Ректор СПбГУ выступил в Москве на Общем собрании РАН

Александр Михайлович Сергеев — президент Российской академии наук. — Примеч. ред.
Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемые коллеги!
Я благодарю Вас за приглашение выступить на Общем собрании и возможность поделиться некоторым опытом Санкт-Петербургского университета по организации сотрудничества с Академией наук. Хотя, конечно, как мы и договаривались с президентом Академии, я остановлюсь не только на этом.
Сотрудничество Университета и Академии наук было предопределено в январе 1724 года указом Петра Первого, создавшим в Петербурге Академию наук, Университет и Академическую гимназию при нем. С тех пор, в зависимости от исторического контекста, это взаимодействие развивается, опираясь не только на объединяющий нас интерес к науке, но и на те инструменты сотрудничества, которые мы с вами вместе создаем.

Конечно, то, что делается сегодня для развития взаимодействия Университета с внешним миром, не ограничивается только Академией. Мы в принципе стремимся быть открытыми и создавать наиболее благоприятные условия для работы ученых, к какой бы организации они не относились.
Для этого в Университете с 2012 года проводятся открытые (подчеркиваю, с допуском к участию всех желающих, независимо от того, в какой организации они работают) конкурсы на финансирование научных исследований или, например, на создание новых научных лабораторий под руководством ведущих ученых (университетский аналог мегагрантов). Среди победителей таких конкурсов, создавших свои лаборатории в Университете, есть ведущие ученые Академии:
- Валентин Анаников (Институт органической химии)
- Татьяна Тенникова (Институт высокомолекулярных соединений)
- Павел Мусиенко (Институт физиологии)
Приоткрою небольшой секрет: среди победителей очередного открытого университетского конкурса, результаты которого официально будут объявлены только в понедельник, также есть представитель Академии наук. При конкуренции десять человек на место.
Все заявки на получение университетского финансирования проходят внешнюю экспертизу, в которой, кстати, принимают участие и сотрудники Академии. Так, в экспертизе в упомянутом мною конкурсе приняли участие 65 сотрудников Академии наук.
Особо хочу остановиться на другом примере открытых конкурсов — конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников. Победа в этом конкурсе открывает ученым доступ к университетским ресурсам и приводит к заключению индивидуального трудового договора. Отмечу две особенности. Первая: с ведущими учеными мы заключаем бессрочные трудовые договоры. Среди присутствующих в зале членов Академии есть те, у кого такой бессрочный контракт с Университетом уже заключен. И вторая: при необходимости условием конкурса является возможность предоставления служебной квартиры. Конечно, договор найма квартиры в этом случае жестко привязан к трудовому договору и повышенным требованиям к работнику. Кстати, создание фонда служебного жилья в Университете происходило отнюдь не за счет нового строительства. Освободив университетские помещения от почти полутора тысяч незаконно в них проживающих, мы смогли выделить целое здание для создания фонда из 150 служебных квартир.
Доступ к университетским ресурсам — важнейший инструмент нашего сотрудничества. Университет сегодня располагает крупнейшим Научным парком — центром коллективного пользования, доступ к оборудованию которого через электронную систему заявок может получить любой ученый в порядке живой очереди. Понимая, что исследовательское оборудование морально устаревает всего за несколько лет, мы создали систему, при которой оно может работать практически круглосуточно. В прошедшем году более половины пользователей Научного парка — ученые из других организаций. Всего более 1300 внешних (не работающих в Университете) пользователей. Из них более 100 институтов Академии наук.
Академия наук в целом — крупнейший внешний пользователь ресурсов университетского Научного парка.
Конечно, и тут не обошлось без внутреннего напряжения. Ведь большинство из нас за долгие годы привыкло к тому, что надо иметь оборудование в личном распоряжении, даже если стоимость его покупки — сотни миллионов рублей, а стоимость владения — миллионы рублей в год. И только прозрачная и понятная система, устанавливающая справедливые правила доступа и использования оборудования Научного парка, убедила наших ученых в правильности этого подхода.
