Материалы ректорского совещания
О международной деятельности
Недавно были проведены следующие мероприятия.
Визит в СПбГУ министра высшего образования Малайзии
Санкт-Петербургский университет посетил министр высшего образования Малайзии Замбри Абдул Кадир. Участниками встречи, в рамках которой обсуждались возможности научного и образовательного международного сотрудничества, также стали представители Министерства науки, технологий и инноваций, Министерства цифровизации, Министерства туризма, искусства и культуры, Министерства образования и посольства Малайзии в Российской Федерации.
Стороны обсудили развитие сотрудничества с малайзийскими университетами, а также налаживание академических обменов, проведение совместных научных исследований, возможность создания в Малайзии представительства СПбГУ и центра русского языка как иностранного.
Мероприятия в представительстве СПбГУ в Испании
В представительстве Санкт-Петербургского государственного университета в Королевстве Испания 7 октября состоялась онлайн-лекция доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ Нины Феликсовны Щербак, посвященная британским художницам викторианской эпохи, 8 октября — онлайн-лекция заведующего кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камиллы Ренатовны Нигматуллиной «Цифровые технологии и аудитория современных медиа».
О соглашении о сотрудничестве между СПбГУ и ПАО «СИБУР Холдинг»
8 октября Санкт-Петербургский государственный университет и ведущий производитель синтетических материалов СИБУР подписали соглашение о сотрудничестве в сфере образовательно-просветительской и исследовательской деятельности. Церемония подписания состоялась в рамках XXII Менделеевского съезда в образовательном центре «Сириус». Соглашение подписали член правления — управляющий директор СИБУР Марина Владимировна Медведева и первый проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Сергеевна Ярмош.
В рамках партнерства планируется разработка совместных образовательных программ в области химии и нефтехимии, проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития нефтегазохимической отрасли, проведение совместных образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на повышение осведомленности широкой общественности о роли химии и нефтехимии в современном мире.
«СПбГУ обладает богатейшими традициями в области химического образования и науки. Здесь работал великий Дмитрий Иванович Менделеев, чей вклад в науку выходит далеко за рамки создания периодической системы химических элементов. Менделеев стал не только основоположником отечественной нефтехимии, но и оказал огромное влияние на развитие металлургии, сельского хозяйства, метрологии и многих других отраслей. Его наследие, бережно хранящееся в музее-архиве при университете, продолжает вдохновлять новые поколения ученых в самых разных областях науки и промышленности. Партнерство с СИБУР открывает для студентов и исследователей новые возможности продолжить дело Менделеева, реализуя самые смелые идеи на стыке различных научных дисциплин», — отметила Анастасия Ярмош.
«СИБУР стремится поддерживать развитие образования и науки в нашей стране. Сотрудничество с СПбГУ, одним из ведущих вузов России, позволит нам объединить усилия для подготовки высококвалифицированных специалистов и проведения передовых исследований в области химии и нефтехимии, а также раскрыть значимость химической отрасли для повседневной жизни, технологического прогресса и устойчивого развития общества, делая сложные научные концепции доступными и понятными для людей разных возрастов и профессий. Мы продолжаем воплощать в реальность то, что Менделеев предсказал и для чего создал основу более 150 лет назад», — подчеркнула Марина Медведева.
Санкт‑Петербургский университет сотрудничает в области разработки новых образовательных программ с крупнейшими компаниями России и мира, а также органами государственной власти. В их числе «Газпром нефть», Сбер, Яндекс, Минпромторг России и другие.
О III Петербургском историческом форуме. О соглашении о сотрудничестве между СПбГУ и Национальным центром исторической памяти при Президенте Российской Федерации
С 7 по 13 октября в Санкт‑Петербургском университете прошел III международный Петербургский исторический форум. Его участниками стали более 1200 профессиональных историков, которые на протяжении недели обсуждали широкий спектр тем по всем вопросам изучения и преподавания истории, а также провели научно-популярные лекции, доступные всем желающим.
На открытии форума участников и гостей приветствовал ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев. Он сообщил, что в этом году мероприятие приурочено к нескольким памятным датам, в том числе к 90-летию возрождения исторического образования в России — основанию факультетов истории ЛГУ и МГУ. Образование историка, полученное в лучших университетах страны, дает возможность в дальнейшем работать практически по любой специальности, поскольку студент учится находить, систематизировать и анализировать огромный массив информации. Ректор СПбГУ подчеркнул, что сегодня перед историками стоит важная задача: не только анализировать прошлое и настоящее, но и защищать прошлое от ревизии. Решать ее возможно только в ходе междисциплинарной работы с представителями других научных областей.
