Ректор СПбГУ Николай Кропачев — о том, почему российские вузы не стали частью единого европейского образовательного пространства и как построить национальную систему высшего образования
![](/sites/default/files/styles/image1250/public/kropachev_rektor.jpg?itok=b8HI5EP4)
Дискуссии последнего времени показывают, что абитуриентов, студентов, их родителей, выпускников интересует решение так называемого болонского вопроса.
Одна из основных провозглашенных целей Болонского процесса — создание единого европейского образовательного пространства. Если этот тезис экстраполировать на все государственные вузы РФ (а их более 700), то значительная часть из них так и не стала и, наверное, по объективным причинам не могла стать полноправными участниками этой общей образовательной среды.
Что предполагает «единство»? Единство — это прежде всего равенство возможностей обучающихся вне зависимости от вуза (его размера, местонахождения, специализации и т. д.). Что можно констатировать сегодня? Неравенство ресурсов: кадровых, инфраструктурных, информационных и других. Как следствие — зачастую совершенно разный уровень подготовки выпускников, их образовательных результатов, несоответствие этих результатов как установленным требованиям, так и ожиданиям рынка труда, ожиданиям социума, зачастую — ожиданиям самих выпускников.
Казалось бы, проблема главным образом сводится к тому, сколько лет студент будет осваивать образовательную программу (четыре года, пять лет или шесть). В качестве примера обучение по программе «Юриспруденция». В советских институтах в рамках четырехлетнего специалитета готовили блестящих юристов, имена которых известны многим: Сергей Алексеев, Вениамин Яковлев, Павел Крашенинников, Сергей Степашин, Владимир Устинов. В это же время на юридических факультетах университетов их будущие коллеги учились пять лет. Это означает одно: главный вопрос отнюдь не в продолжительности обучения или, как принято говорить, не в его трудоемкости, а в качестве реализации образовательных программ, их содержании, уровне преподавания, наконец — в других возможностях, которые дает вуз.
Дипломы лучших советских и российских университетов признавались за пределами РФ и до вступления России в Болонский процесс, продолжают признаваться и сейчас.
Хотя участие России в Болонской системе и способствовало преодолению ряда административных барьеров, существовавших в отечественном образовании, однако кардинального изменения подходов к формированию содержательной составляющей этого процесса достичь не удалось. Критический взгляд на такой опыт — это импульс для перестройки деятельности вузов, опирающейся на запрос общества.
Необходимость построения национальной системы образования, в том числе высшего, продиктована не только и не столько особенностями современной международной повестки, сколько внутренними задачами. Основные опоры при проектировании такой системы — собственный исторический опыт, запросы общества, потребности нашей экономики. Обеспечение качества образования подразумевает прежде всего создание инструментов контроля. Причем в этом больше всего заинтересовано само государство — основной инвестор этой сферы и конечный получатель кадров, необходимых для развития страны.
В последнее десятилетие одним из традиционных инструментов оценки деятельности образовательных организаций стали международные рейтинги вузов. Но такие цифры, формируемые международными рейтинговыми агентствами, как правило, строятся без учета особенностей национальных образовательных моделей, поэтому только условно могут считаться мерилом качества. Тем более когда речь идет о едином образовательном пространстве отечественной высшей школы. В текущей геополитической реальности, когда иностранные государства и организации ввели и продолжают вводить в отношении российской стороны неправомерные ограничения (не санкции, так как санкции суть «правомерные ограничения», а неправомерные ограничения!), система рейтингования все больше и больше опровергает сама себя.
Все это предопределяет потребность в более активном вовлечении в оценку работы вузов работодателей. Шагом в совершенствовании системы контроля качества образования может стать использование ресурсов профессиональных сообществ. Для того чтобы начать работать судьей, адвокатом, нотариусом, соискатель сдает экзамен комиссии, состоящей из представителей экспертного сообщества. Аналогичные испытания для пропуска в профессию в той или иной форме могли бы быть организованы сообществами психологов, историков, географов, журналистов и других специалистов.
Сегодня в Санкт-Петербургском университете реализован именно такой подход оценки качества образования в нашем вузе. Причем работодателям предоставлено право не только оценивать качество образования, но и предоставлены самые широкие полномочия по реальному влиянию на содержание и организацию обучения в нашем вузе.
Более 1900 представителей работодателей входят в советы образовательных программ СПбГУ, более 150 активно работают в составах учебно-методических научных комиссий, более 1700 — являются членами государственных экзаменационных комиссий Университета.
Для того чтобы наши выпускники соответствовали высоким требованиям работодателей, помимо традиционных для всех вузов страны форм (например, широкое привлечение к учебной работе преподавателей-практиков — так, в коллективе юридического факультета более 140 преподавателей являются практиками), а также относительно новых (например , открытие базовых кафедр в организациях-работодателях) с 2008 года в СПбГУ ведется целенаправленная работа по развитию клинической модели обучения, основанной на опыте функционирования первой в современной России юридической клиники. Сегодня в Университете функционируют 16 таких клиник: конфликтологическая, психологическая, экологическая, центр финансовой грамотности и другие.
Такой подход, с одной стороны, позволяет включить обучающихся в работу над реальными проектами, предоставить им возможности сформировать уникальные практические навыки и познакомиться с потенциальными работодателями. С другой стороны, получить от работодателей обратную связь — объективную оценку текущего состояния университетского образования.
Перечисленное — отдельные важные части работы по построению национальной системы высшего образования. Вместе с тем такая работа не может находиться в отрыве от процессов, которые происходят до поступления, а также в ходе приемной кампании в вузы. Речь идет о необходимости совершенствования профессиональной ориентации молодежи — пересборке модели профильных классов, изменении подходов к организации олимпиадного движения, проведению целевого приема в вузы.
К слову, давно назрела потребность в завершении обсуждения законопроекта о целевом приеме в вузы, разработанного депутатом Госдумы Ириной Яровой с участием в том числе моих коллег. Подход, предполагающий обеспечение прозрачного и безбарьерного целевого набора, дает уверенность в том, что через несколько лет в субъектах Российской Федерации будут работать высококвалифицированные специалисты, готовые к решению задач, стоящих перед региональной экономикой.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, советский и российский юрист, член президиума Совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации, председатель Ассоциации ведущих университетов России доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН Николай Кропачев.
Построение национальной системы высшего образования остается чрезвычайно серьезной и сложной задачей, решение которой будет способствовать подготовке молодых людей, осознающих ответственность перед государством и обществом. Убежден, что в ближайшее время эта работа выйдет на новый уровень, с одной стороны, вопреки, с другой стороны, благодаря введенным в отношении РФ неправомерным ограничениям!