Такая система в том числе стала возможна благодаря начатой с 2010 года политике освобождения научно-педагогических работников и руководителей коллективов факультетов и институтов, лабораторий от необходимости тратить свое время на административно-хозяйственные вопросы. И теперь вопросами организации ремонтов, проведения тендеров, бухгалтерской и кадровой работой занимаются профессионально подготовленные административные работники, а деканы, заведующие кафедрами, лабораториями и ученые могут полноценно сосредоточиться на академической деятельности.
Для создания комфортных условий для работы ученых Университет обеспечивает доступ к большинству электронных информационных ресурсов и является обладателем крупнейшей в России (по мнению ведущих провайдеров) подписки. Да и по объему классических бумажных изданий мы имеем одну из двух крупнейших вузовских библиотек в стране — более 7 млн томов. И за последние годы этот объем тоже вырос более чем на 1 млн томов. И только 100 тыс из них куплены вновь, а остальное — ранее утраченные книги, которые удалось вернуть в Университет.
Книги — далеко не единственное имущество, которое было утрачено Университетом в сложные 1990-е — 2000-е годы. Несколько земельных участков, целые здания, исследовательское оборудование — всё это использовалось не по назначению, уж точно не в интересах ученых Университета. Некачественный бухгалтерский учет приводил к переплате сотен миллионов рублей налогов, которые могли бы использоваться на заработную плату ученым. Только после того, как основные проблемы были решены, а имущество на общую сумму свыше 2,5 млрд рублей возвращено в казну, у Университета появилась возможность претендовать на рост финансирования основной деятельности и демонстрировать позитивную динамику своей эффективности.
Естественно, что активное сотрудничество с ведущими учеными (в том числе учеными Академии наук), обеспечение им доступа к материально-технической инфраструктуре и информационным ресурсам приводят к росту пусть и спорных, но активно применяемых наукометрических показателей и к формированию интеллектуальной собственности Университета. Так, количество публикаций в журналах Nature Publishing Group и Science выросло с 0 в 2009 году до 47 в 2017.
Самые успешные ученые Университета имеют право самостоятельно без участия администраторов и ученых советов проводить конкурсный отбор постдоков. Система постдоков, обязательным условием которой является привлечение постдока со стороны, работает в Университете с 2011 года. За это время через эту программу прошло около 500 человек, часть из которых осталась впоследствии работать в Университете. За последние годы в Университет приехали более 300 ученых из-за рубежа. Наш опыт показывает, что результативность работы таких сотрудников существенно (иногда в разы) выше, чем основной массы коллектива.
Мы активно сотрудничаем с Академией в рамках масштабных исследовательских проектов. Только в области генетики и биомедицины нашими партнерами являются более 20 исследовательских институтов Академии.
С другой стороны, мы заинтересованы в мощном экспертном потенциале на каждом уровне работы. В Советах образовательных программ Университета принимают участие сотрудники 65 научных институтов Академии. Советы программ наделены в Университете серьезными полномочиями: от формирования учебного плана и требований к поступающим до принятия кадровых решений.
В государственных аттестационных комиссиях работают более 200 сотрудников РАН. Мы стремимся к тому, чтобы работа ГАК была максимально независимой, поэтому доля внешних членов ГАК иногда достигает 100 %. Это, конечно, вызывает споры и обсуждения, но мы не боимся экспериментировать.
Приведу еще один пример из университетской жизни. Любой жизненно важный приказ в Университете (даже после проведения общественного обсуждения) заканчивается фразой: «Предложения по изменению приказа направлять по такому-то адресу электронной почты». Это один из тех инструментов, который помогает нам развиваться и двигаться вперед. И закончу свое выступление именно этим: мы открыты к сотрудничеству, готовы формулировать свои предложения и ждем ваших!