Студенты СПбГУ обучат иностранцев русскому языку, не используя их родной язык
Участники конкурса «Start-up СПбГУ — 2020» — команда Speechkah — разработали курс, который позволит изучать русский язык без языка-посредника. Проект направлен на иностранных абитуриентов и студентов российских вузов, а также тех, кто планирует переехать в Россию.
Сейчас существует немало онлайн-курсов по русскому, однако большинство из них объединяет одна особенность — использование языка-посредника, на котором объясняется материал. Эту роль чаще всего выполняет английский, делающий обучение доступным только для тех, кто им владеет. Однако для людей, которые не говорят по-английски, освоение русского становится сложной задачей. На решение этой проблемы и нацелен проект ребят.
Наш курс не предполагает использования дополнительного языка — обучение происходит полностью на русском. Курс строится по принципу снежного кома: каждая новая тема раскрывается с помощью материала, который давался на предыдущих уроках. И если человек как следует их прошел, он с легкостью поймет, о чем идет речь на следующем занятии.
Капитан команды, студентка СПбГУ Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий
Подобные системы упражнений уже применяют в преподавании русского языка, однако не повсеместно. Тем не менее есть исследования, доказывающие, что отсутствие языка-посредника на начальном этапе освоения языка увеличивает эффективность процесса в полтора-два раза.
Занятия, которые разрабатывают конкурсанты, проходят в форме видеоуроков длительностью от одной до трех минут, посвященных лексике, правилам грамматики и произношения. Чтобы ученикам было понятно значение нового слова или выражения, которое произносит преподаватель, на экране появляется картинка с изображением соответствующего предмета или ситуации и подпись к ней.
Чтобы эффективно учить язык по нашей системе упражнений, человеку нужно уделять этому всего 15 минут в день, которые необходимы для прохождения одного занятия.
Капитан команды, студентка СПбГУ Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий
«Каждое из них предполагает просмотр нескольких видео, содержащих максимальное количество информации, которую можно запомнить за один день. Главное, чтобы ученик полностью концентрировался на процессе и занимался регулярно», — пояснила Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий.
Студенты завершили работу над курсом Survival Russian, состоящим из 15 занятий, которые помогут иностранцам в языковом смысле «выжить» в нашей стране: спросить дорогу куда-либо, узнать цену в магазине или сделать заказ в кафе. Стоимость доступа к пакету сравнима с ценой двух-трех частных уроков. Курс уже нашел своих первых клиентов, которые остались довольны результатом.
Сейчас команда создает тематические мини-курсы и составляет курс A1, который будет включать около 60–65 занятий. Параллельно студенты работают над маркетингом продукта. Они договорились о сотрудничестве с несколькими блогерами, рассказывающими иностранцам о русском языке. Другой канал продвижения, который собираются использовать участники, — реклама в социальных сетях. В финале студенты поделятся промежуточными итогами развития проекта.
Конкурс «Start-up СПбГУ» проходит в Университете уже в пятый раз. Команды, представившие самые наукоемкие и коммерчески перспективные бизнес-модели, получат денежные призы от эндаумент-фонда СПбГУ. Первое место принесет 300 000 рублей, второе — 200 000 рублей, а третье — 100 000 рублей. Кроме того, двум победившим командам могут предложить создать совместно с Университетом малые инновационные предприятия. Гранты на их развитие составят 1 000 000 и 700 000 рублей. Подробную информацию о конкурсе «Start-up СПбГУ — 2020» можно узнать на сайте эндаумент-фонда СПбГУ.
Команда состоит из четырех человек. Арсений Грехов («Востоковедение») занимается преподаванием и участвует в создании видеоуроков; Алексей Фефелов («Математическое обеспечение и администрирование информационных систем») выполняет задачи, связанные с программированием; Анастасия Хоменко («Менеджмент») отвечает за маркетинг проекта; Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий («Востоковедение») координирует работу в группе, является автором курса и преподавателем. Научный руководитель проекта — ассистент кафедры Юго-Восточной Азии кандидат филологических наук Сергей Клименко.