Наука или бизнес? В Университете рассказали о треках развития стартап-проектов
Меньше недели остается до финала конкурса «Start-up СПбГУ — 2022» — 24 мая восемь студенческих команд представят жюри свои разработки. Пока универсанты дорабатывают инновационные проекты, посещают мастер-классы, семинары и получают советы представителей бизнеса.
В ходе круглого стола, организованного в Университете при поддержке эндаумент-фонда СПбГУ, руководитель направления по развитию продукта научно-технического центра «Газпромнефть» Евгений Кирьянов и ведущий специалист блока по работе с персоналом и организационному развитию Дарья Павлова рассказали студентам о возможных путях развития стартап-проектов и ответили на вопросы начинающих предпринимателей.
Евгений Кирьянов обратил внимание на разницу между бизнесом, который имеет четкую, проверенную временем бизнес-модель, и стартапом, который пока находится в ее поисках. Предприниматели, решившиеся приступить к работе над инновационным проектом, не знают заранее, за счет чего будет окупаться их продукт и станет ли он вообще прибыльным. Для того чтобы выяснить, удалось ли им угадать потребности потребителей и впоследствии завоевать новые рынки, они вынуждены идти на риск.
Стартап — это временная организация, которая создана для того, чтобы найти успешную бизнес-модель и организовать крупную, сильную компанию.
Руководитель направления по развитию продукта НТЦ «Газпромнефть» Евгений Кирьянов
В процессе работы над своим проектом команды, имеющие некую стартовую концепцию или прототип, могут выбрать один из двух путей развития. Тем, кто готов погружаться в вопросы управления компанией и принимать ответственные решения, следует присмотреться к бизнес-треку, который, в свою очередь, подразделяется на сотрудничество с венчурным бизнесом и развитие собственного стартапа. Но если разработчиков больше интересует сам продукт, нежели его продажи, то наиболее подходящей для них окажется научная область. От того, в каком направлении решит продвигаться команда, зависит дальнейший выбор инструментов поддержки.
Бизнес-трек развития стартапа связан со значительным риском, по статистике, выживает не более 3–5 % проектов. Тем, кто хотел бы посвятить себя решению технологических задач и проверке гипотез, окажется ближе другой путь — научный. Несмотря на то, что здесь разработчик не сможет получить такие доходы, как в венчурном бизнесе, у него будет возможность заниматься интересными проектами, находясь в комфортной среде. Этот трек также подразделяется на два блока: ученый в науке и ученый в бизнесе.
В своем выступлении Евгений Кирьянов рассказал о существующих видах безвозвратных инвестиций (конкурсных премиях, финансировании или возмещении расходов), поддержке в обмен на долю компании (получении средств от венчурных фондов, акселераторов и бизнес-ангелов), а также о кредитовании и использовании краудфандинговых платформ.
Спикер отметил: чтобы сформировать работающую бизнес-модель, требуется понимание, как создать продукт, сделать его реализуемым, кому и по какой цене продавать.
Как отметила Дарья Павлова, специалист с опытом работы в стартапе имеет глубокое понимание рынка, умеет формировать и тестировать гипотезы, чтобы выводить на масштабируемый рынок. Несмотря на то, что стартап-проекты обычно существуют недолго, их участники успевают приобрести важные навыки, в том числе умение работать в команде в сжатые сроки. Сами же предприниматели за это время получают опыт работы над реальными проектами с высоким уровнем ответственности и находят прикладное применение знаниям, полученным в университете.
Круглой стол действительно не прошел даром для нашей команды. После общения с представителями «Газпрома» мы смогли выбрать наиболее приемлемую для нас стратегию развития, в том числе узнали много интересного и про другие конкурсы-акселераторы, в которых мы сможем найти поддержку для нашего проекта.
Капитан команды U-stat Алексей Пахомов
Благодаря участию в круглом столе финалисты конкурса смогли узнать о проблемах, с которыми сталкиваются наукоемкие проекты, и путях их решения, познакомились со спектром возможных источников финансирования и критериями для определения подходящих инструментов поддержки, а также услышали мнение профессионалов о том, как выбрать подходящий вектор развития своего стартапа.