Социологи СПбГУ: 9 мая петербуржцы, как правило, смотрят фильмы о войне и празднуют в кругу семьи
Ученые-социологи Санкт-Петербургского университета провели опрос и узнали, каковы семейные традиции празднования Дня Победы в петербургских семьях и как горожане оценивают патриотическое воспитание молодежи.
9 мая в России и многих странах СНГ отметили 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. К торжествам присоединились люди по всему миру: акция «Бессмертный полк» охватила десятки городов Северной и Южной Америки, Европы и Азии. В этом году праздник впервые официально отметили и в Израиле.
В телефонном опросе 7–8 мая приняли участие тысяча жителей Петербурга. Исследование было проведено на базе центра социологических и интернет-исследований СПбГУ.
В Петербурге в День Победы состоялся целый ряд торжественно-траурных мероприятий. В городе, пережившем блокаду, чествовали поколение победителей, представители которого есть в большинстве семей (по данным опроса — 87 %). Так, социологи СПбГУ выяснили, что в 36 % семей были или есть фронтовики, еще в 10 % — блокадники. О том, что в их роду есть и те и другие, рассказали 41 % респондентов.
Память о героях петербуржцы хранят с помощью семейных традиций. 9 мая большинство жителей города смотрят фильмы о войне и надевают георгиевские ленточки (по 66 %). Многие отмечают праздник с друзьями и родственниками (53 %), ходят на парад и/или салют (52 %). Почти половина респондентов поздравляет ветеранов (47 %) и посещает могилы родственников (43 %). Об отсутствии каких-либо традиций, связанных с Днем Победы, заявили лишь 6 % горожан.
Парад на Дворцовой площади планировали посетить около 15 % респондентов, принять участие в акции «Бессмертный полк» — 16,2 % (еще 7,6 % на момент опроса не определились). Отметим, по оценкам администрации Петербурга, в результате участниками акции стали около одного миллиона человек (примерно 20 % горожан).
Традиции проведения этого праздника в семье и в городе влияют в первую очередь на молодое поколение.
Каждый пятый петербуржец (22 %) считает, что сегодня патриотическое воспитание молодежи находится на высоком уровне, 43 % оценивают его как среднее, а 28 % — как «низкое» и «очень низкое». Вместе с тем более половины респондентов (53 %) уверены, что молодежь и подростки понимают значение Дня Победы для нашей страны, причем такое мнение высказывают преимущественно люди старшего возраста.
Главными источниками информации о Великой Отечественной войне для детей и подростков, по мнению опрошенных, являются семья (64 %) и школа (56 %). Также петербуржцы назвали Интернет и социальные сети (35 %), фильмы о войне (34 %) и СМИ, в том числе телевидение (29 %).
Интересно, что качество и историческую достоверность современных фильмов о войне петербуржцы считают «средним» (38 %) и «скорее высоким» (23 %). К примеру, на фильм «Собибор», который сейчас идет в кинотеатрах, собираются пойти 44 % респондентов, а 2 % уже успели посмотреть его в первые дни проката.