Интерес к Петербургскому историческому форуму с каждым разом возрастает. Как рассказал директор Института истории СПбГУ Абдулла Хамидович Даудов, в 2019 году его участниками стали более 680 ученых и 200 слушателей, а в 2022 году — свыше 930 историков, чьи выступления посетили около 600 гостей. В этом же году на участие в форуме было подано более 1240 заявок. Среди участников форума — ученые из более чем 50 регионов России, представляющие все федеральные университеты, ведущие музеи и архивы страны, а также профессиональные ассоциации учреждений, специализирующихся в области исторического знания. Несмотря на международную обстановку, в заседаниях и круглых столах приняли участие эксперты из 27 стран, в том числе Китая, Индии, Японии, Ирана, Южной Кореи, США, Франции, Великобритании, Аргентины, Мексики, Колумбии и Канады.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН Александр Оганович Чубарьян отметил комплексный характер форума, отражающего все современные тенденции в изучении исторической науки. В программе тесно переплетаются мировая и национальные истории, древность, Средневековье и новейшая история, внимание к изучению проблемы человека в истории.
Директор Санкт‑Петербургского института истории Российской академии наук, член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Сиренов рассказал, что открытие форума проходит в исторической обстановке: именно в Актовом зале Санкт‑Петербургского университета в 1860 году состоялся знаменитый спор между двумя выдающимися учеными Николаем Костомаровым и Михаилом Погодиным о начале российской государственности, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие исторической науки.
В рамках III Петербургского исторического форума состоялись более 70 секций, круглых столов, научных презентаций и других мероприятий, включая круглый стол «Историческая память: научные исследования и практики. Проект "Без срока давности"», который прошел при поддержке Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации.
Соорганизаторами форума выступили Государственный Эрмитаж, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт‑Петербургский институт истории РАН. Заседания проходили на базе десятка учреждений, включая Музей истории Петербурга, Институт истории материальной культуры РАН, Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, Российскую национальную библиотеку, а также новые площадки: Санкт‑Петербургскую духовную академию, Русскую христианскую гуманитарную академию, Русское географическое общество и Военно-медицинский музей.
В рамках III международного Петербургского исторического форума в Университете состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и АНО «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации». Подписи под документом поставили ректор Университета Николай Михайлович Кропачев и руководитель Национального центра Елена Петровна Малышева. Соглашение предполагает реализацию совместных общественно значимых проектов и инициатив в сфере сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Стороны будут взаимодействовать по вопросам сбора, выявления, поддержки и распространения лучших методик и форматов формирования гражданского самосознания. Кроме того, партнеры договорились об осуществлении совместной просветительской и культурно-досуговой деятельности, а также реализации проектов, направленных на популяризацию позитивного образа России, достижений ее культуры и науки.
Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе поступило 31 обращение. Большинство обращений касается получения различных документов, перевода в СПбГУ. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Занятия проходят в установленном порядке в соответствии с расписанием.
За прошедшую неделю встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Медицинском институте, Институте философии, на факультете математики и компьютерных наук, факультете международных отношений, факультете прикладной математики — процессов управления, физическом факультете, филологическом факультете, юридическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии.
Об олимпиаде «Я — профессионал»
В конце сентября стартовал восьмой сезон всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — масштабного проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». В этом учебном году олимпиада охватывает 71 предметную область, включая новые направления «Проектный менеджмент» и «Управление цифровым продуктом и инноватика», соответствующие запросам студентов и учитывающие современные тенденции рынка труда.
Санкт‑Петербургский университет четвертый год подряд вошел в число лидеров по количеству направлений среди 33 вузов — организаторов соревнования. В новом сезоне СПбГУ проведет олимпиаду по ключевым направлениям: «География», «История и культура России», «Юриспруденция» и «Языкознание и литературоведение».
Олимпиада «Я — профессионал» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основная цель олимпиады заключается в создании масштабной платформы для карьерного развития студентов, охватывающей все направления подготовки: от технических до гуманитарных и медицинских.
Главная тема VIII сезона — «Работать и учиться в России». Олимпиадные задания разрабатываются экспертами ведущих российских вузов совместно с представителями более чем 600 индустриальных партнеров олимпиады. В рамках 2024/25 учебного года организаторы запланировали для участников серию образовательных и карьерных мероприятий, направленных на развитие профессиональных навыков и умений, а также углубление и расширение знаний в различных дисциплинах.
