ведомств, служб и организаций, которое в настоящее время характеризуется фрагментарностью, непоследовательностью, рассогласованностью целей и ценностей», — заключают ученые.