Таксисты, репетиторы, курьеры и психологи: на ПМЮФ обсудили права граждан, которые используют онлайн‑платформы для работы
Эксперты Санкт‑Петербургского университета приняли участие в дискуссии в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) о проблемах правового регулирования труда граждан, которые осуществляют работу с помощью цифровых платформ.
Платформенная занятость — это новая гибкая форма профессиональной деятельности, при которой специалисты используют онлайн‑платформы, приложения или агрегаторы для поиска клиентов, взаимодействия с ними и продажи товаров и услуг. К этой форме занятности можно отнести, например, деятельность таксистов, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров через онлайн‑агрегаторы, репетиторов, использующих платформы занятности в интернете для размещения информации о своей работе и поиске учеников, доставщиков еды и т. д.
На сегодняшний день в России не сформировано базовое законодательство по платформенной занятности, в парламенте продолжается дискуссия о содержании этого закона.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин
Модератор встречи, профессор СПбГУ Нелли Дивеева (кафедра трудового и социального права), открывая работу секции, подчеркнула значимость разработки закона о платформенной занятости. Именно он должен закрепить права и обязанности граждан, которые представляют свои услуги и товары на цифровых платформах, и установить для таких работников социальные гарантии. Участники дискуссии обратили внимание, что в развитии платформенной занятности в России заинтересованы и государство, и бизнес, и непосредственно те граждане, которые работают на онлайн‑платформах.
Госкомпании с начала года закупили у самозанятых товаров и услуг на 4,5 млрд рублей
«Сегодня нет возможности оставлять этот вид деятельности вне поля правового регулирования, как он фактически существует в данный момент. Но необходимо выбрать оптимальные правовые средства для того, чтобы вопрос был урегулирован надлежащим социально‑экономической ситуации образом. Необходимо определить законные рамки для деятельности платформ и тех, кто на них трудится», — подчеркнула профессор СПбГУ.
По мнению эксперта, контрольно‑надзорные государственные органы должны оказать содействие с точки зрения особенностей платформ, которые необходимо утвердить законодательно.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ Владислав Архипов в ходе дискуссии отметил, что платформы занятности в технической составляющей представляют собой информационные системы, что несет за собой достаточно много последствий, в том числе юридического характера.
«Для всех проблем, которые относятся к цифровому праву, характерно огромное количество пересечений. Раньше, когда говорили о проблемах так называемого интернет‑права, говорили о проблемах юрисдикции, идентификации пользователей, проблемах ответственности информационных посредников. Это актуально и для цифровых платформ, но в дополнение к этому мы сейчас находимся в условиях экономики данных. Платформы оперируют большим объемом персональных данных и используют системы искусственного интеллекта», — рассказал эксперт.
В декабре 2023 года в России был принят Федеральный закон 565‑ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Его принятие было обусловлено тем, что по сравнению с действующим законом рынок труда претерпел значительные изменения. В частности, изменения касаются появления новых форматов занятности населения, таких как самозанятость и платформенная занятость. В настоящий момент разрабатывается отдельный закон о деятельности платформ занятости.