Регистрация студентов для участия в соревнованиях продлится до 12 ноября на официальном портале проекта. Отборочный этап олимпиады пройдет в дистанционном формате с 15 ноября по 1 декабря. Заключительный этап состязаний состоится с февраля по апрель 2025 года. Итоги VIII сезона будут подведены в мае 2025 года. Актуальная информация об олимпиаде доступна в соответствующем разделе на портале СПбГУ.
Принять участие в олимпиаде могут обучающиеся программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, а также студенты, получающие базовое и специализированное высшее образование. При проведении отборочного этапа в этом году будет применена новая система работы с дипломами прошлых сезонов. Баллы будут засчитаны автоматически при подведении итогов отборочного этапа — участникам необходимо будет только выбрать нужные направления при регистрации и отметить пункт с зачетом дипломов.
Дипломанты олимпиады (призеры, победители, а также бронзовые, серебряные и золотые медалисты) могут претендовать на преимущества при поступлении в ведущие университеты страны на программы магистратуры, аспирантуры и ординатуры, а также получить возможность пройти стажировку в крупной профильной компании. Для медалистов также предусмотрены денежные призы от 100 до 300 тысяч рублей.
О конкурсе «300 лет Российской академии наук и Санкт‑Петербургскому государственному университету. История в лицах»
Продолжается прием заявок для участия в конкурсе «300 лет Российской академии наук и Санкт‑Петербургскому государственному университету. История в лицах». Участники — студенты и аспиранты вузов, колледжей, научных организаций Санкт‑Петербурга.
Представление конкурсных работ проходит в два этапа: заочный — конкурсная работа в составе заявки; очный — выступление в стиле «Популяризатор науки». В первом этапе конкурсантам необходимо подготовить исследование, посвященное одному из деятелей отечественной науки и его научному наследию. В работе должны быть четко и грамотно сформулированы цель и задачи работы, объект, предмет и методы научного исследования, выводы, научная новизна исследования.
Окончание приема заявок — 29 октября 2024 года (включительно). Финал конкурса состоится 26–27 ноября в рамках Санкт‑Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».
Подробности по ссылке.
О выделении СПбГУ бюджетных ассигнований в целях финансового обеспечения реализации пилотного проекта, направленного на повышение уровня оплаты труда научно-педагогических работников, которые преподают предметы и дисциплины (модули) фундаментального характера
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2024 года № 2706-р в целях финансового обеспечения реализации пилотного проекта, направленного на повышение уровня оплаты труда научно-педагогических работников, которые преподают предметы и дисциплины (модули) фундаментального характера, в 2024 году в вузы направлены дополнительные бюджетные ассигнования. В СПбГУ направлено 27 306,8 тысяч рублей.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, Минобрнауки выделило несколько естественнонаучных областей, которые будет поддерживать в рамках пилотного проекта программы повышения качества преподавания фундаментальных дисциплин. В СПбГУ в этот проект попадают 155 учебных дисциплин, которые ведут 355 преподавателей. Минобрнауки также выработало показатели оценки эффективности мер государственной поддержки преподавателей фундаментальных дисциплин (увеличение числа научных публикаций, использование лекционных демонстраций, участие студентов в олимпиадах и другие), по которым преподавателей регулярно будут проверять специально создаваемые комиссии. Предполагается, что в перспективе суммы бюджетных ассигнований будут увеличены. В случае успеха пилотного проекта сфера поддерживаемых дисциплин будет расширена.
О рейтингах университетов
В ряде информационных источников появились сообщения о выходе очередного выпуска глобального рейтинга Times Higher Education на 2025 год. На сайте рейтингового агентства THE российские университеты, попавшие в этот рейтинг, выделены по сравнению с другими как университеты «второго сорта». Как и в выпуске на 2024 год, Санкт‑Петербургский государственный университет в этом рейтинге отсутствует. Со второй половины 2022 года СПбГУ не сотрудничает с рейтинговыми агентствами THE и QS, в том числе не направляет сведения, ежегодно запрашиваемые этими агентствами для составления рейтингов, и не использует распространяемую ими информацию для принятия управленческих решений.
В международном рейтинге «Три миссии университета» в 2024 году Санкт‑Петербургский университет вошел в список лучших высших учебных заведений, уступив лишь МГУ имени М. В. Ломоносова. Также СПбГУ вошел в топ-50 лучших университетов мира. В ранжированный список включены 2000 университетов из 112 стран, из них 152 участника — университеты России. В топе российского сегмента свои позиции стабильно удерживают МГУ и СПбГУ, лидируя среди других высших учебных заведений страны.