Ольга Дергунова: «Важно готовить студентов к партнерской модели работы»
На площадке 24-го Петербургского международного экономического форума состоялась панельная дискуссия «Бизнес и университет: какое образование требует экономика сегодня?», организованная при поддержке СПбГУ.
Дискуссия была посвящена практикам взаимодействия вузов и компаний-работодателей, которые все чаще, реагируя на требования времени, объединяют усилия в образовательных процессах. Открывая сессию, ее модератор, партнер компании BCG Антон Степаненко отметил, что в нашей стране сложилась интересная ситуация: с одной стороны, в России один из самых низких официальных уровней безработицы в мире, а с другой — невероятный дефицит кадров.
Все ищут всех — от директоров до строителей.
Партнер компании BCG Антон Степаненко
Почему быстро найти кандидата с нужным уровнем компетенций так сложно, а связка между университетами и работодателями при всей широте законодательно допустимых норм сотрудничества работает как минимум неидеально? Эти вопросы Антон Степаненко адресовал участникам дискуссии.
Одной из основных тем обсуждения стал опыт совместной организации лаборатории <5G_Dream_Lab> ВШМ СПбГУ и компании «МегаФон». Говоря об этом образовательном формате, заместитель президента — председателя правления «Банка ВТБ», директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова подчеркнула: «Исключительная польза лаборатории в том, что ее работа строится на стыке нескольких стремлений: желания бизнеса помочь Университету, создать современный образовательный контент и при этом дать студентам навык повседневной работы, не отвлекая их от главного — учебы. Важно, что в работе участвуют специалисты-практики, а профессиональные педагоги часто оказываются на равных со студентами в познании нового», — сказала она.
В итоге мы получаем не только креативную идею и готовую междисциплинарную команду. Компания реализует свой интерес в том, чтобы учащиеся впитали ее культуру и были готовы влиться в коллектив, Университет — в престижном трудоустройстве выпускников, а все вместе мы готовим студентов к равноправной, партнерской модели существования во взрослой организации. Именно эти задачи ставят перед собой университеты и бизнес, реализуя любую из известных сегодня схем взаимодействия.
Заместитель президента — председателя правления «Банка ВТБ», директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова
Директор по персоналу ПАО «МегаФон» Валентина Ватрак, в свою очередь, подчеркнула: одним из главных выводов из успешного опыта взаимодействия с ВШМ СПбГУ стало то, как важно подготовить не просто профессионалов, но людей, способных успешно работать в команде. Теперь компания планирует командную же стажировку выпускников лаборатории для дальнейшей проработки продуктовых решений. Представитель «МегаФона» выделила четыре главных направления помощи бизнеса вузам: во-первых, это участие в создании современного образовательного контента, во-вторых — непосредственное участие экспертов компаний в обучении; в-третьих — организация стажировок в реальной бизнес-среде и, наконец, разработка совместных образовательных технологий, проектов, подобных <5G_Dream_Lab>.
Симбиозом назвал взаимодействие университетов с бизнесом директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов, поскольку оно подразумевает равноправное участие в образовательном процессе, где ни один из участников не взаимозаменяем. По мнению Александра Крайнова, российские университеты традиционно хорошо справляются с фундаментальной составляющей образования. Но невозможно требовать от них обучения практическим знаниям, содержание которых меняется буквально ежемесячно. Это удел бизнеса.
С прогнозом на будущее выступил заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский, отметив, что после того, как пандемия придала сфере образования невероятный акселерационный толчок, именно она станет сектором, где буквально в ближайшее время случатся тектонические организационные и идеологические сдвиги. Первый вице-президент «Газпромбанка» Наталья Третьяк отметила, что отечественное законодательство сегодня предоставляет довольно широкий спектр способов для взаимодействия вузов и бизнеса; показательно, что это работающий, а не формальный инструментарий. Говорила она и о важности soft skills в наборе компетенций выпускника: сегодня именно личностные качества выходят на первое место при подборе персонала.
Завершая беседу, Ольга Дергунова ответила на вопрос из зала: куда идти учиться, если кажется, что на самых популярных направлениях уже избыток специалистов. «Главный принцип, который я выработала для себя: учи математику и читай книжки. Математика неизбежно научит логике и поможет структурировать мышление. Гуманитарные знания помогут (возможно, позже, когда вы станете старше и лучше поймете, чего хотите) найти профессиональную комбинацию на стыке дисциплин. Биология и программирование — чем не сочетание? Ищите кросс-дисциплинарные варианты. Знания, которые кажутся вам сейчас избыточными, обязательно пригодятся», — сказала она.