Ректор СПбГУ: «Мы готовы открывать совместные программы с вузами в регионах»

Руководители вузов Северо-Западного федерального округа собрались в Санкт-Петербургском университете, чтобы обсудить итоги приема, вопросы академической этики и актуальные форматы волонтерства.

В ходе заседания президиума председатель совета, ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил коллегам обсудить возможность открытия совместных образовательных программ. Эта инициатива позволит абитуриентам, которые выбирают вуз, остановить выбор на университетах своего города.

Мы знаем, сколько хороших ребят уезжает из регионов. Санкт-Петербургский университет готов открывать совместную подготовку, чтобы абитуриенты могли учиться по программам, реализуемым сразу несколькими вузами.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев

Это позволит развивать науку, вырастить новое поколение профессиональных кадров, востребованных на рынке труда, и, следовательно, повысить экономическую и инвестиционную привлекательность не только крупных городов.

Такая работа может стать очередным этапом в реализации образовательных программ в сетевой форме. Подобный формат позволяет объединить ресурсы и усилия сразу нескольких образовательных учреждений — вести академический обмен преподавателями и студентами, создавать совместные онлайн-курсы, организовывать совместное практическое обучение студентов, проводить экспертизу учебно-методической документации. Эффект от сетевого взаимодействия — это в первую очередь повышение качества и конкурентоспособности программ.

Об итогах приема 2019 года рассказал председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Он отметил, что баллы ЕГЭ выросли, а вместе с ними возросли и средние баллы зачисленных в вузы округа. Эксперты отметили, что сегодня университеты показывают так называемое особо высокое качество приема. Это значит, что большое количество бюджетных мест заняли вчерашние школьники, получившие на едином экзамене в среднем больше 80 баллов.

92,49

балла составил средний балл зачисленных на первый курс СПбГУ в 2019 году.

При этом повысилось и качество приема на внебюджетные места — институты и университеты из числа лидеров региона приняли на 30 % больше абитуриентов с высокими баллами за ЕГЭ. Эксперты объясняют это тем, что абитуриенты отдают предпочтение вузам с хорошей репутацией. По их словам, окончательно укоренилось мнение, что качество полученного образования сегодня гораздо важнее фактического наличия диплома.

Необходимость выбрать лучших из лучших диктует свои условия, отметили участники заседания. Одно из предложений, обсуждаемых в Министерстве науки и высшего образования, — установить для поступающих на платное отделение общий для вузов минимальный проходной балл ЕГЭ на каждое направление подготовки. Если абитуриент сдаст ЕГЭ хуже, чем того будет требовать новое правило, подать документы на платное отделение интересующей его программы он не сможет.

Также в ходе заседания исполнительный директор совета, первый проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского университета Марина Лаврикова и почетный профессор СПбГУ Борис Марков рассказали о работе Комиссии по этике Санкт-Петербургского университета.

В ее состав входят почетные профессора. Комиссия решает проблемы, которые не могут быть решены в административном порядке. Обратиться в этическую комиссию может каждый универсант — студент, преподаватель, сотрудник.

Первый проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского университета Марина Лаврикова

Члены президиума совета согласились, что такая практика может помочь избежать нарушений в академической этике, особенно участившихся в последние годы.

Еще один вопрос, который обсудили в рамках заседания, — развитие волонтерского движения. Эксперты подчеркнули: добровольчество — это не только элемент воспитательной и внеучебной работы. Сегодня это один из способов реализации третьей миссии университетов (помимо традиционных научной и образовательной) — социальной. Студенты и преподаватели участвуют в общественных, экономических и экологических проектах. Участники согласились, что работу по популяризации добровольческого движения имеет смысл проводить именно в вузах.